Участники: Адам Парр (Williams), Мартин Уитмарш (McLaren), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing).
Вопрос: Первый вопрос – ко всем. Мы наблюдали потрясающий сезон, в финале которого на титул претендуют сразу четыре гонщика. Что, по-вашему, сделало чемпионат настолько зрелищным? Правила, новые трассы? Адам, ваше мнение?
Адам Парр: Для нас большая честь присутствовать на конференции вместе с основными претендентами на титул. В отличие от других видов спорта в Формуле 1 успех зависит от нескольких факторов – гонщика, машины и того, как команда работала на протяжении всего года. Опять же, есть разные трассы, разные погодные условия и, конечно же, разная стратегия. С таким количеством переменных и множеством потрясающих команд трудно выделить какую-то одну доминирующую силу – по-моему, Формула 1 переживает великолепные времена!
Вопрос: С отменой дозаправок одним фактором стало меньше, и, похоже, это пошло на пользу чемпионату. Стефано, ваше мнение?
Стефано Доменикали: Трудно говорить сразу обо всех факторах. Разумеется, у нас есть конкурентоспособные гонщики, что сыграло немаловажную роль – кроме того, в условиях смены регламента команды сделали всё возможное, чтобы подтянуться к своим прямым соперникам. Любое событие на трассе или в чемпионате неизбежно затрагивало весь пелотон, что обеспечило невероятную по своей остроте борьбу – давненько мы не наблюдали ситуацию, когда на звание сильнейшего претендуют сразу несколько участников. В этом плане нынешний сезон уникален, даже если Кубок Конструкторов досрочно достался Red Bull Racing. Они заслужили этот успех, и в воскресенье нам, к сожалению, уже не придется его оспаривать.
Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: Что ж, многое уже было сказано. Команды сработали действительно здорово, в борьбе за титул участвовало сразу несколько чемпионов мира, что подарило нам в полном смысле слова исторический чемпионат. Red Bull были одинаково быстры во всех гонках, временами мы сами оказывались вполне конкурентоспособны, а Ferrari во второй половине сезона продемонстрировала великолепное возвращение казалось бы утраченной формы, из-за чего расклад сил менялся от этапа к этапу. Уверен, год получился интересным не только для участников битвы за титул – у нас были свои поводы для радости и огорчения, но для простых болельщиков сезон стал по-настоящему захватывающим. Думаю, и здесь мы порадуем их хорошим зрелищем!
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Похоже, мои коллеги уже обо всем сказали. Со стороны Red Bull мы приложили максимум усилий, чтобы сделать сезон действительно интересным. Опять же, нужно учитывать смену регламента – из-за новых правил темп доработки машины был сумасшедшим, а участники добились заметного прогресса. От трассы к трассе преимущество переходило на сторону одной из трех ведущих команд, год получился поистине фантастическим, и перед девятнадцатой гонкой у нас по-прежнему четыре претендента на чемпионский титул!
Вопрос: После сегодняшних свободных заездов насколько вы уверены в том, что ваш гонщик станет чемпионом мира? Кристиан, в вашем случае – один из двух гонщиков…
Кристиан Хорнер: Да, перед последним этапом оба наших гонщика претендуют на чемпионский титул. Марк подобрался к этой цели ближе, чем Себастьян, но каждый из них по ходу сезона сработал фантастически, и то, что они сохранили шансы на итоговую победу, лишний раз подтверждает их отменный пилотаж в предыдущих восемнадцати Гран При. Учитывая действующую систему начисления очков, отставание в 15 очков для Себастьяна и в 8 для Марка практически ничего не значит: как мы не раз наблюдали, ситуация может измениться в любую секунду – думаю, нас ждет очень интересная гонка!
Сегодня все четыре команды показали вполне сопоставимые результаты – уверен, такая же плотная борьба ожидается в субботу и воскресенье, а судьба титула, скорее всего, решится на последнем круге. Думаю, эта трасса вполне подходит для фантастической развязки сезона!
