Гонка #110: 7 октября 1962 года. Гран При США. Уоткинс-Глен |
|
Поул | Джим Кларк (Lotus 25) - 1:15,8 (175,8 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus 25) - 1:15,0 (177,672 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus 25) - 2:07:13,0 (174,575 км/ч) |
С 1959 по 1961 год Формула 1 искала себе дом в США, и каждый раз гонка проходила в новом месте: Себринг, Риверсайд, Уоткинс-Глен... Последний вариант оказался наиболее подходящим, и в 1962 году команды вновь приехали в штат Нью-Йорк.
Правда, это не относилось к Ferrari – команда третий год подряд отказалась от участия в гонке. Сегодня такое сложно представить, но в те времена американский рынок ещё не был ключевым для компании, и Энцо Феррари предпочёл не тратиться на трансатлантические перелёты, так как за титулы команда всё равно не боролась. Да и за победы в Гран При тоже – старая Ferrari 156 в 1962-м оказалась недостаточно конкурентоспособна.
Третий год подряд больше всех страдал от этого решения гонщик Скудерии Фил Хилл. Будучи американцем, он очень хотел выступить на родине, но раз за разом терял эту возможность в последний момент. Более того – уже в Уоткинс-Глен из надёжного источника в Ferrari действующему чемпиону мира стало известно, что он уволен!
Тем не менее, Хилл всё же надеялся выступить на Гран При США, причём за заводскую команду. Он договорился с Porsche, что заменит Йо Бонньера в случае, если тот не сможет выйти на старт – у шведа возникли проблемы со спиной. На машину другого американца, Дэна Гёрни, Хилл претендовать не мог – он был действующим чемпионом мира, но в США Гёрни знали лучше, особенно после неплохого выступления в Инди-500 в том же году. В итоге Бонньер почувствовал себя лучше и в гонке выступил.
Американским зрителям и без Фила Хилла было за кого поболеть – кроме Гёрни, гонщика BRM Ричи Гинтера, а также выступавшего за частную команду Мастена Грегори, в Гран При участвовали многие местные пилоты: Роджер Пенске, Роб Шрёдер, Тим Майер, Хэм Шарп, Джим Холл. Большинство стартовали как «частники» – за исключением Майера. Тот стал третьим пилотом в Cooper, присоединившись к Брюсу Макларену и Тони Мэггсу. Спустя год брат Тима, Тедди Майер, создаст вместе с Брюсом команду McLaren.
В чемпионате после двух побед подряд главным претендентом на титул был пилот BRM Грэм Хилл. Теоретически его могли опередить Джим Кларк из Lotus и Брюс Макларен, но для этого им нужно было выиграть обе последние гонки. В Кубке конструкторов соотношение сил оказалось примерно таким же: BRM впереди, но Lotus и Cooper имели шансы на победу.
После двух подряд неудач в Уоткинс-Глен Джим Кларк готов был дать бой Грэму Хиллу и BRM. В пятницу он с большим преимуществом выиграл поул, улучшив рекорд трассы более чем на две секунды, и опередив напарника Хилла, Ричи Гинтера, на 0,8 секунды. Сам Хилл показал третье время.
Небольшой подвиг, к радости местной публики, совершил Дэн Гёрни, сумев на своём Porsche оказаться четвёртым, впереди Джека Брэбэма и Брюса Макларена. Результаты ещё могли измениться, но в субботу пошёл дождь, и пятничные времена оказались окончательными. В сложных погодных условиях попал в аварию Джон Сёртиз, и это стоило выступления в гонке... Рою Сальвадори. Он вынужден был отдать свою Lola напарнику. В воскресенье снялся с дистанции Джим Холл, так как уже на стартовой решётке на его частном Lotus возникли проблемы с двигателем.
В день гонки в Уоткинс-Глен было облачно, но сухо. На старте Кларк сразу захватил лидерство, но Грэм Хилл вышел на вторую позицию, опередив своего напарника Гинтера. Далее следовали Брэбэм, Гёрни и Макларен. В противостоянии Кларка и Хилла многое зависело от машин, и более эффективная в поворотах Lotus, казалось, имела преимущество перед более мощными BRM. Позади них Гёрни творил чудеса на своём Porsche, сумев на первых кругах даже выйти на третье место, но на 10-м круге Гинтер вновь его опередил.
Уже на первой половине дистанции у целого ряда пилотов возникли технические проблемы. В их числе оказался и Гинтер, который начал терять скорость, пропустив Гёрни, Брэбэма и Кларка, а потом и вовсе прекратил борьбу. Тем временем Грэм воспользовался борьбой Кларка с одним из круговых и захватил лидерство в гонке, после чего начал отрываться от шотландца. Однако Кларку удалось поднять темп, и вскоре он вернул себе первое место, которое сохранил вплоть до самого финиша.
К середине дистанции, казалось, ситуация стабилизировалась, но когда гонка преодолела экватор, Porsche Гёрни начал терять темп. На 57-м круге его прошёл Макларен, на 68-м – Брэбэм. Затем, однако, Дэну удалось стабилизировать ситуацию, и Мастена Грегори он так и не пропустил. Более того – на финише он всего секунду проиграл Брэбэму.
Благодаря победе в гонке и правилам тех лет, Джим Кларк сохранил интригу в чемпионате – судьба титула должна была решиться на финальном Гран При сезона. Теперь Кларк отставал от Хилла на девять очков – именно столько можно было получить за победу. Но в зачёт шли лишь пять лучших результатов, а на счету Хилла уже были три победы и два вторых места. Это означало, что даже второе место в ЮАР не позволяло ему увеличить сумму своих очков. А значит, победа Кларка могла сделать его чемпионом.
Пятое место Гёрни в Гран При США позволило Porsche выйти на пятое место в Кубке конструкторов, опередив Ferrari. Так как финальный Гран При сезона в ЮАР обе команды пропустили, то именно такими оказались для них итоги чемпионата. А в случае Porsche – и их выступлений в Формуле 1. По окончании сезона немцы покинули чемпионат и больше не выставляли на старт собственную команду.