Гонка #325: 26 августа 1979 года. Гран При Нидерландов. Зандфорт |
|
Поул | Рене Арну (Renault RS10) – 1:15,461 (201,609 км/ч) |
Лучший круг | Жиль Вильнёв (Ferrari 312T4) – 1:19,438 (191,515 км/ч) |
Победитель | Алан Джонс (Williams FW07) – 1:41,19,775 (187,675 км/ч) |
Кадры Гран При Нидерландов 1979 года видели практически все болельщики Формулы 1 – хотя мало кто знает, что это именно та гонка. Они вошли в историю как пример отчаянной решимости и безудержной страсти к гонкам, к победе, как квинтэссенция всего того, чем ценна Формула 1 и автоспорт вообще. Причём в ролике нет обгонов, сражения за позицию или чего-то в этом роде. В нём солирует один-единственный гонщик... Впрочем, обо всём по порядку.
Шёл август, до конца сезона оставалось ещё четыре этапа, и кто станет чемпионом, было совершенно непонятно. Не только потому, что отрывы были невелики, но и в связи с тем, что по ходу сезона постоянно то одна, то другая команда получала технологическое преимущество. Сначала это была Ligier, затем Ferrari, причём сначала побеждал Жиль Вильнёв, а потом Джоди Шектер.
Две последние гонки выиграл Алан Джонс на новом Williams FW07, но хотя он уступал лидеру не так много, шансов на титул у него почти не было. Мы уже рассказывали про абсурдную систему начисления очков, действовавшую в 1979 году – в соответствии с ней, в зачёт гонщику шли только четыре лучших результата в семи первых гонках и четыре лучших в восьми последних.
Первая половина сезона на старом шасси FW06 сложилась для Джонса неудачно, он заработал только четыре очка. А значит, ни при каких обстоятельствах не мог набрать больше 40-а по итогам сезона. У лидировавшего в чемпионате Шектера было 38 очков. Впрочем, и для Джоди ситуация складывалась непростой – в четырёх гонках второй половины чемпионата он трижды добивался результата, так что в четырёх оставшихся мог получить полные очки только один раз. Жиль Вильнёв и Жак Лаффит, отстававшие от него на шесть очков, таких проблем не имели.
Гран При Нидерландов 1979 года, как обычно, проходил в Зандфорте, однако в те времена эта трасса имела совершенно другие очертания, чем сегодня, и что куда важнее – другой характер. Это был короткий, но очень скоростной трек с минимумом поворотов, что отлично подходило машинам с турбомоторами. Неудивительно, что поул достался пилоту Renault Рене Арну.
Гонщики Williams, Алан Джонс и Клей Регаццони, показали второе и третье время, опередив вторую Renault Жан-Пьера Жабуя. Пилоты Ferrari, Шектер и Вильнёв, стартовали с пятой и шестой позиции, Жак Лаффит с седьмой.
Что касается Lotus, доминировавшей в предыдущем сезоне, то 1979-й год стал для команды Колина Чэпмэна катастрофой. Новая Lotus 80 никак не хотела показывать те результаты, на которые рассчитывали в команде, и Андретти с Ройтеманом вынуждены были использовать прошлогоднее шасси. Очередные тесты «серьёзно доработанной» версии Lotus 80 прошли перед Гран При Нидерландов, но добиться ощутимого прогресса вновь не удалось, после чего проект был окончательно похоронен.
Ночью перед гонкой в Зандфорте прошёл дождь, но ко времени старта трасса высохла. Арну второй раз подряд стартовал с поула и второй раз подряд не смог извлечь из этого выгоду из-за турбоямы – пока раскручивалась турбина на его Renault, остальные пилоты сорвались с мест и начали опережать француза. Джонс буквально просвистел мимо, а за вторую позицию Рене сражался с Жабуем, Вильнёвом и Регаццони. Завершилась эта борьба предсказуемым столкновением и сходом Регаццони и Арну.
Недолго продолжалась гонка и для Ройтемана. Уже на первом круге он столкнулся с Жарье и сломал подвеску. На втором круге из-за проблем с электрикой сошёл Эмерсон Фиттипальди, а на четвёртом Ники Лауда сам свернул в боксы и покинул свой Brabham – во время гонки поддержки на BMW M1 Pro-Car в субботу он повредил руку, и боль не давала ему пилотировать в полную силу.
Тем временем в гонке лидировал Джонс, которого преследовали Вильнёв, Жабуй и Пирони. Создать отрыв ни у кого в первой тройке не получалось, но и атак не было – до 11-го круга. Вильнёв пошёл в смелую атаку на Джонса и смог его опередить. Жиль захватил лидерство и даже начал отрываться – если на других трассах эффективность шасси Williams давала Джонсу преимущество, то в Зандфорте важнее была мощность мотора Ferrari.
Такой расклад совершенно не устраивал Шектера, который, из-за перегретого сцепления, на старте откатился далеко назад и теперь пытался пробиться через пелотон. И не без успеха – если на первом круге он был одним из последних, то к 11-му кругу уже занимал шестое место! На 17-м круге Джоди прошёл Пирони и вышел на пятое место, позади Кеке Росберга на Wolf. На 26-м Шектер обогнал финна, и в этот же момент отказало сцепление на Renault занимавшего третье место Жабуя, так что Шектер оказался третьим!
Долгое время Вильнёву удавалось поддерживать отрыв от Джонса на уровне трёх секунд, но постепенно агрессивная манера пилотажа канадца сказывалась на состоянии его шин. На 39-м круге Вильнёв проехал лучший круг гонки, но и на 38-м, и на 40-м уступил австралийцу, так что отрыв таял на глазах. Видя это, Жиль всё чаще блокировал колёса, что ещё более усугубляло ситуацию.
На 47-м круге Вильнёв серьёзно заблокировал резину и оказался за пределами трассы. Джонс вышел вперёд, а на Ferrari Жиля постепенно спускает заднее левое колесо. Канадец, однако, продолжил движение, и на 49-м круге оно взорвалось. Но такая мелочь не могла остановить Жиля!
Вильнёв сохранил контроль над машиной, затормозил на краю гравийной ловушки, сдал назад и с полностью разорванным колесом на очень высокой скорости поехал в боксы. Жиль торопился и не обратил внимание на то, что остатки резины разломали подвеску, так что колесо уже просто волочится за машиной… Добравшись до боксов, Вильнёв искренне надеялся, что машину удастся починить! Но механики только развели руками – сход.
Оставшись без конкуренции, Джонс легко довёл гонку до победы. Благодаря сходу Вильнёва, Шектер финишировал вторым и серьёзно увеличил свой отрыв в чемпионате. Парой кругов спустя после Вильнёва сошёл и Дидье Пирони, на Tyrrell которого сломалась подвеска, так что третьим финишировал Лаффит, тоже заработавший важные очки.
Вильнёв проиграл гонку, потерял много очков, но его бескомпромиссный пилотаж сыграл свою и очень важную роль. Именно с этого Гран При началась легенда Жиля Вильнёва – одного из самых ярких пилотов своей эпохи, а может быть и всей истории Формулы 1. В конечном счёте, этот сход почти наверняка стоил ему победы в чемпионате, но Жиль завоевал намного больше, чем титул – он завоевал любовь и уважение болельщиков всего мира.