Гонка #494 12 августа 1990 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг |
|
Поул | Тьерри Бутсен (Williams FW13B) – 1:17,919 (183,329 км/ч) |
Лучший круг | Риккардо Патрезе (Williams FW13B) – 1:22,058 (174,082 км/ч) |
Победитель | Тьерри Бутсен (Williams FW13) – 1:49,30,597 (167,402 км/ч) |
Если начало восьмидесятых было «французским веком» Формулы 1, то к 1990-му году началась эра итальянцев. Из 35 участников, заявленных на Гран При Венгрии, 14 представляли Италию. А всего в том сезоне выступали 15 выходцев с апеннинского полуострова.
Кроме того, под итальянским флагом работали семь команд! И это при том, что Benetton принадлежала итальянской компании, но продолжала считаться британской командой. Если считать Benetton итальянским, то выйдет, что Италия и Великобритания выставляли на старт по восемь команд. Ещё три команды были французскими, и на этом география Формулы 1 того времени исчерпывалась.
Правда, в отличие от французов в 1980-м, итальянцы в 1990-м оказались не на первых ролях. Тифози всё ждали, когда в Формуле 1 появится новый Аскари, но он всё не приходил. Надежды на Микеле Альборето не оправдались, а Риккардо Патрезе имел довольно своеобразный имидж достаточно быстрого, но не всегда разумного и не всегда уверенного в себе пилота, который постоянно проигрывал напарникам.
Среди остальных итальянцев мало кого можно было назвать восходящей звездой. Эмануэле Пирро, Никола Ларини, Габриэле Тарквини, Иван Капелли, Стефано Модена, Пьерлуиджи Мартини, Бруно Джакомелли и Андреа де Чезарис были пилотами неплохими, но не более. Алекса Каффи, Паоло Бариллу и Клаудио Лангеса не всегда относили даже к этой категории, как и Джанни Морбиделли.
Тем не менее, одна надежда у итальянцев оставалась. Это был Алессандро Наннини – действительно быстрый и талантливый пилот, выступавший за Benetton. Результаты его постоянно росли, в конце 1989-го года он одержал свою первую победу – в Сузуке, после памятного столкновения Сенны и Проста, а затем заработал ещё и второе место под дождём в Аделаиде.
В 1989-м у Наннини было два напарника, Джонни Херберт и Эмануэле Пирро, но ни тот, ни другой не могли с ним сравниться. В 1990-м в команду пришёл трёхкратный чемпион мира Нельсон Пике, так что Алессандро вновь превратился во второго номера, но продолжал демонстрировать отличную скорость. Пике был гораздо стабильнее, зарабатывая очки почти в каждой гонке. Наннини в девяти первых гонках финишировал всего четырежды, но зато дважды – на подиуме, в то время как многоопытный бразилец сделал это лишь один раз!
Второй подиум был как раз на предыдущем этапе, в Германии, где Наннини на финише уступил только Сенне, да и то лишь несколько секунд. Так что в Венгрию он приехал в приподнятом настроении, пусть даже Хунгароринг радикально отличался от трёх предыдущих, скоростных трасс – Поль-Рикара, Сильверстоуна и Хоккенхаймринга.
Тем временем в чемпионате происходили весьма любопытные вещи. Сражение за титул вели Айртон Сенна, по-прежнему выступавший за McLaren, и Ален Прост, представлявший теперь Ferrari, в личном зачёте их разделяли всего четыре очка. Однако в чемпионате появлялась третья сила – это команда Williams. Зимой она усилилась Эдрианом Ньюи, который начал вносить свой вклад в развитие машины к середине сезона, мотор Renault становился всё эффективнее, результаты росли.
Это ярко продемонстрировала квалификация, в которой машины Williams заняли весь первый ряд! Свой первый в карьере поул завоевал Тьерри Бутсен, Патрезе уступил ему всего 0,036 секунды. Сенна оказался только четвёртым, уступив ещё и второму пилоту McLaren Герхарду Бергеру – впрочем, отрывы были невелики.
Прост тоже проиграл напарнику – Мэнселл квалифицировался пятым, Ален восьмым. Между ними расположились Жан Алези на Tyrrell и Наннини на Benetton. Алессандро был последним из тех, кто проиграл поулу менее секунды. Пике показал девятое время, уступив напарнику полсекунды.
На старте разгорелось сражение между двумя Williams и Бергером. Победителем из него вышел Бутсен, а проигравшим – Патрезе, уступивший Бергеру вторую позицию. Сенна начал гонку неудачно, пропустив Мэнселла и Алези, Прост тоже осторожничал и его обогнали Пике и де Чезарис.
Обгонять на Хунгароринге было нелегко во все времена, так что долгое время в группе лидеров почти ничего не происходило. Разве что высоко забравшийся де Чезарис быстро скатился к более привычным для него позициям в середине пелотона, пропустив Наннини, Пике, Проста и Уорика.
