100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 1 января 1968 года | Место: Кялами (Гран При Южной Африки) |
Фабула
Еще в конце сезона 1967 года было ясно, что догнать годом позже гонщиков команды Lotus почти невозможно. Победную комбинацию, которую Колин Чепмэн привез в Южную Африку, составляли шасси модели 49, интегрированные с чудо-моторами Cosworth DFV, да пара пилотов, каждый из которых по праву считался блистательным профессионалом своего дела – Джим Кларк и Грэм Хилл.
В квалификации они легко показали первый и второй результат, правда на старте вперед вырвался Джеки Стюарт из команды Кена Тиррела, но как ни упирался шотландец – сначала его одолел Кларк, а затем и проваливший старт Хилл. Грэм поначалу откатился на далекое седьмое место, но на длинных прямых и в скоростных виражах Кялами достаточно быстро отыгрался, уже к 28-му кругу вернувшись на вторую строчку. Догнать напарника лондонец уже не имел возможности, но составил ему компанию на подиуме.
Третьим после схода Стюарта финишировал Йохен Риндт на Brabham. Всего же до клетчатого флага добрались лишь десять из 23 стартовавших гонщиков, причем один из них отстал так сильно, что не был включен в итоговую классификацию.
Памятные моменты
Гонка состоялась в немыслимый в наше время день – 1 января! Следующего этапа всем пришлось ждать четыре с половиной месяца.
В самом начале дистанции на Cooper Людовико Скарфиотти прорвало водяной шланг системы охлаждения – и кипяток хлынул в кокпит. Гонщика с серьезными ожогами переправили в госпиталь.
Впрочем, действительно запомнился этот Гран При совсем другим – именно в Южной Африке в последний раз в карьере вышел на старт блистательный Джим Кларк. Двукратный чемпион мира, на протяжении всей карьеры выступавший за команду Lotus, через три с небольшим месяца после победы в Кялами '68 разбился во время гонки Формулы 2 на Хоккенхаймринге.
Фокус: Команда LDS
В 60-е годы автомобили Формулы 1 были таким же товаром, как, скажем, газонокосилки. Любой желающий мог купить новую или бывшую в употреблении машину, чтобы перекрасить ее, доработать, при желании - заменить мотор, а затем гоняться на том, что вышло, в Больших Призах или еще где-то. Поступал так, в числе прочих, и южноафриканец французского происхождения по имени Луис Дуглас Серрурье.
Гонками он начал заниматься в 50-е, постепенно став заметной величиной в своей стране. В конце 1961 года из ворот его мастерской выкатился первый собственный автомобиль – LDS Mk1, построенный по образу и подобию британского Cooper. На этой самоделке, оснащенной мотором Alfa Romeo, один из пилотов команды опередил в местных соревнованиях самого Серрурье, который ехал на Купере-прототипе. Это придало начинающему конструктору уверенности.
С сезона-62 он регулярно выставлял свою технику на южноафриканский этап чемпионата мира, но всякий раз проигрывал европейцам. Лучшим результатом LDS стало 11-е место самого Дугласа в 1963-м. Через четыре года свет увидела модель Mk3 (очень сильно похожая на Brabham BT11). На ней родезийский пилот Сэм Тингл пробился в Гран При ЮАР на седьмое место, но ошибся и вылетел с трассы. Годом позже команда LDS в последний раз оставила след в летописи Формулы 1, после чего ее владелец решил больше не тратиться на столь дорогой и явно нерезультативный проект.
Цифры
Все гонки шасси LDS...
Год | Модель | Команда | Гонщики | Старт | Финиш |
1962 | LDS Mk2 | Otelle Nucci | Дуг Серруриер | 14 | нф |
1963 | LDS Mk1 | Sam Tingle | Сэм Тингл | 17 | нф |
LDS Mk2 | Otelle Nucci | Дуг Серруриер | 18 | 11 | |
1965 | LDS Mk1 | Sam Tingle | Сэм Тингл | 20 | 13 |
LDS Mk2 | Otelle Nucci | Дуг Серруриер | нкв | - | |
LDS Mk1 | Jackie Pretorius | Джеки Преториус | нпкв | - | |
1967 | LDS Mk3B | Sam Tingle | Сэм Тингл | 14 | нф |
1968 | LDS Mk3B | Team Gunston | Сэм Тингл | 22 | нф |
Проект F1News.Ru 2008-2009