Гонка #701 20 апреля 2003 года. Гран При Сан-Марино. Имола |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari F2002B) – 1:22,327 (215,711 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Ferrari F2002B) – 1:22,491 (215,282 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F2002B) – 1:28:12,058 (207,895 км/ч) |
Сезоны 2000-2004 года в Формуле 1 слились в единую череду побед Михаэля Шумахера и Ferrari, но в действительности это были очень разные сезоны. В одних Михаэль доминировал безоговорочно, в других завоёвывал титул с большим трудом. Сезон 2003 года относился именно к таким.
После разгрома, учинённого Шумахером и Ferrari в 2002 году, в FIA решили изменить систему начисления очков в гонках. Теперь очки получали восемь лучших машин, а не шесть, но при этом победитель получал столько же, сколько и раньше – 10 очков. В то же время его преследователи теперь зарабатывали больше – обладатель второго места 8 (вместо 6), третьего 6 (вместо 4), и так далее.
Изменение было очень странным и, называя вещи своими именами, необдуманным. Оно шло вразрез с тенденцией, существовавшей 50 лет, то есть всю историю Формулы 1 – увеличение разрыва в очках между первым и вторым местом, чтобы ценность победы возрастала. Теперь же победы обесценились, так как за второе место пилот получал почти столько же очков, сколько и за первое.
Аргументация сводилась к тому, что таким образом лидеру будет тяжелее отрываться от преследователей. Однако игнорировался тот факт, что и догонять лидера стало сложнее. Определяющую роль теперь имела надёжность и стабильность. Чтобы отыграться после одного схода в случае, если соперник всё время финиширует вторым, гонщику требовалось одержать пять побед!
Предполагалось, что как и в предыдущем сезоне, лидером будет Михаэль Шумахер, а догоняющими – пилоты McLaren и Williams, но на практике всё сложилось иначе. В Скудерии решили не торопиться с новой машиной, Ferrari F2003-GA, полагая, что доработанной версии непобедимой в прошлом году F2002 в первых гонках сезона им будет достаточно, чтобы бороться за победы. Похожую стратегию они использовали и годом ранее – и тогда всё получилось.
Однако на этот раз всё сложилось иначе. В трёх первых гонках Михаэль не смог одержать ни одной победы, и более того – ни разу не поднялся на подиум! Гонки выиграли три разных пилота, но так как Кими Райкконен входил в тройку во всех трёх, то лидерство в чемпионате захватил именно он. Даже после того, как финна лишили победы в Бразилии, пересчитав результаты и объявив победителем Джанкарло Физикеллу, на его счету было 24 очка, у его напарника по McLaren Дэвида Култхарда 15, а у Шумахера – только 8 очков.
В Ferrari надеялись, что поправить ситуацию поможет новая машина. Она должна была дебютировать на первом европейском этапе в Имоле, на трассе Энцо и Дино Феррари. Однако на тестах обнаружились проблемы с надёжностью, так что в Скудерии решили не рисковать и дебют отложить. Надёжность в этом сезоне играла слишком большую роль.
Впрочем, в Ferrari были уверены, что и F2002B ещё на многое способна, так что вовсе не собирались добровольно соглашаться на второе или третье место. Правда, в пятницу самыми быстрыми оказались машины Williams, но в субботу Михаэль Шумахер завоевал второй в сезоне поул. Он всего на 0,014 секунды опередил своего брата Ральфа.
Однако братьям было не до празднований успеха – их мать оказалась в коме после инсульта. Сразу после квалификации Михаэль и Ральф вылетели в Кёльн и провели в госпитале всю ночь. Утром они вылетели обратно в Италию, но по прилету их ждала печальная новость – Элизабет умерла.
В командах и в FIA полностью развязали Шумахерам руки, освободив от всех формальностей. Решение о том, принимать ли участие в гонке вообще, должны были принять сами братья. Поговорив с глазу на глаз, Михаэль и Ральф всё же решили выйти на старт. Однако им было позволено не участвовать в параде пилотов и любых других процедурах, включая все пресс-конференции. На руках у обоих были чёрные траурные повязки.
Никто не знает, почему они приняли именно такое решение – братья не давали в то воскресенье никаких комментариев и неохотно обсуждали эту тему в дальнейшем. Возможно, они решили, что так хотела бы их мать, а может причины были какими-то иными. Так или иначе, и им самим участие в гонке в такой момент определённым образом пошло на пользу. Она позволила им на время отключиться от переживаний, сосредоточиться на результате и борьбе.
Поначалу братья вели борьбу исключительно друг с другом. Михаэль неважно стартовал, и Ральф смог захватить лидерство, но старший брат преследовал младшего буквально по пятам. Михаэль был явно быстрее, но Ральф сдаваться не собирался, и на протяжении 16-и кругов братья отчаянно сражались между собой за первое место.
В конце 16-го круга Ральф свернул в боксы, и это автоматически означало, что битву он проиграл. Михаэль тут же прибавил, проехал три очень быстрых круга и после своего пит-стопа вернулся на трассу впереди брата. Лидировали, правда, Кими Райкконен и Дэвид Култхард – как выяснилось, в McLaren выбрали иную стратегию, решив останавливаться только два раза, против трёх у Ferrari и Williams.
Получив свободную трассу, Шумахер-старший легко оторвался от преследователей, а его брат сосредоточился на обороне от атак второй Ferrari под управлением Рубенса Баррикелло. На этот раз Ferrari не удалось тактически переиграть Williams – Рубенс дважды останавливался на два круга позже Ральфа, но каждый раз тот всё равно оказывался впереди. Когда другого выбора не осталось, Баррикелло решил проблему старым, уже чуть подзабытым способом – обогнал соперника на трассе.
Однако оказался только третьим – стратегия двух пит-стопов для Райкконена сработала лучше, так что он смог оказаться впереди как Ральфа, так и Рубенса. Это значило, что несмотря на победу, Михаэль отыграет у лидера чемпионата всего два очка отставания из 16-и. Бразилец быстро догнал Кими, но сделать так ничего и не смог – пилоты финишировали друг за другом, на втором и третьем месте, с минимальным отрывом.
Михаэль Шумахер одержал первую победу в сезоне и для себя, и для Ferrari, но о праздновании не могло быть и речи. Он всё же поднялся на подиум, но ни радости, ни брызг шампанского на нём не было. Из уважения к братьям, Райкконен и Баррикелло тоже так и не откупорили свои бутылки. Сразу после церемонии и Михаэль, и Ральф уехали с трассы – на пресс-конференцию вместо него пришёл руководитель команды Ferrari Жан Тодт.
«Михаэль сам принял решение выступать в гонке, – сказал Тодт. – Мы в Ferrari никогда не стали бы заставлять пилотировать машину человека, который не хочет этого делать. Так что выбор был за ним, и я отношусь к нему с большим уважением. Я думаю, что сегодня Михаэль показал, каков он как гонщик и как человек, и мне очень досадно, что люди не всегда это понимают».