Пасмурно. Дождь. Воздух +19…17С, трасса +21С
Формула 1 вернулась в Японию после трёхлетнего перерыва. Трибуны, несмотря на прохладную и дождливую погоду, были заполнены полностью. Японские болельщики соскучились по национальному Гран При. Этап был восемнадцатым в календаре – и вторым, где могла досрочно решиться судьба чемпионского титула. Для этого Максу Ферстаппену достаточно было на восемь очков опередить Шарля Леклера и на шесть Серхио Переса.
В октябре дожди в Сузуке – обычное дело, вот и на этот раз погода стала одним из факторов уик-энда. В пятницу на влажной трассе Джордж Расселл оказался быстрее всех, а в субботу было сухо и в квалификации Макс Ферстаппен завоевал пятый поул в сезоне.
За час до старта начал накрапывать дождь.
Ферстаппен и Леклер начинали гонку с первого ряда стартового поля, Сайнс и Перес – со второго, Окон и Хэмилтон – с третьего. Пьер Гасли стартовал с пит-лейн – в условиях закрытого парка ему изменили конфигурацию заднего антикрыла и настройки передней подвески, что запрещено правилами.
Перед стартом дождь усилился, но дирекция гонки приняла решение о старте с места. Все стартовали на промежуточных шинах.
На старте Ферстаппен допустил пробуксовку и Леклер атаковал, но Макс сохранил лидерство. Стролл поднялся на 13-е место. После контакта с Алонсо Феттель вылетел в гравий и оказался последним.
Сайнс разбил машину после вылета в 12-м повороте – и вынес на трассу рекламный баннер, который повредил машину Гасли. Элбон остановился после контакта с Магнуссеном из-за пробитого радиатора. Выехал автомобиль безопасности. Через пару минут гонку остановили красными флагами.
Гасли сменил шины и догонял пелотон, когда в 12-м повороте в последний момент увидел трактор, эвакуирующий машину Сайнса, и стоявшего рядом с ним маршала. Пьер проехал опасно близко к ним на скорости около 250 км/ч, через две секунды после того, как гонка была остановлена. «Что это за трактор на трассе? Я проехал рядом. Это неприемлемо. Вспомните, что произошло. Не могу в это поверить», - сказал Гасли инженеру.
После инцидента в FIA опубликовали короткое заявление: «Что касается инцидента на третьем круге, он произошёл после того, как выехал автомобиль безопасности и гонка была нейтрализована. Условия ухудшились и красный флаг был показан до того, как гонщик машины #10 проехал место аварии, в котором пострадала его машина на прошлом круге».
Первая десятка в момент остановки гонки: Ферстаппен - Леклер - Перес - Окон - Хэмилтон - Алонсо - Расселл - Риккардо - Цунода - Шумахер.
Дождь лил в полную силу, на трассе появились лужи. Гонщики вернулись на пит-лейн и покинули машины. На машине Гасли заменили повреждённое переднее антикрыло.
Рестарт несколько раз откладывали. Для оценки состояния трассы выезжала медицинская машина, но ситуация постепенно ухудшалась – дождь не был сильным, но с каждой минутой лужи становились всё больше.
В 16:15 по местному времени (через 2 часа и 15 минут после первого старта) объявили рестарт за автомобилем безопасности на шинах для сильного дождя, чтобы проехать хоть какую-то дистанцию. Дождь продолжался. Промокшие и замерзшие зрители встретили гонщиков аплодисментами.
Через два круга автомобиль безопасности покинул трассу и на 5-м круге гонщики смогли бороться.
Ферстаппен сохранил лидерство. Латифи и Феттель свернули в боксы за промежуточной резиной.
На 7-м круге Норрис и Боттас перешли на промежуточную резину, на 8-м – все остальные, кроме Алонсо, Риккардо, Шумахера и Чжоу, на 9-м – Алонсо и Риккардо.
Гонку возглавил оставшийся на дождевой резине Мик Шумахер, но его сразу обогнал Ферстаппен, вернув себе лидерство в гонке, а потом Мик постепенно откатывался назад.
На 10-м круге Чжоу сменил шины, на 12-м – Шумахер.
Первая десятка на 12-м круге: Ферстаппен - Леклер - Перес - Окон - Хэмилтон - Феттель - Алонсо - Латифи, Норрис и Цунода.
На 15-м круге Расселл опередил Цуноду, а на 16-м – Норриса, поднявшись на 9-е место.
На 19-м круге Чжоу сменил шины, на 20-м – Стролл, на 21-м – Цунода.
На 21-м круге Расселл опередил Латифи в борьбе за восьмое место.
Хэмилтон долго прессинговал Окона, пробуя разные траектории, но разницы в скорости не хватало для обгона.
На 23-м круге Алонсо провёл пит-стоп, на 24-м обогнал Норриса и Латифи, поднявшись на восьмое место.
На 25-м круге Чжоу обогнал Гасли в борьбе за 16-е место.
На 26-м Цунода опередил Магнуссена в борьбе за 13 место.
Перес сократил отставание от Леклера, но разницы в скорости не хватало для обгона.
На 28-м круге Алонсо опередил Расселла в борьбе за седьмое место.
В последнем повороте Леклер ошибся, выехав за пределы трассы, но вернулся вторым, сохранив позицию, получив несправедливое преимущество – и пятисекундный штраф.
