Испания'88: Торжество справедливости

Гонка #466: 2 октября 1988 года. Гран При Испании. Херес
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4-4) - 1:24,067 (180,627 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren MP4-4) - 1:27,845 (172,859 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4-4) - 1:48:43,851 (167,586 км/ч)

Место проведения Гран При Испании менялось не раз. В довоенной истории гонка проходила в Гуадарраме, затем на автодромах Ситгес-Террамар и в Ласарте, а после появления чемпионата мира – на трассах Педральбес, Харама и Монтжуик. В 80-х пришла очередь Хереса – нового автодрома, неподалёку от Херес-де-ла-Фронтера, что в Андалузии.

В 1988-м команды приехали сюда уже в третий раз. Сезон близился к завершению: Гран При Испании был 14-м этапом из 16-и. После победы в Португалии в личном зачёте лидировал Прост, но именно там, в Эшториле, он набрал очки в 11-й раз – а по правилам тех лет в зачёт шли только 11 лучших результатов. «Худшим» результатом Проста было второе место – следовательно, увеличить запас очков он мог только в случае победы, да и то лишь на три очка.

Перед гонкой команда Benetton официально объявила о подписании контракта на 1989 год с пилотом Формулы 3000 Джонни Хербертом – сам он, правда, в этот момент всё ещё лежал в больнице с переломами ног, полученными во время гонки в Брэндс-Хэтч. Херберт должен был заменить в команде Тьерри Бутсена, который переходил в Williams на место Найджела Мэнселла. «Большой Найдж» устал от бесконечных сходов, преследовавших его после перехода команды на моторы Judd, и принял предложение Ferrari – в Скудерии решили заменить не оправдавшего надежд Микеле Альборето.

Айртон Сенна, 1988 год

Но всё это было делом будущего, а пока гонщикам предстояло провести ещё три гонки в своих текущих командах. В квалификации очередной, 11-й поул в сезоне завоевал Сенна, но Прост уступил ему всего 0,067 секунды. Мэнселл показал третье время – узкая и извилистая испанская трасса хорошо подходила машинам с атмосферными двигателями. Следующие четыре места также занимали машины с безнаддувными моторами – два Benetton (Тьерри Бутсен и Алессандро Наннини), March Ивана Капелли и Williams, которым управлял Риккардо Патрезе. Хотя итальянец оказался только седьмым, именно он заставил всех говорить о себе – правда, в негативном смысле.

Патрезе находился на очередном быстром круге, когда впереди показался один из аутсайдеров, Джулиан Бэйли, выступавший на Tyrrell. Бэйли не сражался за высокие места – его главной задачей было просто пройти квалификацию. К тому же, в тот момент он возвращался в боксы, так что соперничать с гонщиком Williams для него никакого смысла не было. Тем не менее, пилоты не поняли друг друга, Джулиан оказался на пути Риккардо, и тому пришлось резко сбросить скорость – его круг оказался испорчен.

Разъярённый Патрезе решил наказать обидчика немедленно – он обогнал Бэйли, пересёк его траекторию и резко нажал на тормоз. Вероятно, итальянец хотел лишь напугать Джулиана, но тот подобного совершенно не ожидал и не успел отреагировать. Машины столкнулись, Tyrrell Бэйли подлетел в воздух и приземлился в гравии.

Как ни странно, стюарды признали виновным именно Бэйли, причём, вызвали на слушания не только Джулиана, но и его напарника Джонатана Палмера – по их мнению, машины Tyrrell были настолько медленными, что представляли угрозу для остальных, о чём нужно было предупредить обоих пилотов. Решение стюардов было встречено в паддоке, мягко говоря, с недоумением, и Кен Тиррелл подал протест. Один из гонщиков заявил: «Я надеюсь, Патрезе накажут на всю катушку. В нашем деле хватает непреднамеренных аварий и без тех, кто пытается организовать их нарочно...»

Инцидент был рассмотрен повторно, Патрезе оштрафовали на $10 тысяч. Многие пилоты считали наказание слишком мягким, тем более что Риккардо был самым опытным в пелотоне, ему не хватало трёх Гран При, чтобы побить рекорд Грэма Хилла по числу стартов в чемпионате мира. Многие полагали, что Патрезе должен оплатить Tyrrell полную стоимость ремонта машины. Стюарды, однако, второй раз своё решение пересматривать не стали.

Старт выиграл Прост, а Сенна пропустил не только напарника, но и Мэнселла. Пилоты Benetton столкнулись между собой, повредив носовые обтекатели. На втором круге Сенна смог опередить Мэнселла, но слишком широко вышел из поворота и Найджел смог удачно контратаковать. После этого британцу удалось ещё прибавить, и на первой половине дистанции он вплотную преследовал Проста, тогда как Сенне пришлось отбивать атаки Патрезе, которого, в свою очередь, пытались обогнать Капелли, Наннини и Герхард Бергер.

Риккардо Патрезе, 1988 год

Как ни старался Патрезе, опередить Айртона он так и не смог, а на 36-м круге его самого успешно атаковал Капелли. Спустя ещё три круга итальянец прошёл и Сенну! Гонка складывалась для Ивана великолепно, но ещё через несколько кругов мотор Judd на его March задымил, и Капелли пришлось сойти с дистанции.

Мэнселл не отставал от Проста, но и обогнать его не мог. Француз не допускал ошибок и пилотировал практически идеально – как позже выразился Найджел, он лишь «следовал за мастером». В Williams попробовали переиграть McLaren тактически, и на 47-м круге Мэнселл отправился на пит-стоп. Однако механики команды, как это нередко бывало, завозились с одной из колёсных гаек, и когда спустя несколько кругов Прост также посетил пит-лейн, он вернулся на трассу лидером.

Свежая резина давала очевидное преимущество – после пит-стопа на середине дистанции Наннини не только отыграл потерянное время, но и опередил Патрезе и Сенну, причём сделал это на одном круге! Сенна, который из-за барахлившего датчика топлива вынужден был немного сбросить скорость, также отправился в боксы и выпал из зачётной шестёрки. Однако на свежих шинах смог отыграться, опередив сначала Маурисио Гужельмина, а затем Бергера. Незадолго до финиша Сенна вновь оказался позади Патрезе, решившего провести гонку без остановок. Но на старой резине итальянец сопротивляться атакам пилота McLaren не смог.

Ален Прост выигрывает Гран При Испании 1988 года

Прост уверенно выиграл гонку, заметно опередив всех своих преследователей. Вопреки тенденции того чемпионата, на этот раз Мэнселл смог добраться до финиша – всего во второй раз в сезоне! И снова сделал это на втором месте. Третьим клетчатый флаг увидел Наннини – для него это также стало повторением лучшего результата сезона. Айртон Сенна финишировал только четвёртым.

Несмотря на то, что Прост выиграл гонку, а Сенна не попал даже на подиум, в личном зачёте дистанция между пилотами McLaren никак не изменилась. Прост получил свои 9 очков за победу, но при этом потерял 6 за одно из своих вторых мест. Сенна же набрал 3 очка за четвёртое место. Такой парадоксальный результат подчеркнул сложность задачи, стоявшей перед Аленом в концовке сезона: в двух оставшихся Гран При Прост мог заработать максимум 6 очков, в то время как Сенна – 14.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё