Участники: Фернандо Алонсо (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Нико Хюлкенберг (Williams).
Вопрос: Вопрос к претендентам на титул. Как вы подходите к финальной гонке? Планируете действовать тактически, чтобы добиться победы с минимальным риском, или по ходу уик-энда настрой будет меняться? Льюис, в вашем случае, как мне кажется, все относительно просто…
Льюис Хэмилтон: Мне нечего терять, а этим парням есть, что проигрывать. Я буду атаковать. У соперников более быстрые машины, но это не значит, что мы не сможем бороться за победу. Для сохранения хоть каких-то шансов я должен финишировать не ниже первого места, и над этим мы и будем работать.
Себастьян Феттель: В принципе, я в такой же ситуации, что и Льюис. Все просто – сорок лет назад вообще не было никакой тактики, пилоты просто боролись друг с другом изо всех сил. И в последних гонках я использовал такой же подход. Впереди длинный уик-энд, мы постараемся добиться как можно лучшего результата и оказаться в такой же позиции, какую занимали в Корее или по ходу прошлого уик-энда.
Вопрос: Фернандо, ваши шансы выглядят наиболее предпочтительными…
Фернандо Алонсо: Думаю, наш подход к гонке будет зависеть от ситуации в пятницу и субботу. Многое решит то, как сложится уик-энд – мы планируем менять тактику в зависимости от своей конкурентоспособности.
Марк Уэббер: Такой же ответ, что у Фернандо. Посмотрим, как сложится уик-энд, но шансы Фернандо намного выше наших. Впрочем, потом всех нас ждет небольшой отпуск, которого я с нетерпением жду!
Вопрос: Насколько трасса подходит вашим машинам? На каких участках они будут особенно эффективны? Нико, вам ещё не доводилось здесь выступать...
Нико Хюлкенберг: Поэтому я и не знаю, на что могу надеяться. В Бразилии было нелегко соперничать с опытными гонщиками, я не мог поддерживать хороший темп в гонке и здесь не думаю, что что-то изменится. Полагаю, мы окажемся в районе 8-12 позиции, но буду очень рад, если вновь смогу пробиться в призовую десятку.
Вопрос: Льюис, за счет чего будет быстра ваша машина?
Льюис Хэмилтон: У нас хороший мотор, неплохая аэродинамика – к тому же, мы достаточно быстры на прямых. Возможно, у нас чуть меньше прижимной силы, чем у соперников, но максимальная скорость – наше основное преимущество. Здесь есть несколько длинных прямых, так что обгоны вполне реальны.
Себастьян Феттель: Мы особенно сильны в поворотах, но в последних гонках наш воздуховод работал всё эффективнее. Посмотрим, как он себя здесь покажет.
Фернандо Алонсо: Возможно, наши машины не так эффективны в поворотах, как Red Bull Racing, и мы уступаем McLaren в максимальной скорости, но пока сезон складывается в нашу пользу. Нам по силам адаптироваться к любой конфигурации – я не беспокоюсь за скорость F10, но посмотрим, как всё сложится.
Марк Уэббер: Аналогично.
Вопрос: Нико, после поула в Бразилии, изменилась ли ситуация с вашим контрактом на следующий сезон?
Нико Хюлкенберг: Нет, от Williams по-прежнему нет новостей. Впрочем, для меня главное – просто остаться в Формуле 1.
Вопрос: В Бразилии вам помогли погодные условия и тот факт, что вы вовремя выехали на попытку, или же есть какое-то иное объяснение неожиданному поулу?
Нико Хюлкенберг: Думаю, есть несколько причин. Мы угадали с давлением в шинах, я атаковал с самого первого круга, и результаты постоянно улучшались. Резина прогревалась все лучше, да и машина вела себя очень неплохо. Если вы посмотрите видео с бортовой камеры, то заметите, что в достаточно непростых условиях моя попытка прошла без единой ошибки и в итоге принесла мне поул!
Вопрос: Вопрос к претендентам на титул – как дела с моторами? У двоих из вас в недавних гонках случались технические проблемы. Остался ли в запасе мотор на целый уик-энд, или вы планируете постоянно менять силовой агрегат. Льюис, что скажете?
Льюис Хэмилтон: У нас с двигателями полный порядок, в Mercedes сработали великолепно. На протяжении предыдущих лет мы постоянно совершенствовали силовой агрегат, и в нынешнем сезоне его надежность не вызывает никак нареканий – надеюсь, так будет и в этот уик-энд. На моей машине будет стоять мотор, прошедший совсем небольшую дистанцию, так что я окажусь более выгодной ситуации, чем лидеры.
Себастьян Феттель: Для пятницы у нас есть один запасной мотор на случай каких-то неприятностей. На субботу и воскресенье мы планируем установить двигатель, прошедший всего одну гонку в Сузуке. Всё должно быть в порядке, но любая проблема может дорого обойтись.
Фернандо Алонсо: Мы можем выбирать один из восьми моторов в пятницу и один на субботу и воскресенье.
Вопрос: То есть, ресурс ещё есть?
Фернандо Алонсо: Да, его вполне достаточно.
