Гонка #373: 25 сентября 1982 года. Гран При Лас-Вегаса. Caesars Palace |
|
Поул | Ален Прост (Renault RE30B) - 1:16,356 (172,089 км/ч) |
Лучший круг | Микеле Альборето (Tyrrell 011) - 1:19,639 (164,995 км/ч) |
Победитель | Микеле Альборето (Tyrrell 011) - 1:41:56,888 (161,111 км/ч) |
Гран При Лас-Вегаса в календаре Формулы 1 появился фактически случайно: в 1981 году сезон должен был завершиться, как обычно, в Уоткинс-Глен, но организаторы не смогли вовремя внести депозит в $800 тысяч (к тому времени Берни Экклстоун уже держал всех владельцев трасс в своих ежовых рукавицах) и потеряли право на проведение Гран При. Этапу нужно было срочно найти альтернативу, и ею стала гонка на парковке казино Caesars Palace.
Временная трасса гонщикам совершенно не понравилась – крайне примитивная конфигурация с однообразными медленными поворотами и короткими прямыми, кочки, грязь и пыль не показались им особенно привлекательными. Тем не менее, в 1982 году команды вернулись сюда вновь. Причём впервые в истории чемпионатов мира одна страна принимала сразу три Гран При: помимо этапа в Лонг-Бич в начале сезона, в июне в США прошла ещё одна гонка, в Детройте. Ни до, ни после подобного больше не было.
Сезон 1982 года во многом был уникален. К примеру, подавляющую часть квалификаций сезона выиграли пилоты Renault, Рене Арну и Ален Прост, но из-за катастрофической ненадёжности машины RE30B к концу чемпионата в борьбе за титул ни тот, ни другой не участвовали. В числе фаворитов оказались пилоты Ferrari, лучшие друзья Жиль Вильнёв и Дидье Пирони, однако в Сан-Марино они рассорились между собой, что отчасти стало причиной гибели Вильнёва на квалификации в Бельгии.
Что касается Пирони, то он был главным претендентом на титул, лидируя с заметным отрывом, но за пять гонок до окончания чемпионата, на Гран При Германии, получил множественные переломы ног и больше никогда не выступал в Формуле 1. Его главный соперник, Джон Уотсон на McLaren, был очень силён в первой половине чемпионата, но во второй на протяжении шести гонок подряд не мог набрать очки. А всего перед последней гонкой сезона победами могли похвастаться 10 (!) разных пилотов!
Благодаря всему этому, лидером чемпионата перед финальным этапом в Лас-Вегасе был Кеке Росберг. По ходу сезона он одержал только одну победу (первую в карьере), но был стабильнее конкурентов. Второе место в трёх очках позади занимал Пирони, который, однако, уже не мог повлиять на ход событий. Оставались шансы и у Уотсона, но для того, чтобы стать чемпионом, ему нужно было обязательно побеждать, а Росберг не должен был набрать очков вовсе.
Теоретически медленная трасса Caesars Palace лишала преимущества команду Renault, чьи турбомоторы были значительно мощнее не только атмосферных V8 Cosworth DFV и Matra, но и наддувных Ferrari, BMW, Alfa Romeo и Hart. Тем не менее, в квалификации гонщики французской команды оказались намного быстрее всех остальных. Поул завоевал Ален Прост, Рене Арну проиграл ему 0,4 секунды, а следующий конкурент, которым стал Микеле Альборето из Tyrrell, уступил Просту уже почти 1,3 секунды. Росберг квалифицировался шестым, Уотсон – девятым.
В серьёзную аварию попал Жан-Пьер Жарье – оставшуюся часть уик-энда ему пришлось пропустить. Не смог принять участие в гонке и выступавший за Ferrari Патрик Тамбэ – беспокоившая его весь год травма спины вновь дала о себе знать. Кроме того, пришлось отказаться от участия в гонке выступавшему за Ensign Racing Роберто Герреро – после поломки двигателя на его машине в квалификации у команды просто не нашлось необходимых запчастей для ремонта.
На старте Прост сохранил лидерство, Арну остался вторым. Начинавший гонку четвёртым Эдди Чивер из Ligier пытался атаковать Альборето, их машины даже соприкоснулись, но Микеле остался впереди. На втором круге Арну опередил Проста, и две Renault начали стремительно отрываться от Альборето. К 10-му кругу, однако, темп Арну упал. На его машине начались проблемы с двигателем, и к 15-му кругу он не только пропустил своего напарника, но и проигрывал в скорости Альборето.
Уже на первых кругах из-за проблем с зажиганием сошёл Жак Лаффит, а спустя ещё несколько минут выступавший за Lotus Найджел Мэнселл столкнулся с Мауро Бальди из Arrows, после чего вынужден был прекратить борьбу. На 17-м круге поломка сцепления заставила сойти пилота Brabham Рикардо Патрезе. А на 21-м круге мотор на Renault Арну отказал окончательно, и Альборето оказался вторым.
Вторая Renault под управлением Проста продолжала лидировать ещё на протяжении 30 кругов. Однако затем на машине возникли серьёзные вибрации из-за износа шин. Алену пришлось сбросить скорость, и Альборето смог его опередить. Чуть позже это сделал Джон Уотсон, который смог отыграться после не самой удачной квалификации и вышел на второе место.
Первое могло дать ему шанс на титул, но у англичанина возникли такие же проблемы с резиной, как и у Проста, так что лидера он не догонял. Альборето довёл гонку до победы – первой в карьере и первой для Tyrrell за четыре года – став 11-м победителем Гран При в этом удивительном сезоне. На финише Уотсон проиграл ему 27 секунд.
Впрочем, даже если бы Уотсон выиграл этот Гран При, чемпионом он бы не стал. Росберг ехал осторожно, не форсировал события, но смог финишировать пятым. Шестым гонку закончил другой пилот Williams, Дерек Дэли, который, безусловно, помог бы своему напарнику, если бы возникла такая необходимость.
Кеке Росберг стал первым чемпионом мира из Финляндии и первым гонщиком после Майка Хоторна в 1958 году, которому для завоевания титула хватило одной-единственной победы в сезоне. Более того – он оказался единственным чемпионом в истории, на счету которого к моменту завоевания титула вообще была только одна победа.
Кубок конструкторов достался Ferrari – для команды этот успех стал вознаграждением за тяжелейший сезон, в ходе которого она полностью сменила свой состав и пропустила две гонки, а ещё в шести за неё выступал лишь один пилот.
Гонка 1982 года стала для «парковки казино» последней – больше Формула 1 в Caesars Palace не возвращалась. Не так давно идея проведения Гран При в Лас-Вегасе возникла снова – правда, далеко не все верят в реальность такого проекта. Тем не менее, очевидно, что интерес к США у организаторов чемпионата проснулся вновь, так что однажды машины Формулы 1 в «городе грехов» мы всё же можем увидеть.