Вопрос: Мартин, по итогам дня Льюис оказался быстрейшим…
Мартин Уитмарш: В случае с Льюисом все просто – в воскресенье он должен выигрывать гонку. Мы сделаем все возможное, чтобы добиться этого результата, а в остальном нам необходима «помощь» других претендентов. На самом деле все, что мы можем предпринять – это сосредоточиться на собственной работе, а там посмотрим, какими окажутся результаты. Задача непростая, но команда намерена бороться до последнего круга. Нам уже доводилось выигрывать титулы едва ли не в последнем повороте, поэтому мы непременно должны атаковать.
Вопрос: Результаты свободных заездов вселяют уверенность?
Мартин Уитмарш: Я бы сказал, мы выглядим не так уж и плохо, но давайте воздержимся от поспешных выводов. Да, приятно закончить день с лучшим результатом, Льюис доволен поведением машины, однако не стоит недооценивать наших коллег из Red Bull и Ferrari – уверен, в субботу они будут очень быстры, но не вижу причин, по которым мы вдруг не сможем навязать им борьбу в квалификации и гонке. Что касается результатов на финише, здесь многое зависит не от нас…
Вопрос: Стефано, насколько вы уверены в успехе?
Стефано Доменикали: Дело вовсе не в уверенности: главное – определить расстановку сил. Как и ожидалось, Red Bull и McLaren продемонстрировали неплохую скорость, но для точного сравнения нужно знать, по каким программам они работали. Впрочем, нас в любом случае ждет очень напряженная квалификация, а результаты гонки будут зависеть от множества факторов – удачи, надежности, хладнокровия. Если в решающий момент дать волю эмоциям, можно допустить ошибку и поставить крест на всех усилиях. Нужно оставаться сосредоточенными до самого финиша.
Вопрос: Изменился ли подход ваших гонщиков к предстоящей гонке? Можете ли вы каким-либо образом контролировать их действия? Какой-нибудь особый план для Фернандо?
Стефано Доменикали: Думаю, мы должны действовать по привычной программе – нет смысла продумывать бесчисленные варианты стратегии, это прямая дорога к поражению. Нужно сосредоточиться на своей работе и добиться максимально возможной скорости, только и всего.
Вопрос: Вы заметили какие-то перемены в Фернандо?
Стефано Доменикали: Пока нет. Каждый из нас старается контролировать свои эмоции – такова общая задача, и мы с ней справляемся.
Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: По-моему, Льюису сейчас немного проще, чем другим претендентам – ему достаточно сосредоточиться на победе в гонке, а завоюет ли он при этом титул, зависит от действий соперников. Отстаивать лидерство и контролировать отрыв намного сложнее. Изменилось ли что-то в его поведении? Он немного расслаблен, но по-прежнему сосредоточен. Льюис намерен побороться за победу, что для него вполне естественно, а насколько это возможно, мы поймем уже завтра вечером.
Вопрос: Кристиан, а вам предстоит решать непростую тактическую задачу…
Кристиан Хорнер: Да, мы находимся в несколько иной ситуации – оба наших гонщика претендуют на высшую награду в мире автоспорта, но я не заметил каких-либо перемен в их поведении. Марк и Себастьян полностью сосредоточены на работе и знают: чтобы одолеть Фернандо, они обязаны финишировать впереди него. Правила однозначны, а план предельно прост – мы должны действовать точно так же, как в предыдущих восемнадцати гонках, выжать из себя и машины максимум, а там посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Возможно, какой-нибудь отдельный подход для каждого гонщика?
Кристиан Хорнер: Моя задача в плане работы не только с гонщиками, но и инженерами, механиками и всеми сотрудниками команды – сохранить общее спокойствие и сосредоточенность. В предыдущий уик-энд мы добились потрясающего результата, и теперь нам не нужно думать о ситуации в зачете Кубка Конструкторов – осталось лишь обеспечить Марку и Себастьяну максимально возможную поддержку.
Вопрос: Адам, в Бразилии Нико Хюлкенберг неожиданно для всех завоевал поул. Как вы оцениваете его выступление в дебютном сезоне?
Адам Парр: Честно говоря, нас впечатлил бразильский поул Нико Хюлкенберга – к сожалению, подобный успех случается нечасто, но это был действительно потрясающий момент.