Вопрос: Марк, что насчет мотора, который перегрелся в Бразилии?
Марк Уэббер: Да, тогда он вызвал немалые опасения – мы планируем использовать его в начале уик-энда и будем внимательно следить за всеми показателями, чтобы разобраться в причинах перегрева. А на субботу и воскресенье у нас есть вполне достойный двигатель с достаточным ресурсом.
Вопросы с мест
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Мой вопрос – для претендентов на титул. В воскресенье один из вас станет чемпионом мира, другие останутся без титула. Если победа достанется не вам, насколько серьезным будет разочарование?
Льюис Хэмилтон: Я не буду разочарован, если не выиграю чемпионат, я действительно уступаю много очков. Год получился интересным. Я рад, что пусть и с минимальными шансами, но продолжаю борьбу за титул. Мы сделали всё возможное, но на этот раз соперники лучше справились со своей работой, поэтому я с нетерпением жду следующего сезона.
Себастьян Феттель: Цель очевидна. Наша машина быстра на протяжении всего сезона, но для меня этот чемпионат получился не самым простым. Борьба продолжается, и мы постараемся выступить как можно лучше. Перед началом этапа фаворитами являются Марк и Фернандо, я постараюсь добиться максимального результата, а дальше всё зависит от того, где окажутся двое других претендентов.
Фернандо Алонсо: Конечно, обидно проиграть в последний момент, но в моем случае не приходится говорить о том, что чемпионат 2010 года сложился неудачно. Два года до этого мне приходилось сражаться за то, чтобы выйти в финал квалификации, а в 2009-м и у Ferrari были определенные сложности.
Но уже в первый год нашего сотрудничества мы спорим за титул с пилотами Red Bull Racing, которые по ходу всего сезона демонстрировали высокую скорость. Потому, независимо от того, что случится в воскресенье, 2010 год оставит у меня отличные воспоминания.
Марк Уэббер: Схожий ответ. Конечно, в случае проигрыша огорчение неизбежно, но в целом год оставил приятные впечатления. В начале сезона мои шансы на титул были не так уж и высоки, сейчас они ещё меньше, но вероятность все-таки есть. Посмотрим, чему я буду радоваться воскресным вечером.
Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Фернандо, люди часто сравнивают вас с Марком. Он пришел в Minardi спустя год после вашего дебюта в этой итальянской команде, у вас был один менеджер… Ваше мнение о Марке как о сопернике?
Фернандо Алонсо: Думаю, здесь всё очень просто – сезон показал, насколько быстрым может быть Марк за рулем конкурентоспособной машины. Мы оба начали карьеру в Minardi, затем я перешел в Renault – он тоже был очень близок к подписанию контракта с ними, но упустил возможность. Спустя несколько лет он получил хорошую машину и теперь претендует на чемпионский титул – что ж, я рад за него. Когда у вас быстрая машина, можно реализоать свой талант, без неё сделать это намного сложнее.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Наверное, я задам самый популярный вопрос. Представим себе: Феттель лидирует, Уэббер едет вторым, Алонсо – третьим… Гонка подходит к концу, и как поступит Феттель?
Себастьян Феттель: Называйте меня Себастьян, хорошо? В минувшее воскресенье, отвечая на подобный вопрос, я сказал, что намерен подразнить вас – если такая ситуация все-таки случится, вы сами все увидите. Сегодня только четверг, потерпите три дня!
Вопрос: (Пол Говер – The Herald Sun) Марк, для вас сезон состоял из взлётов и падений, но можете ли вы назвать его лучшим в карьере? Как вы оцениваете этот год?
Марк Уэббер: Разумеется, год оставил немало приятных впечатлений, но такова природа человека – вы всегда хотите большего. Было бы здорово завершить его чемпионским титулом, но он складывался так, что если бы впереди были ещё две-три гонки, всё решилось бы только в последней. Ни у одного из претендентов не было преимущества в 25 очков.
Сезон был долгим для всех, все мы многого смогли добиться. Я уважаю своих соперников и мечтаю их одолеть. У меня было несколько побед, несколько вторых мест – да, они не настолько желанны, как первое, но все-таки… У нас с Себастьяном было много интересных и, что важно, результативных сражений, мы завоевали немало подиумов, команда выиграла Кубок Конструкторов – было бы здорово завершить всё это финальным успехом в воскресенье. Жаль, если в итоге мне совсем немного не хватит до победы, но позитивные воспоминания останутся, это точно.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Фернандо, в минувшее воскресенье Дженсон Баттон сказал, что вы провели великолепный сезон, но он надеется, что вы выиграете титул с преимуществом более чем в семь очков над ближайшим соперником. Что скажете? Вы тоже считаете, что ваше преимущество должно быть более семи очков? Возможно, вам не следовало обеспечивать себе отрыв за счет командной тактики, использованной в Германии?
Фернандо Алонсо: Сейчас для меня не столь важно, будет это семь очков, одно или двадцать пять.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Марк, присутствующие здесь гонщики намного младше вас. Как вы справляетесь с мыслью, что, возможно, это ваш единственный шанс стать чемпионом мира? Если не получится в ближайший уик-энд…
Марк Уэббер: Не знаю, насколько возраст меняет образ мышления – лично я собираюсь бороться за титул и в следующем году. Разумеется, с годами шансы на чемпионство несколько уменьшаются, да и я не смогу выступать вечно. Эти парни… (слышится лай собаки) Эй, да это собака! Собакам нельзя находиться в паддоке.
