Гонка #251: 12 января 1975 года. Гран При Аргентины, Буэнос-Айрес |
|
Поул | Жан-Пьер Жарье (Shadow) – 1:49,21 (196,729 км/ч) |
Лучший круг | Джеймс Хант (Hesketh) – 1:50,91 (193,714 км/ч) |
Победитель | Эмерсон Фиттипальди (McLaren) – 1:39:26,29 (190,855 км/ч) |
Гран При Аргентины открывал сезон 1975 года, но только с точки зрения начисления очков. Так как проходил он в первой половине января, всего через три месяца после финальной гонки 1974 года, практически все привезли в Буэнос-Айрес старые машины. Более того – и в составах большинства команд изменений почти не было – разве что в McLaren вместо покинувшего чемпионат Денни Халма за руль второй машины сел Йохен Масс, ранее пилотировавший третью.
Одна из редких новинок аргентинского этапа – новая модель команды Shadow – DN5. Пока она существовала в единственном экземпляре, так что досталась Жан-Пьеру Жарье, а Том Прайс пилотировал старую DN3B. И новинка себя оправдала: к удивлению паддока поул завоевал Жарье! Причём его преимущество оказалось достаточно велико – показавший второе время Карлус Пасе на Brabham проиграл ему 0,43 секунды.
К радости зрителей аргентинского этапа, третье время показал местный герой и ещё один пилот Brabham Карлос Ройтеман. Ники Лауда на прошлогодней Ferrari оказался четвёртым, но опередил действующего чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди, а также Джеймса Ханта на Hesketh и своего напарника Клея Регаццони. Лучший из пилотов Lotus, Ронни Петерсон, стартовал только 11-м.
Воспользоваться преимуществом поула Жарье не удалось: в воскресенье на круге выезда из боксов развалилась главная передача. Менять коробку было слишком поздно, как и пересаживаться на шасси DN3 Прайса (к тому же, тогда пришлось бы стартовать с последней позиции), и столь многообещающая для француза гонка закончилась, не начавшись.
Зрителей произошедшее не сильно расстроило – ведь это значило, что Ройтеман будет стартовать вторым! А сразу после старта их радость сменилась ликованием – Карлос захватил лидерство! Пасе следовал за ним, а Ники Лауда пытался не отстать от дуэта Brabham и одновременно оторваться от Ханта и Фиттипальди. Это ему удавалось делать всего несколько кругов – уже к пятому отставание выросло, а на восьмом Хант атаковал и опередил Ники. Доработанная Харви Постлтуэйтом Hesketh 308B в гоночных условиях оказалась быстрее Ferrari.
На старте произошло ещё два события – в середине пелотона столкнулись Джоди Шектер и Йохен Масс, а из-за неисправности топливного насоса замерла Surtees Джона Уотсона. Механикам удалось решить проблему, но спустя шесть кругов Уотсону показали чёрный флаг за постороннюю помощь на трассе. Шектер и Масс после короткого ремонта смогли продолжить гонку, но откатились далеко назад.
На 12-м круге произошёл весьма характерный для тех лет эпизод – Вилсон Фиттипальди (старший брат Эмерсона) не справился с управлением своей новой Fittipaldi FD01, вылетел с трассы и врезался в барьер. Из пробитого бака полилось топливо, бразилец выскочил из кокпита, а через секунду полыхнуло пламя. Пожарная машина прибыла к месту аварии достаточно оперативно, но при этом она оказалась с одной стороны трассы, а горящая Fittipaldi – с другой. И пожарным ничего не оставалось, как тушить пламя прямо через трассу, при том, что гонку никто останавливать не собирался.
Обошлось без серьёзных последствий, но ещё несколько кругов пилоты вынуждены были проезжать по асфальту, залитому пеной. Это дорого стоило Пасе, который на 15-м круге обогнал Ройтемана и захватил лидерство, но подскользнулся на смеси масла и пены. Brabham бразильца развернуло, и хотя ему удалось вернуться в гонку, он откатился на седьмое место.
После схода брата активизировался Эмерсон Фиттипальди. На 23-м круге он прошёл Лауду, на 26-м – Ройтемана. А гонку тем временем, впервые в карьере, возглавил Хант! Близилась вторая сенсация подряд – после поула команды Shadow зрители могли увидеть победу команды Hesketh. Помешать этому мог только Фиттипальди. Погоня получилась весьма напряжённой, пилоты ехали на пределе возможностей – как собственных, так и своих машин. На 34-м круге Хант показал лучший круг гонки, 1:50,91, но Фиттипальди ответил 1:50,97!
Это напряжённое сражение завершилось уже на следующем, 35 круге, когда Хант немного ошибся в шпильке. Эмерсон тут же бросился в атаку и уже на следующей прямой захватил лидерство. Хант ничего не мог с этим поделать, более того – вскоре начал понемногу отставать от McLaren действующего чемпиона.
Сражение за победу на этом фактически закончилось – но не борьба за подиум. Раздосадованный своей неудачей, Пасе начал впечатляющий прорыв наверх, обогнав сначала Депайе, потом Регаццони, а затем и Лауду (мотор которого стал работать с перебоями). До третьего места, которое занимал Ройтеман, оставалось совсем немного, но на 47-м круге двигатель на Brabham отказал, так что Карлусу пришлось сойти.
Эмерсон Фиттипальди начал защиту титула с яркой победы, а второе место Ханта стало повторением его лучшего результата в Гран При. Тем не менее, зрители считали главным героем не их, а гонщика на третьей ступеньке пьедестала – Карлоса Ройтемана. Сам аргентинец, однако, был несколько расстроен упущенной возможностью победить в Гран При, и к тому же – у себя на родине. Вся борьба, впрочем, была ещё впереди – вскоре у большинства команд появятся новые машины, и чемпионат фактически начнётся заново.