В отсутствие тестов дебютантам приходится непросто, и даже с достаточным опытом выступлений в младших гоночных сериях Нико было по-настоящему трудно. Тем не менее, нельзя не отметить его прогресс в плане стабильности и чистой скорости – в гонке он демонстрирует хороший темп и финиширует вопреки всевозможным трудностям. Мы действительно гордимся достигнутыми им результатами.
Вопрос: В этом году ваша команда, предположительно, потеряет несколько спонсоров, и сейчас вопрос финансирования представляется как никогда важным. Ходят слухи, что вы намерены укрепить свой бюджет, пригласив гонщика с солидной спонсорской поддержкой. Насколько сложно найти компромисс между стремлением оставить Нико в команде и желанием заполучить кого-нибудь с толстым кошельком?
Адам Парр: Мы еще не определились с составом. Лично я пропустил две предыдущие гонки, поскольку занимался вопросом финансирования на следующий сезон. К счастью, мы смогли компенсировать уход некоторых наших спонсоров, и теперь можем чувствовать себя вполне уверенно. Пожалуй, впервые за долгое время я не сомневаюсь в будущем команды, хотя, должен заметить, на протяжении трех последних лет мы неизменно заканчивали год с прибылью. С точки зрения финансирования дела обстоят очень даже неплохо – как правило, мы не обсуждаем данную тему, но иногда нужно сказать что-то положительное насчет ближайших перспектив, пусть даже Фрэнк Уильямс и Патрик Хед не одобряют такой подход.
Что касается контрактов на следующий сезон, мы должны сделать выводы по результатам всех девятнадцати гонок, а потом объявим о своем выборе.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Стефано, вместе с Ferrari вам уже доводилось выигрывать чемпионский титул, а вот Кристиан еще не познал такого успеха. Это дает вам определенное преимущество?
Стефано Доменикали: Мне? Не думаю.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Всей команде Ferrari?
Стефано Доменикали: Вы весьма любезны, но ответ аналогичен. Сейчас нужно забыть о себе и постараться удержать ситуацию под контролем, а что касается Кристиана – он уже выиграл одну из наград нынешнего сезона, так что необходимый опыт у него есть.
Вопрос: Стефано, Дитрих Матешиц заявил, что скорее предпочтет финиш своей команды на втором месте, чем повторит поступок Ferrari в Хоккенхайме. Думаю, эти слова заслуживают вашего ответа…
Стефано Доменикали: Не обязательно. Я поздравляю господина Матешица с недавней победой, и кроме этого мне добавить нечего.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Мы подошли к финальному этапу чемпионата, поэтому вопрос для всех: как вы оцениваете возвращение Михаэля Шумахера в гонки?
Адам Парр: Где Норберт Хауг, когда он так нужен здесь? Знаете, я присутствовал на двух пресс-конференциях с участием Норберта, и ему всякий раз задавали аналогичный вопрос – сколько ж это будет продолжаться? У каждого есть свое мнение, но не думаю, что мое в данном случае хоть что-то значит. Пусть Mercedes и Михаэль сами оценивают свои результаты и дальнейшие перспективы. В конце концов, Шумахер – семикратный чемпион мира и потрясающе талантливый гонщик, а нынешние результаты ни коим образом не умаляют его предыдущие фантастические достижения.
Стефано Доменикали: Соглашусь с последней фразой Адама. В конце прошлого года, когда Михаэль еще находился в нашей команде, мы обсуждали с ним вопрос его возвращения в гонки – впрочем, он наш друг, и детали той беседы останутся между нами. Как бы то ни было, семь чемпионских титулов – достижение, которое вряд ли кому-то удастся повторить. По крайней мере, в ближайшее время.
Мартин Уитмарш: Михаэль – победитель, выигравший немало Гран При, но результат зависит от множества факторов: машины, команды… Впрочем, любой, кто списывает Шумахера со счетов, предполагая, будто в следующем году он не сможет прибавить, рискует оказаться в дураках. У Mercedes славная спортивная история, а двенадцать месяцев назад предшественница нынешней команды была лучшей в пелотоне. В этот раз им пришлось очень трудно, но у них есть немало высококлассных специалистов и пара быстрых гонщиков, для одного из которых год сложился не совсем удачно – не стоит недооценивать их возможности в преддверии следующего сезона. Да, Михаэль будет огорчен, но я не вижу причин, по которым он не сможет снова заявить о себе.