Фернандо Алонсо: Это хитрая собака.
Марк Уэббер: Да, хитрая. Конечно, у молодых гонщиков больше возможностей – как совсем недавно заметил Фернандо, если ты уже в 25 лет получаешь быструю машину, у тебя есть все шансы раскрыть свой потенциал. В отличие от многих в их возрасте у меня не было столь конкурентоспособной машины, я получил её только сейчас, добился неплохих результатов и надеюсь в воскресенье завоевать титул. Если не получится, попытаюсь ещё раз в следующем году.
Итог сезона не повлияет на мой настрой – мне уже повезло, что я претендую на чемпионское звание. Не хочу показаться жадным, но если мне представится шанс выиграть, я ухвачусь за него обеими руками!
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Фернандо, думаю, для всех очевидно, что в нормальных условиях Себастьян Феттель с легкостью бы выиграл три предыдущих гонки. Вы рассчитываете, что Red Bull поведут себя корректно и в случае повторения ситуации Гран При Бразилии не станут меняться позициями, или же просто не намерены рисковать, пытаясь обогнать Марка или Себастьяна?
Фернандо Алонсо: У нас просто нет другого варианта, кроме как постараться финишировать на первом или втором месте – такой результат гарантирует чемпионское звание. С завтрашнего дня до воскресенья все наши усилия будут направлены только на достижение этой цели.
Мы вполне можем завоевать позицию в первом стартовом ряду и даже поул, а затем закончить гонку на первой или второй позиции. Если достичь этого не удастся – будем смотреть, где расположены остальные, однако не наше дело рассчитывать на удачу.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Себастьян, вы сказали, что намерены подразнить всех нас. А что насчет Марка? Вы намерены дразнить и его? Ему тоже придется ждать воскресенья, чтобы узнать ваш план, или вы намерены посвятить его в детали?
Себастьян Феттель: Спросите Марка – возможно, он тоже не прочь подразнить вас. Думаю, ситуация предельно понятна – должно произойти много всяких событий, причем очень важных, прежде, чем наступит решающий момент. Завтра нам нужно подготовить машину, затем без сбоев провести квалификацию – в прошлом году это оказалось весьма непросто.
Когда впереди так много дел, можно тратить силы эффективнее, чем думать о возможном сценарии в воскресенье. Но если в гонке ситуация все же сложится таким образом, то мы будем помнить, что выступаем за одну команду.
Порой мы оказывались на трассе рядом, и это заканчивалось не слишком здорово – и важнее всего не допустить повторения этого. А в остальном – посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: (Седрик Вузар – Le Figaro) Льюис и Фернандо, помогает ли вам тот факт, что вы уже становились чемпионами мира?
Фернандо Алонсо: Вряд ли. За одну гонку до конца сезона все зависит от наших собственных усилий, у каждого есть шансы на титул, и опыт не даёт преимущества. Да, за последние шесть лет я четыре раза боролся за титул в последней гонке, так что эти ощущения не в новинку , но, как я сказал в Сингапуре, в финале сезона мне бы больше помогло новое антикрыло, чем имеющийся опыт. Лучше иметь больше скорости, чем какие-то особые знания…
Льюис Хэмилтон: Я тоже не вижу в этом никакого преимущества. Хорошо, если вам уже доводилось испытывать прессинг борьбы за титул в последней гонке, но это не означает, что соперники… Возможно, Марк и Себастьян бывали в такой ситуации, когда выступали в младших сериях. Вряд ли опыт можно считать каким-то особым преимуществом, но он, определенно, идет на пользу – скажем, сейчас я чувствую себя вполне комфортно и могу действовать более спокойно, чем в 2008-м или 2007-м.
Вопрос: (Тобиас Хольткамп – Bild) Фернандо, как вы воспримите тот факт, если гонщики Red Bull поменяются позициями на финальном круге воскресной гонки?
Фернандо Алонсо: Думаю, что я не потрачу ни секунды на мысли о том, что может произойти в воскресенье после обеда. Куда важнее хорошо подготовиться в пятницу и субботу. Наша главная задача – выиграть или занять второе место. Думаю, нам по силам её реализовать.
Вопрос: (Стив Доусон – ESPN and Star Sports) Фернандо, рассчитываете ли вы на то, что Фелипе Масса сможет вклиниться между гонщиками Red Bull и поможет вам завоевать титул, или же планируете бороться самостоятельно?
Фернандо Алонсо: Что ж, если наша машина окажется так же конкурентоспособна, как в Германии, Сингапуре, Монце или Бахрейне, это будет отличной новостью! На этих трассах обе Ferrari финишировали в первой тройке, и если мы с Фелипе вместе поднимемся на подиум, это очень поможет мне в борьбе за титул. Опять же, удачный уик-энд для Фелипе станет хорошим подарком всей нашей команде.
Перевод: Валерий Карташев