Гран При Великобритании: Пресс-конференция в четверг

Участники: Даниэль Риккардо (HRT), Пол ди Реста (Force India), Рубенс Баррикелло (Williams), Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон (McLaren)

Вопрос: Даниэль, какой сюрприз! Первого июля вы отпраздновали день рождения, тогда же было объявлено о вашем контракте с HRT!
Даниэль Риккардо: Да, отличный подарок, настоящий сюрприз. Я не предполагал, что уже в этом году смогу выйти на старт Гран При, так что для меня это отличный шанс. Честно говоря, я до сих пор не могу в это поверить, но к воскресенью все сомнения точно рассеются!

Вопрос: Ваши отношения с трассой в Сильверстоуне можно охарактеризовать как «от любви до ненависти». В сентябре прошлого года ваша машина перевернулась на старте этапа Мировой Серии, а теперь именно здесь вы дебютируете в Формуле 1…
Даниэль Риккардо: Да, у меня смешанные чувства, но в Сильверстоуне я выступал весьма успешно, эта трасса мне действительно нравится. Здесь в 2008-м году я провел одну из своих лучших гонок – тогда еще в Формуле Renault, кроме того, автодром находится неподалеку от моего дома, и в ближайший уик-энд я буду спать в своей постели. В остальном мне хочется лишь поскорее покинуть пит-лейн и попробовать выступить как можно лучше.

Вопрос: Какова ваша цель? HRT нельзя причислить к группе лидеров – вас беспокоит это обстоятельство? Ваш единственный соперник – собственный напарник, Витантонио Лиуцци?
Даниэль Риккардо: Я ничуть не обеспокоен. Как я уже говорил, мне выпал шанс выступить в Гран При Формулы 1 – об этом я мечтал с самого детства. Пожалуй, первоочередной задачей будет добраться до финиша и получить кое-какой опыт. Мне не приходилось выступать в таких продолжительных гонках – интересно узнать, насколько я готов морально и физически. Будет замечательно, если я смогу выступить на одном уровне с Тонио – он очень опытный гонщик, и у него есть, чему научиться.

Вопрос: Рубенс, вы практически выросли в Сильверстоуне, начав свои выступления здесь еще в Формуле 3. Ваше мнение о недавней реконструкции трассы? Забавно, погода из года в год остается неизменной, но в остальном вы наверняка заметили немало перемен?
Рубенс Баррикелло: Похоже, погода здесь не изменится никогда! Вы смотрите прогноз, который обещает солнечный уик-энд, но дожди приходят как раз тогда, когда мы приезжаем на гонку! Впрочем, это даже хорошо для зрелищности. Организаторы проделали потрясающую работу – конфигурация по праву считается одной из лучших, а инфраструктура теперь приближена к стандартам азиатских Гран При, что очень здорово.

Вопрос: Вы уже выигрывали британский этап и шесть раз поднимались на подиум. Какие планы на ближайший уик-энд с Williams?
Рубенс Баррикелло: Не думаю, что корректировка правил приведёт к значительным переменам в лидирующей группе – бороться за победу вновь будут Red Bull, McLaren, Mercedes и Ferrari. Они выступают на одном уровне, и даже если слегка потеряют в скорости, это ничего не изменит.

Впрочем, в такой ситуации у других команд, в том числе Williams, появляется шанс подобраться чуть ближе. Насколько – трудно сказать. Мы привезли некоторые новинки – новое переднее антикрыло и другие модификации, которые должны обеспечить прогресс, так что я рассчитываю на удачный уик-энд. Посмотрим, какой окажется погода, но я был бы рад пробиться в финал квалификации и финишировать в первой восьмерке – думаю, эта задача нам вполне по силам.

Вопрос: Как вы отреагировали на недавнюю новость о том, что в следующем году Williams будет использовать моторы Renault?
Рубенс Баррикелло: Я был в полном восторге! Приятно, что Williams делает все возможное, чтобы вернуться на вершину – на прошлой неделе я приезжал на базу команды, разговаривал с сотрудниками и заметил очень позитивный настрой. Пару месяцев назад я призывал команду собраться с силами и начать действовать – в итоге так и получилось. Думаю, мы движемся в правильном направлении.

