Гонка #485: 11 марта 1990 года. Гран При США. Финикс |
|
Поул | Герхард Бергер (McLaren MP4-5B) - 1:28,664 (154,211 км/ч) |
Лучший круг | Герхард Бергер (McLaren MP4-5B) - 1:31,050 (150,170 км/ч) |
Победитель | Айртон Сенна (McLaren MP4-5B) - 1:52:32,829 (145,784 км/ч) |
Сезон 1990 года стартовал в США – такое в Формуле 1 случалось нечасто. Решение было в какой-то степени вынужденным: американский Гран При во второй раз принимал у себя Финикс, а первая гонка на этой трассе прошла летом, 4 июня. Но тогда участники столкнулись с невыносимой жарой, превратившей уик-энд в Аризоне в настоящий кошмар для пилотов и техники – до финиша добрались лишь шесть машин. Потому организаторы решили перенести Гран При на март.
Как и на многих других американских городских треках, конфигурация трассы в Финиксе была довольно примитивной – в подавляющей части случаев гонщикам приходилось преодолевать узкие 90-градусные повороты. Покрытие тоже оставляло желать лучшего, хотя в 1990-м году крышки люков по ходу заездов, как это бывало годом ранее, не открывались.
В межсезонье в чемпионате произошло немало изменений, главным из которых стал уход Алена Проста из McLaren – француз, отношения которого с Айртоном Сенной и Роном Деннисом были хуже некуда, перешёл в Ferrari, где уже выступал Найджел Мэнселл. Новым напарником Сенны в McLaren стал австриец Герхард Бергер, гонявшийся прежде в Ferrari.
Впрочем, ещё за несколько недель до начала сезона не было никакой уверенности в том, что сам Сенна сможет принять участие в первой гонке – зимой бразилец обвинил президента FISA Жан-Мари Балестра в том, что тот намеренно дисквалифицировал его в Сузуке, чтобы сделать чемпионом своего соотечественника Проста. В ответ гоночная лицензия Айртона была аннулирована на полгода. Но незадолго до начала чемпионата Сенна отказался от своих слов, принёс Балестру публичные извинения, и лицензию ему вернули.
Нельсон Пике, после двух безуспешных лет в Lotus, перешёл в Benetton – по слухам, руководитель команды, Флавио Бриаторе, пообещал платить $100 тысяч за каждое заработанное очко, а за каждую победу – миллион. В Lotus, пытаясь найти решение бесконечных проблем, перешли на двигатели V12 Lamborghini, которые в предыдущем сезоне использовались на машинах Larrousse.
Ещё более интересный двигатель представила новая команда Life – W-образный 12-цилиндровый мотор был разработан бывшим инженером Ferrari Франко Рокки и выкуплен основателем Life, итальянским предпринимателем Эрнесто Вита. Ресурсов для создания собственного шасси у команды не было, так что они просто купили машину Формулы 3000 и пригласили ещё одного бывшего сотрудника Ferrari, Джанни Марелли, чтобы всё это объединить в одно целое. Единственным пилотом Life стал Гэри Брэбэм, сын трёхкратного чемпиона мира Джека Брэбэма.
Результат, впрочем, предсказуемо оказался плачевным. Разработанный в одиночку ещё в середине восьмидесятых мотор стал самым слабым во всём пелотоне – он выдавал всего 480 л.с., хотя в распоряжении других команд было от 600 до 700 л.с. При этом шасси оказалось одним из самых тяжёлых – оно весило порядка 530 кг. На предквалификации Гэри Брэбэм оказался настолько медленным, что на короткой трассе длиной менее 4 км проиграл худшему из конкурентов 30 секунд!
В квалификации, однако, пилотов ждал сюрприз. Как обычно, она проходила в два дня, в пятницу и в субботу. Но состояние трассы в субботу должно было значительно улучшиться, так что в первой сессии лидеры не особенно усердствовали. Кроме того, компания Pirelli привезла в Финикс мягкую квалификационную резину, что для Goodyear, поставлявшей резину практически всем лидерам, стало неожиданностью.
