В 1966 году в силу вступила новая формула регламента, максимальный объём безнаддувных моторов вырос с 1500 до 3000 куб.см. Это заставило конструкторов Ferrari создать новую модель – 312 F1, плавная модернизация которой растянется на полтора десятилетия. Дебют машины (как обычно, название модели определил двигатель: 3 литра, 12 цилиндров) состоялся уже на первом Гран При 1966 года в Монако.
Основой для нового двигателя стал 3,3-литровый мотор от спорткара Ferrari 275P2, объём которого уменьшили до разрешённых регламентом трёх литров. Конструктивно шасси было близко к прошлогоднему, но Форгьери всё больше увлекался аэродинамикой, так что машина получала всё более приземистые и обтекаемые формы. По ходу чемпионата впервые в Формуле 1 на 312 F1 появляются спойлеры для увеличения прижимной силы. Обратной стороной высокой мощности мотора (360 л.с.) стал значительный вес, общая масса 312-й достигла 600 кг, что осложнило конкуренцию с более лёгкими машинами британских команд. Тем не менее, у Ferrari были шансы побороться за титул, но по ходу сезона команду сотрясали один скандал за другим.
После двух первых Гран При Джон Сёртиз был одним из лидеров чемпионата и готовился выступить за Скудерию в марафоне «24 часа Ле-Мана». В 1966 году финансовые сложности позволили Ferrari выставить на старт знаменитой гонки только две машины, а по правилам того времени экипаж каждой из них мог состоять лишь из двух пилотов. В заявочном листе Сёртиз своей фамилии не нашёл. Обратившись к менеджеру команды, Эудженио Драгони, за разъяснениями, он услышал, что ещё недостаточно восстановился после аварии 1965 года. Возмущённый пилот немедленно покинул Маранелло и уже следующий Гран При проводил в составе команды Cooper.
К слову, в конце года Драгони был уволен, но вернуть Сёртиза это не помогло. С другой стороны, сам Сёртиз также пострадал от расставания с Ferrari, так как машины Cooper с двигателями Maserati не отличались надёжностью. Тем не менее, он смог выиграть финальный Гран При сезона и занял в чемпионате второе место, значительно опередив всех пилотов Скудерии. Чемпионат легко выиграл Брэбэм, но кто знает, чем бы он закончился, останься Сёртиз в Ferrari...
Другой проблемой для Ferrari стал выбор поставщика шин. У команды возникли разногласия с Dunlop, пришлось искать альтернативу. Из-за этого на презентации новой машины перед началом сезона маркировка с шин была убрана. Более того – на двух первых Гран При пилоты Скудерии использовали резину разных производителей: Сёртиз – Dunlop, а Бандини – Firestone, для которых это был дебют в чемпионате мира. После ухода Сёртиза шины Dunlop появились на машинах Ferrari лишь однажды – на Гран При Германии.
Ferrari 312 F1
В середине 60-х Формула 1 решила подчеркнуть роль «Королевы автоспорта» и выпустить на трассы более мощные машины, соответствующие эпохе, вместо небольших формул последних сезонов. После краткого периода 1500-кубовых моторов в 1966 году начинается эра трёхлитровых двигателей, и в случае Ferrari это был V12.
Увеличение рабочего объёма двигателя до 3000 куб.см. теоретически должно было помочь новой 312 F1 и Скудерии, так как в Маранелло всегда были сильны в создании мощных моторов, и именно они чаще всего становились оружием победы. Но этого не произошло. Сезон начался с многообещающего выступления Джона Сёртиза в Монте-Карло и продолжился победой чемпиона 1964 года в бельгийском Спа.
Однако после этой победы, благодаря которой, казалось, Скудерия бросит вызов в борьбе за чемпионский титул, холодным душем стало шумное расставание с «сыном ветра».
Причины этого сенсационного «развода» будут окутаны тайной многие годы, но мне кажется, что подоплёкой произошедшего стало исчезновение некоторых технических чертежей Ferrari, которые мог взять Сёртиз, чтобы затем использовать на машине собственной конструкции.
В итоге Скудерия закончила сезон всего с двумя победами в активе: Сёртиза в Бельгии и Скарфиотти в Монце, на Гран При Италии.
Результаты выступлений Ferrari 312 F1 в гонках Формулы 1
Несмотря на вступление в силу нового регламента, в 1966 году Ferrari использовала не только новую 312 F1, но и прошлогоднюю модель, на которую был установлен двигатель V6 2.4 литра. Эта промежуточная машина, получившая название 246T, выходила на старт этапов чемпионата всего четыре раза (в том числе однажды за частную команду Реджа Парнелла) и не входит в официальную хронологию Ferrari, потому её результаты не включены в таблицу. Но интересно, что в двух первых Гран При пилоты Ferrari, Сёртиз и Бандини, использовали различные шасси, моторы и шины (Бандини – 246T с V6 и шинами Firestone, а Сёртиз – 312 F1, V12 и Dunlop) – редчайший, если не единственный случай в истории.
Что касается 312 F1, то по ходу сезона Ferrari пришлось пропустить два Гран При – в Великобритании (из-за забастовок) и в Мексике (по техническим причинам), а на Гран При США выступил только один пилот – Бандини. Помимо победы Сёртиза в Спа, успеха удалось достичь и в Монце, где машина получила обновлённый мотор с новой головкой блока цилиндров. На каждый цилиндр теперь приходилось по три клапана, а мощность поднялась до 375 л.с. Эти моторы обеспечили гонщикам Ferrari, Майку Парксу и Лудовико Скарфиотти, дубль как в квалификации, так и в гонке. Кроме того, эта же модель дважды выходит на старт и в 1967 году – оба раза в качестве третьей машины под управлением Майка Паркса.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1966 | 7 | 12 | 3 | 2 | 1 |
1967 | 2 | 2 | 0 | 0 | 5 |