100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 2 июля 1972 года | Место: Клермон-Ферран (Гран При Франции) |
Фабула
Невезучий Крис Эймон стартовал с поула, но вновь остался без победы, проколов шину своей Matra на середине дистанции. От мелких камешков, выносимых с обочин, пострадал не он один – сразу десять гонщиков по ходу дистанции были вынуждены нанести внеплановый визит в боксы, что заметно перекроило итоговый протокол Гран При.
Действующий чемпион мира Джеки Стюарт (Tyrrell), вернулся за руль после пропущенного из-за желудочного расстройства этапа в бельгийском Нивелле. Поначалу он занимал в гонке третью позицию, но ещё до схода Эймона обошел на трассе McLaren Дэнни Халма и в итоге финишировал первым. Однако с турнирной точки зрения эта победа не позволила шотландцу заметно улучшить свои дела, поскольку у своего главного соперника, Эмерсона Фиттипальди, Стюарт смог отыграть лишь три очка.
Бразилец из Lotus в квалификации показал только восьмое время, но в гонке смог сберечь резину, постепенно отыгрывал позиции и в итоге поднялся на вторую ступень подиума. После этого счет в противостоянии Фиттипальди-Стюарт стал 34-21.
Памятные моменты
Швейцарец Клей Регаццони не смог принять участие в Гран При, поскольку незадолго до этого сильно повредил руку, играя в футбол. Команда Кена Тиррела привезла на французский этап новое шасси 005, но Франсуа Север списал его в аварии ещё по ходу тренировок. На финише в итоговую классификацию попали 19 гонщиков, что стало рекордом сезона-72.
Фокус: Клермон-Ферран (трасса)
Стирлинг Мосс назвал кольцо Шарад имени Луи Розье «самой прекрасной гоночной трассой в мире». Автодром, построенный в 1958 году в горах провинции Овернь, был и впрямь не рядовым – восьмикилометровую асфальтовую петлю проложили по склонам вокруг жерла потухшего вулкана!
Её часто называли уменьшенной копией Нюрбургринга, сюда четырежды приезжала Формула 1 и пять раз – мотоциклетный чемпионат мира. В начале 70-х гоночный комплекс был серьёзно реконструирован, а безопасность трассы после проведенных работ заметно возросла. Увы, всё это – равно как и энтузиазм местных болельщиков – так и не решило проблему, которая проявилась практически в первых же гонках в Клермон-Ферран: мелкие вулканические камешки десятками и сотнями прятались по обочинам, только и ожидая момента, чтобы оказаться на асфальте, когда кто-то из гонщиков срежет поворот.
Последствия могли иметь самый печальный характер. И дело не только в проколах – в гонке на Большой Приз Франции 1972 года такой камешек, вылетевший из-под колеса автомобиля Эмерсона Фиттипальди, попал в глаз идущему следом австрийцу Хельмуту Марко. Карьера последнего была на этом закончена – он никогда больше не выходил на старт, но смог найти себя в гонках, став спортивным менеджером. Именно австриец вывел в Ф1 своего земляка Герхарда Бергера, а сейчас он руководит программой подготовки молодых гонщиков Red Bull, куда входит и несколько россиян. Но все же, кто знает, чего бы добился Марко-пилот, не случись трагедия на кольце Шарад…
Больше Формула 1 не приезжала в Клермон-Ферран, а в 1988 году старое кольцо закрыли окончательно. Сейчас его большая часть используется для дорожного движения, а на переделанном «обрезке» длиной менее четырех километров порой проходят местные гонки.
Цифры
Абсолютный рекорд по числу проведенных Гран При удерживает итальянская Монца, принявшая у себя все 58 национальных этапов На втором месте - Монако (55 Гран При), на третьем - Сильверстоун (42 гонки), но на эту позицию претендует и Спа - бельгийская трасса приняла 41 Гран При и выйдет вперед, после того, как в 2009-м британский Гран При переберется в Донингтон.
Дюжина трасс приняла лишь один Гран При за свою историю, но в этом списке лишь девять постоянных участников. В 2009-м из 12-ти выпадут Сингапур и Валенсия, но добавится Абу-Даби, в 2010-м вторая гонка пройдет в Донингтоне.
За 58 лет этапы чемпионата принимали 67 трасс...
Проект F1News.Ru 2008-2009