Первый настоящий обгон в десятке лучших произошёл только на 21-м круге – Сенна, после 20 кругов преследования вплотную Алези, всё же смог найти лазейку для атаки. Но уже на следующем круге Айртон вынужден был отправиться в боксы из-за медленного прокола. Впрочем, потерял он не так много, ведь пит-стоп ему всё равно предстоял, хотя и был запланирован на чуть более позднее время.
Ключевые события гонки произошли в районе 37 круга: Алези столкнулся с круговым Мартини, а Прост сошёл из-за поломки коробки передач. Одновременно Сенна смог опередить Пике, так что всего за круг поднялся с девятого места на шестое. Впереди был Наннини – правда, отрыв итальянца от лидера чемпионата составлял 20 секунд.
Лидировал по-прежнему Бутсен, на секунду опережавший Бергера, и на две – Патрезе. Эту троицу постепенно настигал Мэнселл, которого уже практически вплотную преследовал Наннини. Всей этой группе Сенна на своём McLaren и свежих шинах вёз по две секунды на круге, так что развязка обещала быть интересной.
На 48 круге Бергер отправился в боксы, вернувшись шестым. Сенна был всё ближе, и Наннини надоело смотреть на то, как Мэнселл пытается опередить Патрезе, он сам перешёл к активным действиям. На 53-м круге, подкараулив ошибку Найджела после очередной неудачной атаки на Патрезе, Наннини вышел вперёд, но то же самое тут же сделал и догнавший группу лидеров Сенна!
На 56-м круге Наннини атаковал Патрезе на торможении перед первым поворотом и вышел вперёд. Не откладывая дела в долгий ящик, Сенна тоже пошёл в атаку и тоже обогнал Риккардо. Атаку Мэнселла Патрезе прервал довольно грубо, перекрыв тому траекторию, но шины на его Williams уже совершенно износились. Патрезе развернуло, он потерял несколько секунд и, наконец, отправился в боксы.
Уже ясно, что ни Бутсен, ни Наннини в боксы не собираются. Бельгиец по-прежнему лидирует, опережая пилота Benetton на три секунды, но отрыв тает. Сзади Алессандро подгоняет Сенна. К 60-му кругу все трое уже едут плотной группой – победитель гонки определится в их борьбе на трассе. Позади них Бергер отчаянно атакует Мэнселла, но британец раз за разом пресекает его попытки выйти вперёд.
Столь напряжённые сражения на такой узкой трассе редко обходятся без аварий. На 64-м круге Сенна пошёл в отчаянную атаку на Наннини в шикане. Места для двух машин там попросту не было – соперники столкнулись, Benetton Наннини подбросило в воздух, а при приземлении сломалась подвеска. На McLaren Сенны обошлось без повреждений, так что он отправился в погоню за Бутсеном.
Ещё одно столкновение случилось на 72-м круге, и вновь с участием McLaren. Бергер пошёл в очень смелую атаку на Мэнселла, и она почти удалась, но всё же Ferrari и McLaren столкнулись. Машина Найджела замерла на обочине, Бергер добрался до боксов – но лишь для того, чтобы команда констатировала слишком серьёзные повреждения, чтобы можно было продолжить гонку.
Спустя ещё несколько кругов Бутсен завоевал свою третью победу в Формуле 1 – причём на этот раз на сухом асфальте и лидируя от старта и до финиша. Сенна финишировал вплотную за ним, но опередить бельгийца так и не смог. Третье место благодаря сходам соперников занял Нельсон Пике.
Разумеется, после финиша развернулась полемика вокруг столкновений. В тот день Наннини имел реальные шансы выиграть гонку, и итальянец был очень возмущён действиями Сенны – он считал, что Айртон выбил его с трассы намеренно. «Он хотел не обогнать меня, а выбить, это совершенно очевидно, – возмущался итальянец. – Вопреки его ожиданиям, он не был быстрее меня. И когда понял это, решил просто убрать меня с дороги!»
Айртон своей вины не признал – напротив, он обвинил Наннини в том, что тот «закрыл калитку» перед его машиной. Аргумент настолько сомнительный, что вряд ли в него верил даже сам Сенна. В Benetton подумывали о том, чтобы подать протест, но особого смысла в этом не было – ведь очки Наннини всё равно уже никто бы не вернул. Руководитель команды, Флавио Бриаторе, постарался успокоить Алессандро, заверяя, что у того ещё всё впереди.
К сожалению, это было не так. Ровно через два месяца, 12 октября 1990 года, вертолёт, на котором летел Наннини, рухнул, и Алессандро оторвало правую руку. Врачи смогли её пришить, но прежнюю подвижность восстановить так и не удалось. Итальянец вынужден был остановиться в шаге от успеха: он пропустил два финальных Гран При сезона, и обе эти гонки выиграл Пике. Несмотря на травму, им ещё целый год активно интересовались в Ferrari, но в Формулу 1 Алессандро так и не вернулся.