Вопрос: Дженсон, для вас это уже двенадцатый Гран При Великобритании. Пока вашим лучшим результатом в Сильверстоуне остается четвертое место – насколько сильно вы желаете выиграть эту гонку?
Дженсон Баттон: Да, за рулем машины Формулы 1 в Сильверстоуне мне пока не доводилось финишировать на подиуме, и это нужно исправить. Каждый гонщик мечтает выиграть титул, Гран При Монако и свою домашнюю гонку – последнее мне ещё не удавалось, поэтому постараюсь добиться победы. Это особенный уик-энд для всех британских гонщиков, здесь мы чувствуем невероятную поддержку и всякий раз наблюдаем на трибунах огромное количество национальных флагов и красных кепок. Надеюсь, мы сможем порадовать зрителей интересной борьбой!

Вопрос: Полагаете, изменения в правилах дают вам шанс на победу?
Дженсон Баттон: Шанс есть всегда, а насколько большой – неизвестно. В прошлой гонке машины Red Bull были очень быстры, а мы серьёзно уступали им в скорости, но сейчас команда подготовила некоторые новинки, кроме того, изменятся правила в отношении выдувных диффузоров и электроники двигателя. Кто знает – возможно, эти перемены помогут нам больше, чем другим командам, но ответ мы получим лишь тогда, когда окажемся на трассе.

Мы подготовили немало модификаций, но для всех новинок Сильверстоун всегда считался крайне непростым автодромом, так что главное – качественная подготовка. Думаю, команда учла все необходимое, и мы уже завтра узнаем свои позиции в пелотоне.

Вопрос: В последнее время появилось немало заметок на тему, в какой команде в будущем может оказаться Льюис. Разумеется, пока это только слухи, но как обстоят дела в вашем случае?
Дженсон Баттон: Мы ещё не обсуждали с Мартином Уитмаршем моё будущее. У команды есть опцион на мой контракт, но в прессе я постоянно читаю о каких-то вариантах. Не думаю, что сейчас подходящий момент для таких рассуждений – у нас есть более важные дела, скажем, борьба за победу в предстоящей гонке, поэтому мы повременим с переговорами.

Лично я вполне доволен ситуацией – да, пока мы чуть позади Red Bull, но соперничество продолжается. Команда старается готовить новинки к каждой гонке, особенно к домашнему этапу – посмотрим, как они проявят себя на трассе.

Вопрос: Пол, полагаю, предстоящий этап вы также считаете домашним. Кроме гонок серии DTM в Донингтоне и Брэндс-Хэтч вам практически не приходилось выступать на британских автодромах – что вы чувствуете в преддверии очередного уик-энда?
Пол ди Реста: Пожалуй, меня ждёт одна из важнейших гонок в карьере, и я рад приехать на обновленный автодром в Сильверстоуне вместе с двумя британскими чемпионами мира – Дженсоном и Льюисом. Нас ждет интересный уик-энд, но впереди немало работы.

Впрочем, подготовка к Гран При Великобритании ничуть не отличается от подготовки к любой другой гонке сезона, мы постараемся и впредь придерживаться такого подхода. Полагаю, погода внесет коррективы в сценарий ближайших нескольких дней, но лично я сделаю всё, чтобы добиться прогресса.

Вопрос: В прошлом году вы участвовали в пятничных свободных заездах, но приходилось ли вам хоть раз гоняться в Сильверстоуне?
Пол ди Реста: Я ещё в начале карьеры перебрался в континентальную Европу и лишь однажды гонялся в Сильверстоуне, но, пожалуй, самым ярким воспоминанием остается тот момент, когда на этой трассе я впервые опробовал машину Формулы 1 в качестве награды за титул лучшего молодого британского гонщика. С тех пор Сильверстоун заметно изменился, и нынешние машины раскрывают здесь всю свою скорость. Трасса по-настоящему быстрая и очень непростая, но вчера мы смогли поработать на симуляторе, и это, надеюсь, поможет в какой-то мере определиться с настройками.

