Монако'97: Пол Стюарт

Монако'97: Пол Стюарт

Гонка #602: 11 мая 1997 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул

Хайнц-Харальд Френтцен (Williams FW19) - 1.18,216 (154,924 км/ч)

Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F310B) - 1.53,315 (106,937 км/ч)
Победитель

Михаэль Шумахер (Ferrari F310B) - 2:00.05,654 (104,264 км/ч)

Сезон 1997 года можно назвать в своем роде уникальным. Так сложилось, что в Формуле 1 назревали глобальные изменения: недавние гранды сдавали позиции, новички рвались наверх, а колосс Ferrari, разбуженный Жаном Тодтом и Михаэлем Шумахером, пробуждался от многолетнего сна. По ходу чемпионата на подиуме побывали представители девяти команд, расклад сил ощутимо менялся от этапа к этапу, ну а закончился тот сезон – как известно – столкновением Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва в повороте Dry Sack на трассе в Хересе.

Но в Монако, куда пилоты и команды приехали в начале мая, до развязки было еще далеко, и все просто готовились побороться за победу на самой сложной трассе чемпионата. Начиная с четверга над трассой светило теплое солнце, и в квалификации лучший результат показал пришедший в Williams на место Деймона Хилла немец Хайнц-Харальд Френтцен.

Однако незадолго до старта заморосил дождь. Прогнозы говорили о такой возможности, однако ожидалось, что осадки, скорее всего, окажутся кратковременными. Пилоты выехали на решетку на сликах, но дождь лишь набирал силу. Некоторые команды предпочли установить промежуточную резину, а из боксов Ferrari, кроме того, принесли заранее приготовленные переднее и заднее антикрыло с "сырыми" настройками, чтобы установить их на машину Михаэля Шумахера. В Williams же предпочли надеяться на лучшее и оставили своим гонщикам шины без протектора.

Довольно долго асфальт оставался в меру сырым. Возможно, на другой трассе это было бы не столь существенно – но только не в Монако. Уже на первых кругах многие пилоты, поскользнувшись, вынуждены были "свести близкое знакомство" с ограждением и прекратить борьбу.

Но даже те, кто срочно сменил шины, не могли чувствовать себя в безопасности. Дождь всё припускал, и на первый план вышли настройки машин. Те, кто изначально ожидал ненастной погоды и выбрал соответствующие регулировки, получил ощутимое преимущество. Но таких оказалось немного. Помимо Шумахера, который всё дальше отрывался от преследователей, и его напарника Эдди Ирвайна, сумевшего за десяток кругов подняться с 15-го места на пятое, к дождю оказались готовы лишь представители Jordan и Stewart.

Для новой команды, созданной трехкратным чемпионом мира Джеки Стюартом и его сыном Полом, дебютный сезон складывался сложно – мешали постоянные поломки. Но в Монако, тем более под дождем, от техники не требовалась работа на пределе. Лидер команды Рубенс Баррикелло вышел на четвертое место, а затем одного за другим обошел соперников из Jordan - Джанкарло Физикеллу и Ральфа Шумахера. Лидера бразильцу, конечно, было не догнать, но второе место он занимал вполне уверенно.

А затем Михаэль ошибся в повороте Ste Devote, и алую машину понесло в сторону металлических рельсов ограждения. Казалось, Stewart в шаге от сенсации – но Шумахер в тот день заслужил благосклонность Фортуны не меньше. Потому, умело осадив Ferrari на пятачке у церкви, он смог развернуться и продолжить движение к победе.

Баррикелло в итоге финишировал вторым, хотя ближе к концу дистанции давление в гидравлической системе стало падать, и белая машина с полосками шотландского тартана на бортах могла остановиться в любой момент. Но все же обошлось. Также в княжескую ложу поднялся, дополнив триумф Скудерии, ставший третьим Эдди Ирвайн.