Гонка закончилась по истечении двухчасового лимита. Гонщики проехали 29 кругов из 53-х, но в FIA решили начислить полные очки, объяснив это тем, что неполные очки начисляются только в случае приостановки гонки, которая не может быть возобновлена, а в Японии гонщики увидели финишный флаг – эту поправку внесли в регламент после Бельгии'21.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Японии, одержав 12-ю победу в сезоне, 32-ю в карьере – и досрочно завоевав второй чемпионский титул. Серхио Перес поднялся на вторую ступеньку подиума, Шарль Леклер – на третью.
В Alpine добились лучшего результата в сезоне, заработав 18 очков, и вернули себе четвёртое место в Кубке конструкторов, опередив McLaren.
Николас Латифи закончил гонку девятым, впервые в сезоне заработав очки.
Через две недели борьба продолжится в Остине.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
1. М.Ферстаппен | Red Bull | 3:01:44.004 | 53.582 | 2 |
2. C.Перес | Red Bull | +27.066 | 53.449 | 2 |
3. Ш.Леклер * | Ferrari | +31.763 | 53.427 | 2 |
4. Э.Окон | Alpine | +39.685 | 53.388 | 2 |
5. Л.Хэмилтон | Mercedes | +40.326 | 53.385 | 2 |
6. С.Феттель | Aston Martin | +46.358 | 53.355 | 2 |
7. Ф.Алонсо | Alpine | +46.369 | 53.355 | 3 |
8. Д.Расселл | Mercedes | +47.661 | 53.349 | 2 |
9. Н.Латифи | Williams | +70.143 | 53.240 | 2 |
10. Л.Норрис | McLaren | +70.782 | 53.237 | 2 |
11. Д.Риккардо | McLaren | +72.877 | 53.226 | 2 |
12. Л.Стролл | Aston Martin | +73.904 | 53.221 | 3 |
13. Ю.Цунода | AlphaTauri | +75.599 | 53.213 | 3 |
14. К. Магнуссен | Haas | +86.016 | 53.163 | 2 |
15. В.Боттас | Alfa Romeo | +86.496 | 53.160 | 2 |
16. Г.Чжоу | Alfa Romeo | +87.043 | 53.158 | 3 |
17. М.Шумахер | Haas | +92.523 | 53.131 | 2 |
18. П.Гасли ** | AlphaTauri | +108.091 | 53.056 | 3 |
* Леклер получил пятисекундный штраф за выезд за пределы трассы и невозвращение преимущества
** Гасли получил штраф за превышение скорости под красными флагами
Лучший круг: Гуаньюй Чжоу (Alfa Romeo) - 1:44.411 (20 круг, 200.220 км/ч)
Причины сходов
Пилот | Команда | Кругов | Причина |
А.Элбон | Williams | 0 | коробка передач |
К.Сайнс | Ferrari | 0 | авария |
Положение в чемпионате : Личный зачёт
Пилот | Страна | Команда | Очки | |
= | 1. М.Ферстаппен | Red Bull Racing | 366 | |
2. C.Перес | Red Bull Racing | 253 | ||
3. Ш.Леклер | Scuderia Ferrari | 252 | ||
= | 4. Д.Расселл | Mercedes-AMG Petronas F1 Team | 207 | |
= | 5. К.Сайнс | Scuderia Ferrari | 202 | |
= | 6. Л.Хэмилтон | Mercedes-AMG Petronas F1 Team | 180 | |
= | 7. Л.Норрис | McLaren Racing | 101 | |
= | 8. Э.Окон | Alpine F1 Team | 78 | |
= | 9. Ф.Алонсо | Alpine F1 Team | 65 | |
= | 10. В.Боттас | Alfa Romeo F1 Team ORLEN | 46 | |
11. С.Феттель | Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | 32 | ||
12. Д.Риккардо | McLaren Racing | 29 | ||
= | 13. П.Гасли | Scuderia AlphaTauri | 23 | |
= | 14. К. Магнуссен | Haas F1 Team | 22 | |
= | 15. Л.Стролл | Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | 13 | |
= | 16. М.Шумахер | Haas F1 Team | 12 | |
= | 17. Ю.Цунода | Scuderia AlphaTauri | 11 | |
= | 18. Г.Чжоу | Alfa Romeo F1 Team ORLEN | 6 | |
= | 19. А.Элбон | Williams Racing | 4 | |
20. Н.Латифи | Williams Racing | 2 | ||
21. Н.де Вриз | Williams Racing | 2 |
Положение в чемпионате : Кубок конструкторов
Команда | Мотор | Очки | |
= | 1. Red Bull Racing | Red Bull Powertrains | 619 |
= | 2. Scuderia Ferrari | Ferrari | 454 |
= | 3. Mercedes-AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 387 |
4. Alpine F1 Team | Renault | 143 | |
5. McLaren Racing | Mercedes | 130 | |
= | 6. Alfa Romeo F1 Team ORLEN | Ferrari | 52 |
= | 7. Aston Martin Aramco Cognizant F1 Team | Mercedes | 45 |
= | 8. Haas F1 Team | Ferrari | 34 |
= | 9. Scuderia AlphaTauri | Red Bull Powertrains | 34 |
= | 10. Williams Racing | Mercedes | 8 |