Вопрос: Вы довольны тем, как складывается сезон, или же рассчитывали на большее?
Пол ди Реста: Думаю, для начала все складывается весьма неплохо. Да, у нас были взлеты и падения, но в целом я могу быть доволен ситуацией, поскольку даже на фоне своего напарника выгляжу очень неплохо. Мы постепенно прогрессируем, и в дальнейшем я надеюсь еще прибавить, но в завершающей стадии сезона сделать это будет очень непросто, ведь я не гонялся на многих новых автодромах.

Впрочем, в случае с Сильверстоуном процесс подготовки не будет отличаться от всех предыдущих гонок. У Льюиса и Дженсона гораздо больше опыта участия в Гран При Великобритании, я неоднократно наблюдал за их выступлениями и буду очень рад, если мне удастся хоть в какой-то мере навязать им борьбу.

Вопрос: Льюис, в 2007-м в Сильверстоуне вы завоевали поул, годом позже выиграли гонку. Кроме того, здесь вы добивались успехов и в серии GP2. Ваше мнение о британской трассе?
Льюис Хэмилтон: Да, здесь мне удалось провести несколько потрясающих гонок, причем первая из них была ещё в картинге в далеком 1994-м году. Затем я выступал здесь в Формуле Renault в 2001-м или 2002-м году – благо, Сильверстоун находится не так далеко от того места, где я вырос.

Это действительно фантастический автодром, после недавней реконструкции он стал ещё лучше – мне было приятно приехать сегодня утром в новый паддок. Раньше нам приходилось заезжать по объездной дороге, и вместо того, чтобы сразу повернуть налево, мы почему-то сворачивали вправо. Думаю, нововведения понравятся болельщикам – лично я высоко оцениваю работу организаторов и надеюсь подкрепить её достойным выступлением.

Вопрос: Сейчас все хотят знать, в какой мере смена регламента скажется на расстановке сил. Ваше мнение? Каковы ваши шансы на победу в воскресной гонке?
Льюис Хэмилтон: Думаю, изменения в правилах заметно отразятся на раскладе сил. Запрет на корректировку режимов работы двигателя и отмена выдувных диффузоров наверняка повлияют на скорость Ferrari и Renault, которые использовали эти системы несколько иначе, чем McLaren, но будут ли их потери больше наших – неизвестно. Впрочем, команда проделала большую работу, чтобы компенсировать возможный дефицит скорости – надеюсь, мы сможем выступить на уровне соперников, если не лучше. Что касается пилотажа, я успел достаточно поработать на симуляторе и могу рассчитывать на уверенный результат.

Вопрос: Полагаю, для вас и Дженсона предыдущие десять дней выдались весьма насыщенными. Чем вы занимались?
Льюис Хэмилтон: Я сразу после этапа в Валенсии отправился в Португалию, оттуда на пару часов заехал в Швейцарию, а потом направился в Великобританию, где участвовал в многочисленных рекламных мероприятиях. Кажется, у меня был всего один день на отдых дома, после чего я снова вернулся к работе – в общем, дел оказалось немало.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Рубенс, в какой-то период вы с Михаэлем Шумахером в составе Ferrari доминировали в чемпионате. Полагаете, Себастьян Феттель и Red Bull сейчас переживают нечто подобное? Это вас беспокоит?
Рубенс Баррикелло: Ситуация изменилась, сейчас нам нужно больше следить за резиной. Тогда Ferrari ехала фантастически здорово, нам можно было не задумываться о состоянии резины, а теперь шинный фактор заметно повышает зрелищность Гран При. Даже если у Red Bull превосходная машина, износ шин все равно необходимо контролировать, а если Себастьян допустит ошибку, с системой DRS соперник способен провести атаку. Да, пока Феттель выигрывает одну гонку за другой, но сейчас побеждать намного сложнее, и он не может позволить себе расслабиться.

