Швеция'77: Vive la France

Жак Лаффит на Гран При Швеции, 1977 год
Гонка #288: 19 июня 1977 года. Гран При Швеции. Андерсторп
Поул Марио Андретти (Lotus 78) - 1:25.404 (169.369 км/ч)
Лучший круг Марио Андретти (Lotus 78) - 1:27,607 (165,110 км/ч)
Победитель Жак Лаффит (Ligier JS7) - 1:46:55,520 (162,335 км/ч)

Гран При Швеции появился в чемпионате мира на волне успехов Ронни Петерсона и Гуннара Нильсона, но оставался в календаре относительно недолго – с 1973 по 1978-й. Короткая и не слишком интересная трасса в Андерсторпе, расположенная на территории действующего (!) аэродрома, оказалась для чемпионата малопривлекательной.

Тем не менее, в этих шести шведских Гран При произошло немало необычных событий: именно здесь свои единственные победы одержали шестиколёсный Tyrrell P34 в 1976-м и «автомобиль-вентилятор» Brabham BT46B в 1978-м. Здесь в 1975 году завоевал единственный поул в карьере Витторио Брамбилла, а в 1974-м одержал первую победу Джоди Шектер. И 1977-й исключением в этом ряду не стал.

Как обычно, Гран При Швеции пришёлся на середину чемпионата – короткое скандинавское лето оставляло составителям календаря не так много свободы. Главные претенденты на титул к тому моменту определились – лидер Ferrari Ники Лауда и выступавший за Wolf Джоди Шектер.

Местных болельщиков, однако, больше волновало то, что в предыдущем Гран При свою первую победу одержал их соотечественник Гуннар Нильсон. К тому же, в Андерсторпе традиционно был очень быстр Ронни Петерсон. Правда, каждый раз гонки складывались для него неудачно, но должно же было это невезение однажды кончиться!

Ронни Петерсон на Гран При Швеции, 1977 год

В квалификации, как и двумя неделями ранее, сильнейшим оказался Марио Андретти на Lotus, а второе время показал гонщик Brabham Джон Уотсон. Второй ряд делили Хант и Шектер. Лучшим из шведов оказался Нильсон на втором Lotus – он занял седьмое место на стартовой решётке, на три позиции выше Петерсона. Для Ferrari сессия прошла крайне неудачно: Ройтеман стартовал 12-м, а Лауда – только 15-м.

Так как на старт допускались только 23 гонщика, сразу для семерых Гран При закончился ещё в субботу. В их числе оказался и ещё один швед, Конни Андерсон, и финн-дебютант Микко Козаровицки.

На первых кругах казалось, что шведский Гран При станет точной копией предыдущей гонки в Бельгии (чему местные болельщики, конечно, были бы очень рады) – старт выиграл Уотсон, на второе место вышел Шектер. Но уже ко второму кругу Андретти вернул себе лидерство, после чего начал постепенно отрываться от соперников.

Шектер и Уотсон сражались за вторую позицию. На 30-м круге Шектер пошёл в атаку, но Уотсон перекрыл траекторию и машины столкнулись. Южноафриканец сошёл, а Уотсон вынужден был отправиться на пит-стоп для ремонта. Благодаря этому на второе место вышел Хант, опережавший Депайе, Масса, Лаффита и Ройтемана.

Подиум Гран При Швеции - Масс, Лаффит, Ройтеман

В гоночных условиях Ligier JS7 Лаффита оказалась очень быстра, всего за пять следующих кругов француз отыграл три позиции, поочерёдно обогнав Масса, Депайе и Ханта, после чего начал постепенно приближаться к Андретти. Запаса Марио должно было хватить до финиша, но, как это нередко бывало в Швеции, на последних кругах на его машине обнаружился недостаток топлива. Американцу пришлось ехать в боксы, что отбросило его на шестую позицию.

Для шведских пилотов домашний Гран При в очередной раз сложился неудачно. Петерсон сошёл ещё на 8-м круге из-за проблем с зажиганием, а у Нильсона в конце гонки начались проблемы с подшипником колеса. Клетчатого флага он так и не увидел, хотя всё же был классифицирован 19-м. Для Нильсона это был последний домашний Гран При – в конце года у него обнаружат рак.

Зато более чем успешным шведский Гран При оказался для французов. Жак Лаффит выиграл гонку, одержав первую победу в карьере. Более того – так как он выступал за команду Ligier, строившую шасси самостоятельно и использовавшую моторы Matra, этот Гран При стал первым, победу на котором одержал французский пилот, выступавший во французской команде, на французской машине и с французским двигателем. Сделать этот успех ещё более французским могла только компания Michelin, но она дебютирует в чемпионате только через месяц.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё