Гонка #307: 16 июля 1978 года. Гран При Великобритании. Брэндс-Хэтч |
|
Поул | Ронни Петерсон (Lotus 79) - 1:16.80 (197.16 км/ч) |
Лучший круг | Ники Лауда (Brabham BT46) - 1:18,60 (192,65 км/ч) |
Победитель | Карлос Ройтеман (Ferrari 312T3) - 1:42:12,39 (187,66 км/ч) |
В 1978-м борьба за титул свелась к соперничеству пилотов Lotus – Марио Андретти и Ронни Петерсона. В начале сезона Карлос Ройтеман на Ferrari, Патрик Депайе на Tyrrell и перешедший в Brabham Ники Лауда ещё могли с ними конкурировать, но когда на трассы вышла новая Lotus 79, гонщики команды Колина Чэпмэна стали штамповать один дубль за другим. Победителем чаще становился Андретти – к Гран При Великобритании он опережал напарника на девять очков.
На протяжении большей части истории Формулы 1 трассы, принимающие у себя Гран При Великобритании, ежегодно чередовались – сначала это были Сильверстоун и Эйнтри, затем – Сильверстоун и Брэндс-Хэтч. В 1978-м как раз наступила очередь Брэндс-Хэтч.
Чемпионат переживал пик популярности, в заявочном листе британского этапа числился 31 пилот – слишком много даже с учётом квалификационного отсева. Отказывать в праве попытать счастья в квалификации местным пилотам организаторы не захотели, потому пропустить этот Гран При пришлось французской Martini и её единственному пилоту Рене Арну. Впрочем, к гонке планировалось допустить только 26 машин, так что ни Тони Триммер, ни Джоф Лиз, ни Руперт Киган на старт всё равно так и не вышли.
Первый ряд стартового поля предсказуемо заняли гонщики Lotus – верх на этот раз взял Петерсон. «Лучшим из остальных» оказался Джоди Шектер, выступавший за Wolf, а четвёртое время показал Лауда. Вся эта четвёрка в квалификации уместилась в 0,6 секунды, в то время как следующий пилот, Рикардо Патрезе на Arrows, даже Лауде проиграл почти секунду. Лучшим из британских пилотов стал Джон Уотсон – он начинал гонку девятым. Кроме него, единственным другим британским пилотом на старте был Джеймс Хант.
После старта гонка разворачивалась по привычному сценарию. Андретти вышел вперёд, Петерсон оказался вторым – пара пилотов Lotus стремительно отрывалась от пелотона. В четырёх последних гонках зрители видели подобную картину трижды (единственным исключением стал Гран При Швеции, где карты Колину Чэпмэну смешал знаменитый «автомобиль-вентилятор» Brabham, но сразу после этого он попал под запрет).
Однако то, что на этот раз дубля не будет, стало очевидно уже после шести кругов, когда из-за утечки топлива Петерсон сошёл. На 24-м круге в боксы свернул и Андретти – правда, только из-за прокола. Он вернулся 11-м, но проигрывал не так много и, учитывая разницу в скорости, вполне мог отыграться, но через несколько кругов отказал двигатель, и лидер чемпионата вынужден был прекратить борьбу.
Сход обеих машин Lotus открыл отличные перспективы перед Джоди Шектером, который захватил лидерство в гонке, но его практически вплотную преследовали Джонс, Лауда и Патрезе. Однако им тоже не удалось избежать проблем – сначала на Williams Джонса сломался приводной вал, затем у Шектера забарахлила коробка передач. На первое место вышел Лауда, его преследовал Патрезе, но итальянец тоже пострадал из-за прокола, который привёл ещё и к повреждению задней подвески.
Темп Лауды оказался не слишком высок, так что постепенно к нему подобрался Ройтеман. На третье место выбрался Джон Уотсон – таким образом, Карлос оказался между двумя пилотами Brabham. Напряжённая борьба шла вплоть до самого финиша, но победителем из неё вышел именно Ройтеман. Лауда оказался вторым – благодаря этому они с Карлосом сравнялись по очкам, заметно сократив отставание от гонщиков Lotus. Уотсон тоже поднялся на подиум, порадовав местных болельщиков и укрепив позиции команды Экклстоуна в Кубке конструкторов.
Благодаря многочисленным сходам и проблемам у соперников, в какой-то момент гонки на четвёртое место поднялся Кеке Росберг. Но ATS финна не могла конкурировать с лидерами (по ходу сезона Росберг выступал то за эту команду, то за Theodore Racing), так что вскоре он пропустил Депайе. А незадолго до финиша Кеке сошёл из-за поломки подвески, так что с мечтами о первых в карьере очках будущему чемпиону мира пришлось расстаться.
Вместо него в зачётную шестёрку пробились Ханс-Йоахим Штук и Патрик Тамбэ. Для Штука, выступавшего за Shadow, этот успех так и остался единственным в сезоне. Что касается Тамбэ, то его шестое место лишь подчеркнуло глубину кризиса, в который попала команда McLaren всего через два года после завоевания титула Хантом.