В пятницу лучшее время показал Бергер, но вторым стал Пьерлуиджи Мартини на Minardi, третьим – Андреа де Чезарис, выступавший за BMS Scuderia Italia, а четвёртым – Жан Алези из Tyrrell. Сенна оказался только пятым, впереди Пике и Проста, а Мэнселл и вовсе закончил первый день 17-м. Но в субботу неожиданно пошёл дождь, так что пятничные результаты оказались окончательными.
Представитель Minardi стоял на первом ряду стартовой решётки в первый (и как мы теперь знаем – в последний) раз. В воскресенье тоже было прохладно и облачно – дождь мог пойти вновь. В первом же Гран При сезона зрела сенсация, и это ощущение только усилилось после старта, потому что в лидеры вышел Алези! Француз пришёл в Формулу 1 лишь полгода назад, однако сразу продемонстрировал свой талант, несколько раз заработав очки на не самой быстрой машине.
В Финиксе он не дал повода усомниться, что лидирует по праву – за рулём скромной машины Tyrrell он быстро отрывался от Бергера на McLaren! На девятом круге Герхард ошибся на торможении, задел стену из покрышек и повредил заднее антикрыло, так что ему пришлось отправиться в боксы для ремонта. На второе место вышел Сенна, легко расправившийся с другими середняками, но он отставал от Алези уже более чем на 8 секунд.
Темп Айртона был выше, но не намного. К 34-му кругу Алези по-прежнему лидировал, и Сенна решился на атаку. На торможении он занял внутренний радиус и вышел вперёд, но Жан тут же контратаковал, и в следующем повороте снова был первым! Бразильцу пришлось повторить свою атаку круг спустя, и на этот раз лидерство он отстоял, хотя пилот Tyrrell сделал несколько попыток вернуть позицию.
Пилоты Ferrari тем временем столкнулись с проблемами – на машине Проста ещё на первой половине дистанции возникла утечка масла, а у Найджела Мэнселла, который к 49-му кругу пробился на пятое место, развалилось сцепление, что привело к пожару. В какой-то момент двигатель на машине Сенны начал странно звучать, но его отрыв от Алези к этому моменту достиг уже почти полуминуты, так что Айртон сбросил скорость и аккуратно довёл гонку до победы.
Жан Алези финишировал вторым, уступив Айртону 8 секунд – и впервые поднялся на подиум. После финиша он и Сенна рассыпались в комплиментах друг другу: Сенна заявил, что у Жана есть всё, чтобы стать чемпионом мира, а француз в ответ признался, что много лет болеет за Айртона.
Вместе с ними на подиуме стоял Тьерри Бутсен – у него барахлил двигатель, так что он уступил победителю более 50 секунд. Другой пилот Williams, Риккардо Патрезе, стал жертвой столкновения между Оливье Груйяром и Грегором Фойтеком, потому закончил гонку на девятом месте. Нельсон Пике в своей первой гонке за Benetton оказался лишь четвёртым.
Что касается Minardi, то к концу дистанции Пьерлуиджи Мартини выпал из шестёрки лучших, так что набрать очки ему так и не удалось. Тем не менее, его седьмое место так и останется для команды наивысшим достижением в этом сезоне. Напарник Мартини, Паоло Барилла, проводивший лишь вторую гонку в Формуле 1, и вовсе вынужден был сойти с дистанции – у него начались судороги.
Первая гонка сезона подтвердила, что главным фаворитом нового чемпионата станет Сенна, но его отрыв от соперников не выглядел таким уж убедительным. Пилоты Williams на этот раз оказались не слишком быстры, но в Ferrari вполне могли навязать борьбу McLaren. К тому же, всё быстрее становились новые звёзды – Герхард Бергер и Жан Алези. Жаль лишь, что увидеть всё это воочию захотели немногие – посмотреть гонку в Финиксе пришли лишь 15 тысяч человек.