Швеция'74: Лео Киннунен

Швеция'74: Лео Киннунен

Гонка #242: 9 июня 1974 года. Гран При Швеции. Андерсторп
Поул

Патрик Депайе (Tyrrell 007) - 1.24,758 (170,659 км/ч)

Лучший круг Патрик Депайе (Tyrrell 007) - 1.27,262 (165,762 км/ч)
Победитель Джоди Шектер (Tyrrell 007) - 1:58.31,391 (162,722 км/ч)

Визит Формулы 1 в далёкую Швецию местные болельщики восприняли с огромным энтузиазмом – ведь на предыдущем этапе в Монако победу одержал Ронни Петерсон, и на домашней трассе от быстрого пилота Lotus ждали повторения успеха. Однако ни Петерсон, ни его новый напарник Жаки Икс не смогли блеснуть на трассе Андерсторп.

Квалификация осталась за представителями Tyrrell. После гибели Севера и ухода Стюарта "дядюшке Кену" пришлось начинать всё практически с нуля, и первый стартовый ряд, занятый новобранцами команды Патриком Депайе и Джоди Шектером, стал первым серьезным успехом с начала сезона. На втором ряду расположились гонщики Ferrari Лауда и Регаццони – после нескольких лет вдали от лидеров Скудерия готовилась вновь бороться за титулы.

Старт остался за Шектером, а Петерсону удался маленький подвиг – с пятого места швед пробился на второе, но главным фактором успеха в тот день стала не скорость, а надежность техники. Уже к 27-му кругу из-за поломок выбыли из борьбы оба гонщика Lotus, а чуть позже отказы коробки передач оставили вне игры и пару Ferrari.

Лидер чемпионата мира Эмерсон Фиттипальди, сменивший команду по ходу межсезонья и выступавший теперь за McLaren, с начала уик-энда ощущал себя не в своей тарелке – стартовав девятым, бразилец в итоге завершил дистанцию только четвёртым.

Ну а триумфатором Андерсторпа стала команда Кена Тиррела. Джоди Шектер одержал первую в карьере победу, а Патрик Депайе уступил ему менее секунды. Вместе с ними на подиум поднялся вихрастый британец Джеймс Хант, который заработал первый призовой кубок для молодой и амбициозной команды Hesketh.

Интересно...
Шестое место на Гран При Швеции принесло 289-е и финальное очко в копилку блистательного Грэма Хилла. Британец дебютировал в Формуле 1 ещё в 1958-м и соперничал на трассе с Фанхио и Широном. В середине 70-х он тратил все силы на становление собственной команды. Нет сомнений, что и этот проект Хилла оказался бы успешным, если бы не ноябрьская авиакатастрофа 1975 года...

Лео Киннунен

В Андерсторпе в первый и единственный раз через квалификационное сито Формулы 1 пробился первый представитель Финляндии в чемпионате мира Лео Киннунен. Подобно многим своим соотечественникам, он сел за руль ещё в школьные годы. Выступая в ралли, кроссе и ледовых гонках, молодой спортсмен не забывал и кольцевые соревнования.

В отличие от других финских гонщиков тех лет, именно на асфальтовых соревнованиях Лео и остановил в итоге свой выбор. Первый полноценный сезон в гонках на выносливость он провел столь уверенно, что получил приглашение на тесты от фирменной команды Gulf Porsche – и с 1970 года стал её постоянным пилотом.

Первую же гонку сезона – "24 часа Дайтоны" – Киннунен выиграл, да и в дальнейшем внёс заметный вклад в завоевание немецкой маркой чемпионского титула (в личном зачёте сильнейшего в состязаниях спорткаров не определяли до конца 80-х). На протяжении трёх следующих лет финн также становился чемпионом престижной Интерсерии.

Лео выступал с мексиканцем Педро Родригесом, которого считали в этом дуэте явным лидером – именно он выбирал настройки, да и машину строили, исходя из его роста и телосложения. Но в редких случаях, когда Киннунен мог вмешаться в процесс выбора регулировок, его результаты оказывались лучше, чем у напарника. Именно Лео до сих пор принадлежит рекорд круга на гонке Тарга Флорио.

С начала 70-х гонщик пробовал пробиться и в Формулу 1. Поговаривали, что в 1972-м Берни Экклстоун предлагал ему бесплатно выступать за Brabham, но пилот не захотел садиться за руль без зарплаты. А еще через два года с предложением к Киннунену обратился Джон Сёртиз.

За сходную цену экс-чемпион мира обещал продать финну шасси TS16, изготовленное собственной командой. Лео подумал – и согласился, ведь в 1973 году предыдущая модель, TS14, производила неплохое впечатление. Так увидела свет команда AAW, названная в честь знаменитого гонщика-мецената Антти Аарнио-Вихури.

Машину Киннунену привезли прямо на этап в бельгийском Нивелле. Быстро выяснилось, что Сёртиз не сдержал слово – вместо нового TS16 финны получили шасси с кривой рамой и треснувшим монококом, которое на фабрике Surtees использовали в качестве тестового. Вдобавок, оно весило на 80 кг больше нормы.

Разумеется, с такой техникой у Лео и четырех его механиков не было шансов даже пробиться на старт. Гонщик честно пытался сделать это семь раз по ходу сезона – и лишь в Швеции его в последний момент включили в число участников, подняв квалификационный лимит с 24 до 25 машин. Понимая, что до финиша злосчастный Surtees наверняка не доедет, в AAW решили заправить бак на четверть – и за восемь первых кругов Лео обошел пятерых соперников. Потом отказала система зажигания...

Пилот вернулся в гонки спорткаров, но и там его результаты не дотягивали до прежних высот. После двух сезонов Киннунен окончательно решил повесить шлем на гвоздь. Сейчас первый финский пилот Формулы 1 живет в небольшом городке Лието, что рядом с Турку, и является заметной фигурой в структуре национального автоспорта.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.