Вопрос: (Адам Скривен – Racing Post) Пол, вы достаточно опытный гонщик, однако в Формуле 1 преодолели всего лишь половину своего дебютного сезона. Как проходил процесс адаптации? Какой опыт вы приобретаете по ходу уик-энда?
Пол ди Реста: Гонщики всегда учатся чему-то новому. Главное – уверенность в собственных силах, которую необходимо правильно сформировать: в начале уик-энда вы действуете несколько осторожно, но потом постепенно прибавляете в скорости – по крайней мере, я стараюсь придерживаться именно такого подхода, поскольку считаю, что это оптимальный способ добиться прогресса. Что касается пилотажа, машина Формулы 1 всерьез отличается от привычных для меня машин серии DTM, но это и интересно, я много работал над техникой и сделал заметный шаг вперед.

Вопрос: Вы упомянули чувство уверенности: труднее ли обрести его на скоростных трассах вроде Сильверстоуна по сравнению с более медленными автодромами?
Пол ди Реста: Пожалуй, да. В нынешнем сезоне это первая по-настоящему скоростная трасса, и это чувствуется даже при работе на симуляторе. Кроме того, во время прогулки по автодрому на участке от Copse до Stowe ощущался порывистый ветер, и с этим тоже придется считаться. Я не привык иметь дело с подобными факторами, но ситуация одинакова для всех, и кто справится с ней лучше, окажется победителем.

Вопрос: (Стефан Ховард – The Sun) Рубенс сказал, что Себастьян Феттель не может позволить себе расслабиться, но вы, Льюис и Дженсон, возможно, считаете иначе…
Дженсон Баттон: Если бы я был на его месте, я смог бы расслабиться. Возможно, Себастьян не может спокойно спать из-за своих вечеринок – впрочем, я не совсем понял вопрос и ответил просто так.

Вопрос: (Стефан Ховард – The Sun) Я имел в виду, что его преимущество настолько велико, что он может без особых усилий взять титул…
Дженсон Баттон: Так вопрос в этом? Нет, я так не думаю. Себастьян по-прежнему выкладывается по максимуму. В квалификации он выглядит особенно здорово – потрясающе, как он смог взять поул во всех Гран При кроме одного, правда, в гонке ему приходится немного сложнее.

По крайней мере, три или четыре раза нам удавалось навязать Феттелю плотную борьбу, дважды мы вышли победителями, в остальных случая преимущество осталось за ним, но как бы то ни было, для него сезон не назовешь легкой прогулкой. Себастьян вынужден все время атаковать, и я надеюсь, что так будет и дальше.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Рубенс, вы провели более 300 Гран При. Какой совет вы могли бы дать Даниэлю в его дебютный гоночный уик-энд?
Рубенс Баррикелло: Прежде всего, нужно оценить поведение машины, поскольку оно будет отличаться от поведения всего того, на чем прежде приходилось выступать. Старайся найти свой ритм, поскольку здесь немало скоростных поворотов. Внимательно изучи конфигурацию, найди хорошие настройки и учти, что шины будут изнашиваться довольно быстро. В остальном – наслаждайся жизнью, забудь, что ты выступаешь в Формуле 1 и действуй так, как действовал в других сериях.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Даниэль, вы сказали, что вам не приходилось участвовать в столь продолжительных гонках. Вам пришлось усилить свои тренировки, или же вы изначально готовы к таким нагрузкам?
Даниэль Риккардо: Сейчас я участвую сразу в двух чемпионатах, и мне приходится много путешествовать, так что возможностей для дополнительных тренировок практически нет – впрочем, я чувствую себя вполне подготовленным, поскольку уделяю физическим упражнениям достаточно времени. Посмотрим, как пойдут дела в воскресенье, но проблем быть не должно.