Кристиан Хорнер: Когда вы выиграли семь титулов и более девяноста Гран При, нужно иметь немалую силу воли, чтобы в сорок лет сказать себе: «Я намерен вернуться в гонки и померяться силами с лучшими в пелотоне». По-моему, такой поступок заслуживает уважения.
Михаэлю досталась далеко не самая быстрая машина, и он наверняка останется недоволен результатами сезона, однако этот немец – потрясающий гонщик, и его возвращение принесло огромную пользу чемпионату. Было бы здорово увидеть его за рулем более конкурентоспособной машины – впрочем, до тех пор, пока эта машина уступает нам в скорости. Лично я очень рад, что Михаэль продолжит выступление в следующем сезоне – его присутствие словно возвращает меня на несколько лет назад.
Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) В прессе появились сообщения о возможных поставщиках моторов для Williams. Упоминаются такие марки как Volkswagen, Porsche – вы можете опровергнуть эту информацию и подтвердить контракт с Cosworth?
Адам Парр: Могу вас заверить, что сейчас на нашей машине установлен мотор Cosworth.
Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) А в дальнейшей перспективе?
Адам Парр: Завтра это тоже будет Cosworth.
Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) А в следующем году?
Адам Парр: И в следующем году это будет Cosworth.
Стефано Доменикали: Да хватит вам уже!
Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) Продолжая тему моторов – Кристиан, недавно Renault объявила о поставке моторов команде Lotus. Какие гарантии сохранения существующей технической поддержки получила Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: Мы с Renault сотрудничаем на протяжении четырех сезонов, и компания гарантировала нам предоставление всей необходимой технической поддержки. Наше партнерство оказалось весьма эффективным – все победы Red Bull Racing были одержаны с моторами Renault, и именно они обеспечили нам столь высокую скорость на протяжении всего нынешнего сезона. Впрочем, мы были бы не прочь заполучить чуть больше мощности, но над этим уже работают. Приятно, что французская компания настолько предана чемпионату и намерена остаться здесь на долгие годы. Renault уже давно выступает в Формуле 1, у них потрясающий коллектив, и мы очень рады продолжению нашего сотрудничества.
Вопрос: (Чак Калпеппер – The National) Кристиан, в предыдущие годы вы наверняка представляли себе, каково это – выиграть Кубок Конструкторов. Вам было приятно, наконец, одержать желанную победу и после неё спокойно говорить о других важных вещах?
Кристиан Хорнер: Хороший вопрос, поскольку для большинства команд именно Кубок Конструкторов является наиболее ценной наградой. В этом зачете они сравнивают себя с прямыми конкурентами, и именно здесь результат зависит от скорости машины, слаженной работы коллектива, эффективности производства и выступлений обоих гонщиков. Для нашей команды дебютировать в Формуле 1 и за весьма короткий период времени добиться этой по-настоящему важной цели – фантастическое достижение!
Шесть лет назад многие посмеивались над проектом Дитриха Матешица, но мы не отступили от своих принципов, сформировали превосходный коллектив, пригласили двух быстрых гонщиков и при поддержке наших партнеров достигли своей, по большей части, главной цели – победы в зачете Кубка Конструкторов.
Да, титул в личном зачете более престижен, и оба наших гонщика по-прежнему претендуют на чемпионское звание, но после победы в минувшее воскресенье радости в Милтон Кинсе не было предела! Это большая заслуга – одолеть McLaren и Ferrari, поэтому не только сотрудники Red Bull Racing – все работники Red Bull гордятся нашим достижением. Вне зависимости от результатов предстоящей гонки, – в которой команда была бы не прочь поставить красивую точку в споре за титул – мы планируем хорошенько отпраздновать наш недавний успех сперва в Австрии, а затем в Великобритании.
