Гонка #316: 3 марта 1979 года. Гран При ЮАР. Кьялами |
|
Поул | Жан-Пьер Жабуй (Renault RS01) – 1:11,80 (205,772 км/ч) |
Лучший круг | Жиль Вильнёв (Ferrari 312T4) – 1:14,412 (198,549 км/ч) |
Победитель | Жиль Вильнёв (Ferrari 312T4) – 1:41,49,96 (188,611 км/ч) |
В чемпионате 1977 года доминировали Ники Лауда и Ferrari, в чемпионате 1978 года – Марио Андретти и Lotus. Когда начался сезон 1979 года, стало совершенно ясно, кому достанутся титулы – Жаку Лаффиту и Ligier. На первом этапе, в Аргентине, Лаффит завоевал хет-трик – стартовал с поула, показал лучший круг и выиграл гонку. «Большой шлем» ему не достался только потому, что на старте Жак пропустил своего напарника, Патрика Депайе. Но уже на 11-м круге статус-кво был восстановлен.
В Бразилии завоевать «Большой шлем» Лаффиту удалось – он лидировал от старта и до финиша. Причём второе место занял Депайе, подчеркнув, что бороться с французскими машинами никому не по силам. Карлос Ройтеман на Lotus проиграл Жаку 44 секунды. Обе Ferrari в той гонке уступили гонщикам Ligier круг. В общем, всё было совершенно ясно.
Спустя месяц после гонки в Бразилии участники чемпионата приехали в ЮАР. Разумеется, столь значительное преимущество Ligier заставило команды работать с удвоенной силой. Скудерия ответила дебютом новой Ferrari 312T4. Эта необычная «машина-крыло» должна была решить проблему с недостатком прижимной силы, так как из-за своего плоского двигателя Flat-12 в Маранелло не могли заставить работать граунд-эффект столь же эффективно, как и конкуренты.
Граунд-эффект стал главным «трендом» Формулы 1 тех лет. Убедительное преимущество Lotus 79 в предыдущем сезоне заставило применять аналогичные решения почти всех конкурентов. В Кьялами не использовали граунд-эффект только две команды – Williams и Renault. С другой стороны, начиналась война за контроль над Формулой 1 между FISA и FOCA, и Жан-Мари Балестр регулярно грозился запретить аэродинамические «юбки», создававшие разрежение под машинами.
Как ни странно, создатели граунд-эффекта, Lotus, теперь явно опаздывали в развитии. Главной новинкой команды стал новый спонсор – нефтяная компания Essex. Колин Чэпмэн с гордостью представил её незадолго до Гран При. Что и говорить, с финансовой стороны дела Lotus шли исключительно хорошо – её также поддерживали Martini, Valvoline, Tissot, NGK и так далее. Бюджет команды достиг сумасшедших по тем временам $50 миллионов, что позволяло забыть о потере John Player Special.
Однако деньги сами по себе ещё не позволяют ехать быстрее. Уик-энд в ЮАР пилоты Lotus всё ещё проводили на прошлогодних машинах, и, как и следовало ожидать, оказались далеко позади. Действующий чемпион, Марио Андретти, показал только восьмое время, проиграв поулу более полусекунды, Карлос Ройтеман – 11-е, почти в секунде от лидера.
Квалификация в Кьялами вообще стала тревожным звонком для команд, использовавших моторы Cosworth DFV. Длинные прямые южноафриканского автодрома благоволили более мощным 12-цилиндровым двигателям, а в особенности – турбомоторам Renault, так как в условиях высокогорья (трасса в Кьялами располагается на высоте 1,5 км над уровнем моря) наддувные двигатели получали большое преимущество над атмосферными. Первый поул как в своей карьере, так и в истории команды Renault завоевал Жан-Пьер Жабуй.
Гонщики Ferrari уступили ему не так и много – Шектер 0,24 секунды, Вильнёв 0,27 секунды. Четвёртое время показал Ники Лауда на Brabham с мотором Alfa Romeo – впервые за долгое время на двух первых рядах стартового поля не было ни одной машины с DFV! Более того – три первые машины были обуты в шины Michelin, и это тоже был большой повод для беспокойства остального пелотона.
Лучшими машинам с DFV предсказуемо оказались Ligier – Депайе уступил Жабую 0,35 секунды, Лаффит 0,46 секунды. Седьмое время Дидье Пирони на Tyrrell стало слабым утешением для команды, испытывавшей серьёзные финансовые проблемы – Кен Тиррелл прямо говорил, что не уверен в том, что команда доживёт до конца сезона. Хуже того – в субботу Пирони попал в аварию, в результате которой в его шлем угодило колесо от машины. Дидье чудом избежал серьёзных травм, и хотя удар всё же привёл к болезненной травме головы, решил выйти на старт.
