Сан-Марино'85: Просто фарс

Элио де Анжелис за рулём Lotus 97T, 1985 год
Гонка #407: 5 мая 1985 года. Гран При Сан-Марино. Имола
Поул Айртон Сенна (Lotus 97T) - 1:27,327 (207,771 км/ч)
Лучший круг Микеле Альборето (Ferrari 156/85) - 1:30,961 (199,470 км/ч)
Победитель Элио де Анжелис (Lotus 97T) - 1:34:35,955 (191,799 км/ч)

К середине восьмидесятых титулованных гонщиков в Формуле 1 хватало: продолжал выступать трёхкратный чемпион мира Ники Лауда, уже стал двукратным Нельсон Пике, всё ещё в отличной форме был и чемпион 1982 года Кеке Росберг. Тем не менее, уже тогда лучшим пилотом чемпионата называли Алена Проста – быстрого, но, как тогда считали, невезучего француза. И в 1983-м, и в 1984 годах он одержал больше всех побед в чемпионате, но оба раза уступал титул в концовке сезона – сначала проиграл 2 очка Пике, затем 0,5 – Лауде.

Новый сезон 1985 года должен был, наконец, расставить всё по местам, и начал Прост его с уверенной победы в Бразилии. На втором этапе, однако, произошла досадная осечка: под проливным дождём в Эшториле Ален ошибся и вылетел с трассы. Тогда свою первую победу одержал перешедший в Lotus Айртон Сенна, но хуже было то, что финишировавший вторым Микеле Альборето вышел в лидеры чемпионата. Именно итальянец на новой и весьма быстрой Ferrari 156/85 был главным конкурентом Проста в том сезоне.

Прост надеялся вернуть себе лидерство на третьем этапе. Гонка официально называлась Гран При Сан-Марино, хотя в действительности проходила на территории Италии, в Имоле, на трассе, носившей имя Дино Феррари. Неудивительно, что подавляющая часть местных болельщиков, так называемых тифози, вовсе не была настроена поддерживать Проста. Их главным героем был Альборето, выступавший за Ferrari, и чуть в меньшей степени – его новый напарник, Стефан Йохансон. Рене Арну был уволен из команды после первого этапа без объяснения причин.

Микеле Альборето в Имоле, 1985 год

К 1985 году мощность турбомоторов достигла умопомрачительных значений – в квалификациях двигатели развивали более 1000 лошадиных сил! Чтобы как-то сдержать безудержный рост скорости, в FIA приняли неоднозначное решение – ограничить количество топлива на гонку. Для прожорливых турбомоторов это стало вторым сильным ударом со стороны федерации после запрета дозаправок годом ранее.

В результате на первый план вышла стратегия использования топлива. На некоторых трассах пилоты могли атаковать почти всю гонку, но на более скоростных (к ним, безусловно, относилась и трасса в Имоле) топлива попросту не хватило бы, и пилотам в какой-то момент приходилось сбрасывать скорость. Это привело к появлению странных с точки зрения зрителя гонок, в которых быстрейшими на трассе оказывались то одни пилоты, то другие. Наглядным подтверждением тому стал и Гран При Сан-Марино.

В квалификации Айртон Сенна завоевал второй поул подряд, лишь несколько сотых уступил ему Кеке Росберг на Williams. Напарник Сенны, Элио де Анжелис, показал третье время, а четвёртое оказалось на счету Альборето. Ален Прост был только шестым – его опередил ещё и Тьерри Бутсен на Arrows. Йохансон всё ещё не мог полностью освоиться в кокпите Ferrari и занял лишь 15-е место на стартовой решётке.

Старт выиграл Сенна, а вот Росберг начал гонку неудачно, пропустив сразу нескольких соперников. Пелотон возглавили две машины Lotus, за которыми следовали Альборето и Прост. Вскоре на пятое место вышел Лауда, также опередивший Росберга. Уже после нескольких кругов скорость де Анжелиса упала, и его обогнал сначала Альборето, а затем и оба пилота McLaren, Прост и Лауда.

