Гонка #691: 21 июля 2002 года. Гран При Франции, Маньи-Кур |
|
Поул | Хуан-Пабло Монтойя (Williams) – 1:11,985 (212,594 км/ч) |
Лучший круг | Дэвид Култхард (McLaren) – 1:15,045 (203,926 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:32:09,837 (199,257 км/ч) |
Если посмотреть на статистику, становится очевидным, что в сезоне 2002 года Михаэль Шумахер и Ferrari имели тотальное преимущество над своими конкурентами, позволив им победить всего дважды. Но если вспомнить ход каждого Гран При, возникает ощущение, что соперники сами делали всё, чтобы чемпион определился как можно раньше.
Особенно преуспела в этом McLaren. У команды было всё – гениальный Эдриан Ньюи, мощные моторы Mercedes, деньги, ресурсы, опытный Дэвид Култхард и восходящая звезда Кими Райкконен. Однако новая машина, MP4-17, оказалась не только медленнее Ferrari F2002, но и уступала ей в надёжности.
В результате в McLaren разбазарили свои шансы в первых гонках, когда пилоты Ferrari выступали на прошлогодней машине, а в дальнейшем могли претендовать лишь на статус «лучших из остальных». Култхарду, правда, удалось победить на своей любимой трассе в Монако и заработать несколько подиумов, а вот Кими Райкконен в семи первых гонках финишировал лишь однажды!
У Williams дела шли куда лучше, но и команде из Гроува постоянно чего-то не хватало. Они практически на равных сражались с Шумахером в первой половине сезона, но каждый раз уступали. В середине чемпионата Williams и, в особенности, BMW удалось прибавить, Монтойя заработал четыре поула подряд – но в трёх гонках затем сошёл. Единственным исключением стал Гран При Великобритании, но он прошёл под дождём, а дождевые шины Bridgestone были лучше Michelin, так что Хуана-Пабло на трассе опередил не только Шумахер, но и Баррикелло.
В результате к 11-му этапу чемпионата, Гран При Франции, Михаэль подошёл с феноменальным отрывом от соперников – на его счету было 86 очков, а у его ближайшего преследователя только 32! Хуже того – этим преследователем был его напарник Рубенс Баррикелло, а Монтойя и Ральф Шумахер уступали ему ещё одно и два очка. И хотя до окончания сезона было ещё очень далеко, уже в этот уик-энд (в июле!) Михаэль мог гарантировать себе титул.
В Маньи-Кур поул опять завоевал Монтойя – пятый раз подряд. Шумахер уступил ему всего ничего, 0,023 секунды, но всё же остался позади. С третьей позиции начинал гонку Баррикелло, а с четвёртой – Райкконен, который к середине чемпионата начал теснить своего напарника Култхарда. Дэвид стартовал шестым, позади Ральфа Шумахера.
На Гран При Франции было заявлено 22 участника, но до старта добрались только 19. Первым выбыл Джанкарло Физикелла – в субботу утром на тренировке он попал в тяжёлую аварию, врачи не рекомендовали ему выходить на старт. Двумя другими «неудачниками» оказались пилоты Arrows, Хайнц-Харальд Френтцен и Энрике Бернольди.
Arrows испытывала серьёзные финансовые сложности с начала года, а руководитель команды Том Уокиншоу своими действиями их ещё более усугубил. У команды был подписан контракт с Йосом Ферстаппеном, но зимой стало известно, что Prost Grand Prix не сможет принять участие в чемпионате, так что её пилот Хайнц-Харальд Френтцен освободился от обязательств. Уокиншоу немедленно подписал с ним контракт, оставив Ферстаппена ни с чем.
Йос не стал мириться с таким отношением, подал на Arrows в суд – и легко его выиграл. Проиграла Arrows и ещё один иск, который сама же и подала – против Педро-Паулу Диница, ушедшего из команды в 1999-м (!) году, прихватив свои миллионы. В довершение ко всему, на команду подал в суд и Френтцен – ему не платили зарплату. В результате (а также из-за отсутствия спонсоров) к середине сезона команда осталась без средств, а Уокиншоу начал поиск покупателей.