Вопрос: (MC) Кристиан, Red Bull Racing оправдала ожидания господина Матешица и выполнила поставленную задачу, но что дальше? Вы не продаете автомобили, головная компания занимается реализацией энергетических напитков… В каком-то смысле аналогичный вопрос может задать сам господин Матешиц…
Кристиан Хорнер: Думаю, это весьма показательно, что компания – производитель энергетических напитков может дебютировать в Формуле 1 и выиграть чемпионат. По-моему, это хорошее доказательство эффективности действующего регламента.
Red Bull приняла на себя определенные обязательства, дебютировала в чемпионате, обозначила свои намерения и, пожалуй, привнесла в этот спорт немного веселья. У нас свое представление о том, как должна работать команда, но после достижения поставленной цели следующая задача – сохранить лидерство – выглядит намного сложнее. Соперники не будут стоять на месте, это сильные команды с огромными ресурсами, и они, несомненно, попробуют взять реванш. Повторю еще раз: наша задача – остаться в чемпионате и закрепить за собой звание сильнейших.
Red Bull по-прежнему верна Формуле 1 и пользуется 100% поддержкой своего основателя – господина Матешица. Без его любви к автоспорту нашего проекта попросту не существовало бы, и мы будем выступать до тех пор, пока он считает это необходимым. Надеюсь, мы не остановимся на достигнутом и сможем не раз повторить свой недавний триумф.
Вопрос: (Ричард Уильямс – The Guardian) Стефано, у вашей команды тесные связис Абу Даби. Здесь к Ferrari приковано всеобщее внимание, от неё ждут лучших результатов – насколько это мешает воспринимать предстоящую гонку как обычный уик-энд, в который вы должны заниматься привычным делом?
Стефано Доменикали: Как вы представляете, здесь у нас есть и другие интересы помимо Формулы 1, и ключом к развитию всех инициатив является успешное выступление в гонке. Мы прекрасно понимаем данный факт, однако должны уделять внимание нескольким проектам, реализуемым совместно с правительством Абу Даби. Ferrari высоко ценит сотрудничество с местными властями – их стремление выступать в качестве эффективного партнерам весьма показательно. Мы весьма благодарны им за содействие в постройке нескольких важных объектов, имеющих отношение к истории команды.
Что касается предстоящего уик-энда, мы постараемся сосредоточиться на главной цели. Да, прессинг присутствует, но это часть общего дела, и нам уже доводилось неоднократно бывать в подобных ситуациях. Если все пойдет по плану, это существенно добавит нам популярности, а если нет – что ж, будем реалистами. Мы уже можем гордиться тем, что смогли вернуться в группу лидеров, хотя еще летом многие сомневались, что нам такое по силам. Посмотрим, на каких позициях мы завершим сезон…
Кристиан Хорнер: Ты уже катался на американских горках Formula Rossa?
Стефано Доменикали: Я составлю тебе компанию чуть позже.
Кристиан Хорнер: Я катался на них прошлым вечером, и, честно говоря, никогда в жизни мне не было так страшно! Если в воскресенье Фернандо точно так же сорвется с места, у нас будут проблемы.
Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass) Мартин, Дженсон утверждает, что ему очень комфортно в McLaren, и что он освоился в команде даже быстрее, чем рассчитывал. Насколько эта позитивная обстановка помогла вам по ходу сезона?
Мартин Уитмарш: Дженсон – отличный командный игрок. В прошлом году он выиграл чемпионский титул и с тех заметно вырос как гонщик. Приятно, что в начале сезона ему удалось одержать несколько побед – он сделал это весьма изящно за счет правильной оценки ситуации на трассе. Дженсон эффективно выстраивает отношения, превосходно ладит с Льюисом – по-моему, в команде царит настоящая гармония.
Да, в этом сезоне нам не удалось выиграть столько гонок, сколько хотелось, но мы сохранили победный настрой и можете не сомневаться – в следующем году McLaren продолжит борьбу и постарается выступить чуть лучше. Дженсон быстро освоил принципы нашей работы, он помогает нам прогрессировать, а мы, в свою очередь, постараемся ответить ему тем же.
Перевод: Валерий Карташев