Гонка #741 3 июля 2005 года. Гран При Франции. Маньи-Кур |
|
Поул | Фернандо Алонсо (Renault R25) – 1:14,412 (213,401 км/ч) |
Лучший круг | Кими Райкконен (McLaren MP4-20) – 1:16,423 (207,786 км/ч) |
Победитель | Фернандо Алонсо (Renault R25) – 1:31:22,233 (202,638 км/ч) |
Восемь лет подряд пилоты Ferrari неизменно участвовали в борьбе за чемпионские титулы. В одни годы они выигрывали, в другие – нет, но, по крайней мере, всегда оставались в числе фаворитов и претендентов на победы.
Но в 2005-м всё неожиданно изменилось. Михаэль Шумахер продолжал выступать за Ferrari, его напарником по-прежнему был Рубенс Баррикелло, но ни о каких победах теперь не было и речи. Даже на подиум гонщики Скудерии поднимались редко! А сражение за первую строчку личного зачёта вели между собой пилот Renault Фернандо Алонсо и гонщик McLaren Кими Райкконен.
Конечно, в Ferrari не разучились за год делать машины. Как это обычно и бывает, столь радикальные изменения стали следствием перемен в регламенте. В 2005-м в правилах было много нового, но главное отличие заключалось в том, что попала под запрет смена шин по ходу гонки.
Дозаправки при этом остались, так что с точки зрения зрителей почти ничего и не изменилось – пилоты стартовали, затем заезжали в боксы, возвращались на трассу и так далее. Но для шинников перемены были огромными. Им пришлось создавать совершенно новую резину, способную выдерживать дистанцию гонки. И делая это, в Michelin и Bridgestone пошли разными путями.
Японцы отталкивались от надёжности – шины, в первую очередь, должны были сохранять работоспособность в любых ситуациях. Французы же во главу угла поставили скорость. Из-за этого было несколько ситуаций, когда их шины разрушались по ходу дистанции, что приводило к сходам, но в целом скорость клиентов Michelin оказалась значительно выше.
Свою единственную победу в том сезоне Шумахер одержал в Индианаполисе, и это тоже стало прямым следствием разного подхода шинников – просто на этот раз он сработал в "обратную" сторону. Пилоты, на чьих машинах стояла резина Michelin, не вышли на старт, так как французские шинники не гарантировали, что шины не взорвутся на бэнкинге, когда нагрузка на левую сторону машины достигает максимальных значений.
Та гонка, в которой стартовали только шесть машин на резине Bridgestone, вошла в историю как одна из печальных страниц Формулы 1, но основные репутационные потери, как ни странно, понесла в этой ситуации вовсе не Michelin.
Спустя две недели команды приехали на родину Michelin, во Францию, на Маньи-Кур. Скоростных поворотов, а тем более бэнкингов, здесь не было, шины взрываться не собирались, а значит расклад должен был оказаться прежним. Так и получилось – с первых же сессий лидировали пилоты McLaren и Renault.
Квалификацию, несмотря на прохладные условия, уверенно выиграл Фернандо Алонсо на Renault, опередивший Ярно Трулли на Toyota и Кими Райкконена на McLaren. Михаэль Шумахер оказался только четвёртым, хотя проиграл поулу совсем немного – всего 0,160 секунды.
Фактически Шумахер стартовал третьим, так как на машине Райкконена ещё в пятницу сгорел мотор. Команде пришлось его заменить, нарушив правило "один двигатель на уик-энд", и Кими стартовал только 13-м. Этот эпизод, по сути, и решил исход гонки, потому что финн был единственным конкурентом для Фернандо Алонсо.
С большой долей вероятности, если бы Райкконен не пострадал из-за замены мотора, он бы выиграл этот Гран При. Это стало ясно по ходу гонки. Многих удивило время Кими в квалификации, где он уступил Алонсо всего 0,147 секунды, потому что ожидали, что в McLaren зальют в баки его машины много топлива. Однако оказалось, что в команде так и сделали!
Большинство пилотов группы лидеров поехали в боксы уже в районе 17-19 кругов, Алонсо на 20-м. Напарник Райкконена, Хуан-Пабло Монтойя, выбрал иную стратегию, из-за чего в квалификации проиграл Алонсо секунду и оказался только девятым, а в гонке продержался на трассе до 25-го круга. Кими свернул в боксы только на 28-м!
За это время он не только смог подняться на второе место, но и создать достаточный отрыв от преследователей, так что вернулся на трассу на том же втором месте, которое занимал и до пит-стопа. Когда счёт по пит-стопам выровнялся, выяснилось, что Райкконен уступает Алонсо всего около 13-и секунд. К финишу оно сократилось до 12-и.
Конечно, Фернандо не слишком атаковал, но если бы не штраф за замену двигателя на McLaren, испанец даже не оказался бы на поуле. Тогда бы вся гонка прошла под диктовку Райкконена, и Алонсо было бы очень сложно его опередить. Однако произошло то, что произошло – на поуле стояла машина Renault, а в гонке Фернандо лидировал от старта до финиша.
Это была очень хорошая новость для команды испанца, ведь на формально домашней (фактически база команды находилась в британском Энстоуне) гонке присутствовал новый руководитель компании Renault Карлос Гон. Его трудно отнести к поклонникам автоспорта, но победа на Гран При Франции стала веским аргументом для сохранения команды.
В McLaren после финиша эмоции были сдержанные – Райкконен провёл блестящую гонку, добившись максимума в сложившихся условиях, но сама ситуация команду, конечно, не порадовала. К тому же Хуан-Пабло Монтойя, уверенно ехавший к третьему месту, на 46-м круге сошёл из-за отказа гидравлики.
Благодаря этому, на третье место поднялся Шумахер. Подиум в Маньи-Кур принёс ему куда больше радости, чем победа двумя неделями раньше, ведь на этот раз он боролся не только с напарником. Точнее, с напарником он как раз не боролся – Баррикелло провёл на редкость неудачную гонку и финишировал только девятым, оставшись без очков.
Шумахер тоже добился максимума в тех условиях, в которых оказался. Он не мог бороться с Алонсо и McLaren в скорости, но всех остальных сумел опередить, оказавшись единственным, кроме Райкконена, кто проиграл победителю менее круга. Причём на первых кругах Михаэль застрял за Трулли, но смог опередить его во время пит-стопа и легко оторвался от Toyota.
«Я получил большое удовольствие от этой гонки, – сказал Шумахер после финиша. – Мы выбрали правильную стратегию, машина была прекрасна. После такого уходить на пенсию хочется ещё меньше».