Денег на выступления не было, но по Договору согласия, чтобы сохранить право выступать в Формуле 1, команда обязана участвовать в Гран При. Чтобы выйти из ситуации, в Arrows пошли на хитрость – команда (в урезанном составе) приехала в Маньи-Кур, но практически не работала на тренировках.
В квалификации Бернольди и Френтцен выехали на трассу, проехали быстрый первый сектор, затем сбросили скорость и завершили круги со временем, которое гарантированно не позволяло преодолеть барьер 107%. После чего команда собралась и покинула автодром. Уловки, впрочем, не помогли – это был предпоследний Гран При в 25-летней истории Arrows.
Чтобы стать чемпионом уже в этот уик-энд, Шумахеру нужно было отыграть шесть очков у Баррикелло, пять у Монтойи и четыре у Ральфа. Сам Михаэль не очень верил в такое развитие событий – ведь даже в случае победы немца Баррикелло или Монтойе достаточно было финишировать на втором месте, чтобы сохранить шансы на титул.
Однако шансы на такой исход повысились ещё до старта. Машины выстроились на прямой, уже был дан сигнал о 15-секундной готовности, а машина Баррикелло всё ещё оставалась на домкратах – инженеры и механики лихорадочно пытались реанимировать двигатель… В итоге на прогревочный круг гонщики отправились без Рубенса. Ferrari под номером 2 закатили на пит-лейн, но и там завести мотор не удалось. Гонка завершилась для бразильца, не начавшись, одним конкурентом у Шумахера стало меньше.
Второй, однако, уверенно реализовал преимущество поула и захватил лидерство на старте. Михаэль остался вторым, Райкконен третьим. Ральф пытался атаковать Кими, но безуспешно. Вскоре стало ясно, что темп Ferrari выше, но обгонять в Маньи-Кур всегда было непростой задачей. По сути, единственное подходящее место для этого – шпилька Adelaide, но чтобы атаковать там, нужно подобраться к сопернику в Estoril и как можно раньше начать разгон на прямой, однако мощные моторы BMW позволяли Монтойе в этом месте немного отрываться.
Таким образом, всё опять сводилось к стратегии, и в Ferrari снова переиграли оппонентов из Williams. Колумбиец поехал в боксы на два круга раньше Михаэля, и эти два круга позволили немцу выехать после пит-стопа впереди. А после того, как на дозаправку свернули Райкконен и Култхард, Шумахер возглавил пелотон и начал быстро отрываться от преследователей.
Казалось, судьба победы решена, но в ход гонки вмешались стюарды. Специфический характер выезда с пит-лейн сыграл злую шутку сразу с четырьмя пилотами – после пит-стопов они наезжали на белую линию. В числе «нарушителей» оказались Фелипе Масса, Дэвид Култхард и оба брата Шумахера. К счастью для них, после прошлогодней истории с 10-секундным Stop&Go за аналогичное нарушение, в FIA расширили арсенал наказаний, так что все провинившиеся отделались проездом через пит-лейн.
Больше всех потерял из-за этого именно Михаэль – ни Ральф, ни Дэвид, по сути, никого не пропустили. Шумахер же оказался позади Райкконена и Монтойи. Правда, Хуан-Пабло ехал настолько медленно, что продержался в группе лидеров только до пит-стопа – он снова остановился раньше соперников и снова откатился далеко назад. А вот Кими опять заехал в боксы позже и смог вернуться на трассу впереди Михаэля.