Турбомотор помог Жабую завоевать первый поул, но есть у них и свои недостатки. В условиях высокогорья они, в отличие от атмосферных собратьев, сохраняют обычную мощность, однако остро встаёт вопрос об их охлаждении. Кроме того, такие моторы страдают от турбоямы, и если в поворотах пилоты решали эту проблему, просто нажимая педаль газа пораньше (ещё на торможении!), то на старте это было слишком рискованно.
Ярким подтверждением этого стал старт гонки в Кьялами – Жабуй только начал разгоняться, когда его опередили обе Ferrari. Однако как только турбина заработала в полную силу, француз нанёс ответный удар и ещё до первого поворота вернул себе лидерство! Шектер, Вильнёв и Лауда сохранили позиции, а вот Депайе откатился назад, пропустив и Лаффита, и Пирони, и Жарье.
Ещё во время прогревочного круга в Кьялами накрапывал лёгкий дождь – точнее, это были отдельные капли. Однако сразу после старта он резко усилился, заставив гонщиков осторожничать. Всех, кроме Жиля Вильнёва, который тут же опередил и Шектера, и Жабуя! Гонщики продолжали движение на сликах, и хотя все 24 пилота оставались на трассе, дирекция гонки вдруг решила вывесить красный флаг, чтобы заставить их переобуться.
Решение было странным. Ещё более нелепым оно стало из-за того, что подготовка второго старта продолжалась целый час, и дождь за это время кончился! Теперь гонщикам предстояло самостоятельно решить, на каких шинах они будут продолжать борьбу. Вильнёв и Жабуй вышли на второй старт на дождевой резине, тогда как Шектер – на сликах.
С первой позиции гонку начинал Вильнёв, рядом с ним был Шектер, а Жабуй оказался только третьим. На четвёртое место к моменту остановки гонки пробился Лаффит – но лишь для того, чтобы откатиться далеко назад на рестарте. Жиль мгновенно оторвался от напарника, а спустя пару кругов южноафриканец пропустил и Жабуя. Трасса подсыхала, так что спустя ещё несколько минут ему удалось отыграться, но Вильнёв к этому моменту был уже далеко.
На 15-м круге Вильнёву пришлось отправиться в боксы за сликами, но скорость Ferrari оказалась столь велика, что канадец пропустил только своего напарника и вернулся на трассу вторым. Остановившийся кругом раньше Жабуй откатился гораздо дальше, на 11-е место, потеряв шансы на победу.
Собственно, на неё осталось всего два претендента, и оба они выступали за Ferrari. Шектер уверенно лидировал, но темп Вильнёва на свежих шинах был заметно выше, и он быстро нагонял напарника. К 31-му кругу канадец проигрывал 15 секунд, к 35-му – 10 секунд, к 42-му – шесть секунд. Шины на машине Шектера всё больше разрушались. На 53-м круге, когда Вильнёв ехал уже практически вплотную за южноафриканцем, одно из колёс приходит в полную негодность, и Джоди вынужден свернуть на пит-лейн.
Все остальные соперники слишком далеко позади, так что Шектер вернулся вторым, но Вильнёв в 21-й секунде впереди. До финиша оставалось 25 кругов – слишком мало, чтобы отыграться. Тем не менее, на глазах у родной публики Джоди приложил максимум усилий. На финише двух гонщиков Ferrari разделили 3,42 секунды, но первым всё же был Вильнёв.
Третье место, к великой радости несчастной команды Tyrrell, досталось Жарье, который провёл очень спокойную и уверенную гонку. Очки заработали также Андретти, Ройтеман и Лауда. Что касается Жабуя, то его турбомотор не выдержал темпа гонки и на 47-м круге отказал. Сошёл и второй пилот Renault, Рене Арну – правда, не из-за мотора, а из-за взрыва шины за 11 кругов до финиша.
Жиль Вильнёв победил во второй раз в карьере, но в интервью после финиша (которое брал Джеки Стюарт) заявил, что это его «первая настоящая победа». Канадец имел в виду, что предыдущая, полгода назад в Монреале, была одержана благодаря сходу Жарье, но эту он добыл сам. Несмотря на острое соперничество, пилоты Ferrari очень уважительно отзывались друг о друге.
Победа Вильнёва доказала верность решений Маурио Форгьери при проектировании Ferrari 312 T4 и открыла перед Жилем самые широкие перспективы. В чемпионате по-прежнему лидировал Лаффит, на его счету было 18 очков, а Вильнёв с 11-ю оказался только третьим, уступая очко Ройтеману, но сезон только начинался. Сражение обещало быть жарким.