Интересно...
Выступление финна Мики Сало на Гран При Монако 1997 года давно стало хрестоматийным. Команда Tyrrell, цвета которой он защищал, к тому времени стала записным аутсайдером, и по скорости машин уступала почти всем соперникам. Потому британцы решились на смелый шаг - провести всю дистанцию без дозаправок. Поскольку средняя скорость в тот день оказалась лишь немногим выше 100 км/ч, и за два отведенных часа было пройдено только 62 круга из 78 запланированных - идея сработала. Сало финишировал пятым. Это были последние очки в истории славной команды Кена Тиррела...

Пол Стюарт

Когда старший сын Джеки Стюарта решил пойти стопами отца, то поначалу скрывал этот факт, благо, учился он в ту пору в США. Но вскоре знаменитый "летучий шотландец" узнал правду – и тогда решил, что примет этот выбор Пола и не станет помогать молодому человеку. На деле, конечно, вышло несколько иначе, но для начала Джеки устроил сыну серьезное испытание.

Пол, не называя своего имени, приехал в Брэндс-Хэтч, где провёл тесты. На трассе – по "случайному" совпадению - присутствовали известные гоночные специалисты, включая Стирлинга Мосса, и все они остались об "одарённом американце" очень высокого мнения. Так в 1987 году началась карьера Пола Стюарта.

Джеки оставался в стороне совсем недолго - уже в следующем сезоне он нашел нескольких спонсоров, выкупил гоночное имущество у некоего Гэри Ивэнса из Суррея – и дал старт проекту Paul Stewart Racing. Довольно быстро стало ясно, что по масштабу дарования Пол заметно уступает отцу, но это не помешало ему одержать несколько побед в "младших" классах и к 1990-му дорасти до Формулы 3000. Тогда же команда построила новую базу в Милтон-Кинсе. Сменив нескольких владельцев и претерпев не одну реконструкцию, она существует и поныне - сейчас в ее стенах можно обнаружить чемпионов мира из Red Bull Racing.

Стюарт-младший продолжал выступать до 1993-го, однако за всё это время лишь один раз побывал на подиуме. В то же время, роль менеджера всё больше привлекала его. Помимо Ф3000, PRS выступала еще в нескольких категориях, где надежные финансовые тылы делали ее серьезным претендентом на успех. Скажем, с 1992 по 2000 год шотландцы всего раз упустили титул чемпиона в национальной Формуле 3.

Взвесив все "за" и "против", Пол в 1994 году завершил собственную карьеру и целиком сосредоточился на управленческой деятельности. В ту пору многие команды делали шаг из Формулы 3000 в Формулу 1, но пример Simtec, Pacific, Forti и других проектов свидетельствовал о том, что такой переход надо тщательно готовить.

И здесь сыну вновь помог сэр Джеки. Имея на протяжении многих лет тесные деловые связи с концерном Ford, он уговорил представителей "голубого овала" сделать Paul Stewart Racing своей заводской командой в чемпионате мира. Дебют состоялся в 1997 году, но название пришлось изменить: поскольку руководителями проекта выступили оба Стюарта, в заявочном листе чемпионата мира команда значилась как Stewart GP.

Первый сезон оказался омрачен постоянными поломками, второе место Рубенса Баррикелло в Монако стало единственным лучом света. Но с течением времени ситуация улучшалась, и к 1999-му белые машины с лентами клетчатого тартана на бортах стали все ближе подбираться к лидерам. На Нюрбургринге Джонни Херберт принёс Stewart GP первую победу, а сезон она закончила четвёртой в Кубке Конструкторов. А осенью фордовцы, вдохновленные успехами, выкупили команду у Джеки и Пола, и она продолжила свой земной путь уже под названием Jaguar.

А Стюарту-младшему пришлось тем временем держать свой собственный экзамен. Еще недавно энергичный и полный сил, Пол внезапно начал отмечать проблемы со здоровьем. Медики поставили страшный диагноз - рак. Британцу пришлось пройти курс химиотерапии, и в какой-то момент его жизнь буквально висела на волоске. Но все же эта история получила счастливый конец – Стюарт смог вернуться к полноценной жизни, жене Виктории и четверым детям. Но вот его дорожки с автоспортом с той поры разошлись решительно и бесповоротно.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.