Конечно, Ferrari позволяла ехать быстрее, чем McLaren, но разница в скорости оказалась недостаточной для атаки. Пилоты проезжали один круг за другим, Райкконен хладнокровно лидировал, Шумахер следовал за ним и ничего не мог с этим поделать. Небольшая сенсация (Кими проводил всего лишь второй сезон в Формуле 1!) становилась всё более реальной, но в дело вновь вмешались привходящие обстоятельства – на этот раз в лице Алана Макниша, или точнее его Toyota.
Всего за пять кругов до финиша двигатель Toyota RVX-02 на TF102 шотландца взорвался на подходе к Adelaide. Алан к этому моменту занимал девятое место и ни на что особо не претендовал, но масло из его мотора сыграло злую шутку с лидером гонки. На торможении Кими наехал на него передним колесом, сцепление ухудшилось, и McLaren оказалась за пределами трассы. Кими всё же удалось сохранить контроль над машиной и избежать экскурсии по гравию, но этой заминки оказалось достаточно, чтобы Шумахер вышел вперёд.
Как ни странно, никакого отрыва до финиша Шумахеру создать не удалось – он закончил гонку всего на секунду раньше Райкконена. Но он сделал главное – закончил её первым. На подиуме впервые в сезоне стояли два пилота McLaren – Райкконен вторым, Култхард третьим. За Дэвидом остался и лучший круг этой гонки – он покидал Маньи-Кур с этим достижением пятый год подряд! Но вновь достижения были чисто статистическими.
Что касается претендентов на титул, то Монтойя ехал настолько медленно, что пропустил Култхарда даже несмотря на его штраф и с трудом удержал позади своего напарника. Это значило, что Хуан-Пабло уступил Михаэлю семь очков, а Ральф – восемь, и пилот Ferrari гарантировал себе пятый титул чемпиона мира, сравнявшись по этому показателю с великим Хуаном-Мануэлем Фанхио.
Какое-то время в McLaren надеялись, что Шумахера накажут, ведь в момент, когда он опередил Райкконена, в том месте были жёлтые флаги из-за стоявшей машины Макниша. Однако стюарды подтвердили, что всё в порядке – в момент обгона Райкконен находился за пределами трассы, так что Михаэль имел право выйти вперёд.
После финиша обычно невозмутимый финн не скрывал разочарования. Второе место – лучшее в его карьере на тот момент, но он мог добиться большего. «С машиной всё было в порядке, команда отлично провела пит-стопы, всё шло хорошо, – сказал он. – К сожалению, мы потеряли победу из-за моей ошибки. Это самая грустная гонка в моей карьере. Маршалы вывесили жёлтые флаги, но не те, что предупреждают о масле на трассе».
Впрочем, по мнению его соперника, вины Кими в произошедшем не было. «Мне всегда было сложно подбирать слова в такие моменты, – признался Михаэль. – Я оставался расслаблен на протяжении всего уик-энда, даже не думал о чемпионате, поскольку не верил, что это может произойти именно здесь. Разумеется, я видел, что Рубенс остался на стартовой решётке, видел темп Хуана-Пабло, затем допустил ошибку, наехав на белую линию…
Гонка получилась богатой на события – я получил проезд через пит-лейн, боролся с Кими, а он провёл просто потрясающую гонку. Я ни во что не верил, но всё же попытался начать атаковать его за 10 кругов до финиша – ведь никогда не знаешь, что может случиться. Однако, думаю, давление тут ни при чём – просто Кими не увидел масляное пятно, а меня о нём предупредили. До этого момента я не ощущал никакого прессинга, но внезапно стал лидером гонки и понял, что могу завоевать титул.
Вероятно, это были самые слабые пять кругов в моей карьере. Я чувствовал огромное давление, ответственность, важно было не допустить ошибку… Обгонять здесь сложно, но справиться с напряжением ещё тяжелее – я и не думал, что психологический прессинг может быть так велик. Я очень рад, что мы добились своего, сделали это вместе со всей командой, с людьми, которые работали, не щадя себя. Я говорю им «спасибо», но это слишком скромное слово, для того, чтобы выразить всю мою благодарность».