Ален Прост и Айртон Сенна на Гран При Сан-Марино 1985 года

Получив оперативный простор, Прост смог поднять темп и к середине дистанции догнал чёрно-золотой Lotus Сенны. На протяжении нескольких кругов между ними шла напряжённая борьба, в ходе которой Прост проводил одну атаку за другой, но опередить бразильца не мог. Эти атаки, однако, значительно повысили расход топлива на машине Проста, и ему пришлось отступить.

Тем временем пелотон терял одну машину за другой, и почти во всех случаях причиной становился отказ двигателя или турбины. Именно из-за проблем с силовой установкой были вынуждены сойти не менее десяти пилотов из 26-и стартовавших. В их числе оказался и Кеке Росберг, а чуть позже из-за проблем с электрикой сошёл Альборето.

Зато его напарник, Йохансон, поднимался всё выше и выше. Благодаря сходам соперников и своему прекрасному пилотажу, к 24-му кругу пилот Ferrari вышел уже на пятое место, а затем опередил де Анжелиса и Проста! Лауда пропустил шведа сам – машину австрийца развернуло из-за проблем с коробкой передач, и он откатился назад.

Всего за четыре круга до финиша зрители буквально взревели от восторга – машина Сенны внезапно замедлилась, и Ferrari Йохансона возглавила гонку! Как выяснилось, у бразильца закончилось топливо, и он вынужден был остановиться. Но спустя всего минуту по трибунам прокатился вздох разочарования – их героя постигла та же участь. В этот же момент вынужден был припарковать свой Brabham Нельсон Пике – топлива не осталось и у него.

В лидеры вышел Прост, а это был худший сценарий для тифози, ведь они видели в Алене главного конкурента для Альборето. Топливо в итоге закончилось и у Проста, но это произошло уже после пересечения финишной черты. На круге возвращения в боксы француз остановил машину, после чего вылез из неё и лишь развёл руками.

Вторым финишировал де Анжелис – благодаря аккуратному пилотажу он оказался одним из немногих пилотов, избежавших проблем с топливом. Занимавший третье место Тьерри Бутсен проигрывал Просту круг, но, тем не менее, на финальном круге бензин закончился и у него. Последние несколько поворотов он проехал накатом, а на прямой его Arrows остановилась! Бельгиец выскочил из машины и вручную дотолкал её до финишной черты, успев пересечь её раньше, чем Патрик Тамбэ.

Лауда всё же добрался до финиша на пятом месте, а шестым, с отставанием в несколько кругов, финишировал Мэнселл. После финиша Найджел возмущался тем, что пилотам приходится больше думать об экономии топлива, чем о борьбе на трассе, и заявил, что это «нельзя назвать настоящими гонками». Тем временем Прост праздновал победу, а вместе с ним на подиум поднялись де Анжелис и Бутсен.

Тьерри Бутсен толкает свою машину на финишной прямой в Имоле

Но уже после того, как над трассой отзвучала «Марсельеза», и из бутылок вылилось шампанское, руководитель McLaren Рон Деннис был вызван к стюардам гонки. Когда машину победителя, наконец, доставили в паддок, её отправили на контрольное взвешивание – уже в те времена это была, в общем-то, рутинная процедура, от которой никто никаких сюрпризов не ждал.

Но сюрприз всё же был, и сюрприз неприятный: машина весила на 2 килограмма меньше допустимых 540 кг, хотя весы были откалиброваны с двухкилограммовым запасом, во избежание ошибок. Деннис потребовал взвесить её на других весах, проверенных у него на глазах. Это было сделано, и на этот раз весы показали 536 кг.

Стюардам ничего не оставалось, как дисквалифицировать Алена Проста и отдать победу де Анжелису, который не лидировал в гонке ни метра. Бутсен стал вторым, а на третье место поднялся Тамбэ, проигравший Просту круг ещё на середине дистанции. Последнее очко за шестое место в итоге досталось сошедшему за три круга до финиша Йохансону.

До сих пор эту гонку в Имоле называют одной из самых странных в истории Формулы 1. Тем не менее, благодаря этому неожиданному успеху, Элио де Анжелис вышел в лидеры чемпионата, в то время как вторая подряд неудача Проста отбросила его на пятое место. Вся борьба, однако, была ещё впереди. Эта победа стала для де Анжелиса второй в карьере – и последней.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё