Гонка #579: 22 октября 1995 года. Гран При Тихого океана. Аида |
|
Поул | Дэвид Култхард (Williams FW17B) - 1:14,013 (180,114 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1:16,374 (174,546 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1:48:49,972 (169,443 км/ч) |
Впервые гонка в японской Аиде, на трассе, которая тогда называлась TI Circuit, прошла в начале 1994-го. В календаре был ещё и ноябрьский этап в Сузуке, так что команды приезжали в Японию дважды – в начале и в конце сезона. Страна восходящего солнца – лишь одна из семи, где гонки Формулы 1 проходили дважды в течение одного сезона. Так как национальный этап принимала именно Сузука, гонка в Аиде получила название Гран При Тихого океана.
В 1995 году Тихоокеанский Гран При также был запланирован на начало сезона: первоначально гонку назначили на 16 апреля. Однако в планы организаторов вмешалась стихия: 17 января в Кобе, расположенном неподалёку от Аиды, произошёл один из сильнейших катаклизмов в истории Японии – Великое землетрясение Хансин-Авадзи.
Сила подземных толчков превышала 7 баллов, продолжались они несколько дней. Урон был нанесён колоссальный – погибли 6,5 тысяч человек, ещё 300 тысяч остались без крова. Было разрушено 200 тысяч зданий и множество дорог. Пострадала и инфраструктура автодрома в Аиде, а также подъездные пути к трассе, так что было принято решение перенести гонку на осень и провести её за неделю до этапа в Сузуке.
Перед «японским турне» победитель чемпионата был почти определён – за три этапа до окончания сезона пилот Benetton Михаэль Шумахер лидировал с преимуществом в 27 очков. Тем не менее, Деймон Хилл ещё сохранял шансы на титул – правда, чтобы стать чемпионом, ему обязательно нужно было побеждать во всех оставшихся Гран При, а Шумахер должен был набрать не более двух очков.
Несмотря на такое преимущество Михаэля, лучшими считались именно машины Williams. Очередное творение Эдриана Ньюи имело самый высокий уровень прижимной силы в пелотоне, а благодаря мощному мотору Renault и на прямых у FW17B со скоростью дела обстояли неплохо. На Benetton двигатель стоял такой же, но по уровню прижимной силы тягаться с Williams машина не могла.
Однако у B195 нашлась и своя сильная сторона – машина оказалась очень быстра с полными баками. Благодаря этому Шумахер хотя и не мог конкурировать с пилотами Williams в квалификациях, зато был вполне конкурентоспособен в гонках. Кроме того, он мог использовать более гибкий подход к тактике: как правило, машина перед стартом заправлялась на половину дистанции, и уже по ходу гонки в Benetton решали, какое число пит-стопов лучше выбрать.
Трасса в Аиде считалась более подходящей для Williams, там требовался высокий уровень прижимной силы. Это подтвердила и квалификация, где уже в пятницу пилоты британской команды показали лучшее время – первым стал Дэвид Култхард, который к концу сезона всё чаще опережал более опытного напарника. Хилл уступил ему 0,1 секунды. Шумахер оказался только третьим, в 0,4 секунды позади.
Однако Михаэль сделал ставку на субботнюю сессию, в которой смог прибавить. На последнюю попытку он отправился уже под самый занавес заездов, и Култхард вовсе не был уверен в непоколебимости своего результата, поэтому тоже выехал на трассу, использовав пятый комплект новых шин из семи.
Култхард смог ещё прибавить, но в действительности нужды в этом не было – ни Хиллу, ни Шумахеру не удалось превзойти даже его пятничный результат. Таким образом, у Дэвида осталось лишь два комплекта новой резины на гонку. В аналогичной ситуации оказался и Хилл. А вот у Шумахера осталось три набора новых шин.
Помимо сражения лидеров, большой интерес в Аиде вызвал дебют Яна Магнуссена. Датчанин по ходу сезона исполнял роль тест-пилота McLaren и, по слухам, на тестах опережал не только Марка Бланделла, но и Мику Хаккинена. Перед первой японской гонкой у Хаккинена диагностировали воспаление аппендикса, так что Магнуссен получил шанс себя показать. В квалификации в грязь лицом он не ударил, хотя и сенсации не сотворил: Ян оказался 12-м, на две позиции ниже Бланделла.
После старта Култхард уверенно сохранил лидерство, а Хилла пробовал атаковать Шумахер. В первом затяжном правом повороте Михаэль выбрал внешний радиус, однако Деймон перекрыл ему траекторию, вытесняя за пределы трассы. Шумахер вынужден был приподнять ногу с педали газа и пропустить обоих пилотов Ferrari. Сам Хилл, впрочем, увлекшись блокировкой, тоже потерял скорость, и Алези удалось его обогнать.
На четвёртом круге Шумахер смог справиться с Бергером и вновь оказался позади Хилла. Тот вплотную преследовал Алези, но никак не мог провести успешную атаку. Шумахер, в свою очередь, попробовал опередить Хилла, но безуспешно. Култхард тем временем отрывался всё дальше – темп Ferrari был куда ниже. К 18-му кругу Дэвид выигрывал у преследователей 14 секунд. Всё шло к его второй победе – первую шотландец одержал всего месяц назад, в Португалии.
Алези, Хилл и Шумахер ехали плотной группой, и на 18-м круге все трое одновременно отправились в боксы. Механики Benetton в очередной раз продемонстрировали мастерство, превзойдя оппонентов из Ferrari, и Михаэль вернулся в гонку перед Алези! Он оказался четвёртым, буквально на долю секунды опередив Ирвайна, который ещё не побывал в боксах, в то время как Алези пропустил ещё и Френтцена. Что касается Хилла, то на его машине возникли проблемы с заправочным механизмом, так что Деймон откатился в конец первой десятки.
Стало ясно, что борьба за победу сводится к противостоянию между Шумахером и Култхардом. Михаэль проигрывал достаточно много, но, получив оперативный простор, смог резко поднять темп. Култхард же решил использовать оборонительную тактику и вместо трёх раз останавливаться только дважды.
После гонки шотландец признал, что это была его идея. Казалось, что меньшее число пит-стопов вместе с солидным запасом, созданным на первой части дистанции, должны обеспечить преимущество. Сыграл свою роль, конечно, и тот факт, что в распоряжении Дэвида оказалось меньшее число комплектов новой резины.
Так или иначе, но имея в своём распоряжении более лёгкую машину и более свежую резину, Шумахер оказался настолько быстр, что отыграл как 14-секундное отставание, так и лишний пит-стоп. Уже после второй остановки Култхарда Шумахер вышел вперёд и создал достаточно большой отрыв, чтобы после третьего пит-стопа вернуться на трассу лидером.
Победа оказалась более чем убедительной – к финишу он опередил Култхарда на 15 секунд. Хилл финишировал третьим и за два этапа до окончания сезона официально распрощался с шансами на титул – теперь догнать Михаэля в чемпионате было невозможно. В 26 лет Шумахер стал самым молодым двукратным чемпионом мира в истории.
Для Аиды эта гонка Формулы 1 оказалась последней. Из-за неудачного расположения трассы, а также того факта, что всего через неделю должен был состояться этап в Сузуке, посмотреть Тихоокеанский Гран При пришли всего 15 тысяч человек. Больше этапы чемпионата мира на TI Circuit не проводились.