Когда год назад я выполнял обязанности резервного гонщика Red Bull Racing, я мог наблюдать за работой Марка и Себастьяна и разработал собственную систему тренировок, но о своем дебюте я узнал всего неделю назад и уже не успевал внести какие-то изменения. Впрочем, я старался держать себя в форме на случай приглашения в команду, в итоге я это приглашение получил и сейчас ничуть не сомневаюсь, что со мной все будет в порядке.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Выдувной диффузор обеспечивает более эффективное торможение, более высокую скорость в быстрых поворотах и в целом улучшает поведение машины. Теперь у вас нет этого элемента, как не было возможности протестировать обновленную версию машины на трассе. Есть какие-то опасения насчет безопасности?
Рубенс Баррикелло: Думаю, наши ответы будут отличаться, поскольку в случае с моей машиной я не замечал какой-то существенной разницы в скорости в быстрых поворотах. А вот на торможении и в медленных поворотах эффект ощущался, так что теперь, как сказал Льюис, нам придется активно экспериментировать с настройками.

Формула 1 прогрессирует невероятными темпами, невозможно просто так заявить: «Да, я потерял примерно полсекунды», - и на этом успокоиться. Ты будешь пытаться отыграть это отставание уже к концу уик-энда, и если сработаешь безупречно, вернешься на прежний уровень. Думаю, такого подхода будут придерживаться все команды.

Дженсон Баттон: По-моему, все топ-команды так или иначе потеряют в скорости, ведь все они изначально строили машины с учетом концепции выдувного диффузора и эксплуатировали эту технологию на протяжении некоторого периода времени. Эффект будет заметен везде – как в быстрых, так и в медленных поворотах – но в большей степени он проявится на торможении. Поведение машины может существенно измениться, и к этому придется адаптироваться.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Прошу прощения, но вопрос касался безопасности…
Дженсон Баттон: Безопасности? Что ж, тогда никаких проблем нет, ведь это все равно, что управлять более медленной машиной с меньшей прижимной силой. Мы чувствуем трассу, чувствуем поведение машины – скажем, когда идет дождь, мы сами вынуждены снижать скорость, поскольку из-за низкого уровня сцепления гораздо легче соскользнуть с траектории.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Дженсон и Льюис, не опасаетесь ли вы, что в Формуле 1 наступает эра доминирования Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing, подобная той, что была в начале века с Михаэлем Шумахером и Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Кажется, Рубенс уже ответил на похожий вопрос. Не думаю, что наступает какая-то эра доминирования. Сейчас другие времена, правила постоянно меняются – да, Red Bull доказали всем свою скорость, но в пелотоне немало других сильных команд. Скажем, Renault в этом году выглядит намного увереннее, Mercedes держится неподалеку и даже Williams со всеми своими доработками через пару лет вполне может вернуться в лидеры. В эпоху Михаэля все было несколько иначе, а в остальном мне не хочется дальше развивать эту тему…

Дженсон Баттон: Трудно проводить сравнения. Сейчас у Red Bull есть и скорость, и надежность, хотя еще год назад последнего явно не хватало. Им удалось добиться прогресса, они сильны во всех областях, и одолеть их будет крайне непросто. Впрочем, пару раз нам это удавалось – разумеется, хотелось бы побеждать чаще, но главное, мы доказали, что соперников нельзя назвать непобедимыми. Помнится, в одном из сезонов Михаэль выиграл едва ли не тринадцать гонок подряд – надеюсь, в случае с Себастьяном ситуация не повторится. Мы постепенно приближаемся к Red Bull, и сейчас у них нет былого преимущества в 1,5-2 секунды…

Вопрос: (Гэри Минаган – The National Newspaper, Abu Dhabi) В последние несколько месяцев мы наблюдаем, как британские спортсмены добиваются впечатляющих успехов в различных видах спорта. Хотелось бы знать, какое место занимает Формула 1 в британской спортивной иерархии?
Дженсон Баттон: Я не сравнивал различные виды спорта, но могу сказать, что положение Формулы 1 выглядит достаточно уверенно – по крайней мере, в истории автомобильного спорта кто-либо из британских гонщиков неизменно боролся в лидирующей группе. На сегодняшний день наши соотечественники неплохо проявляют себя в гольфе, велоспорте – Марк Кавендиш вчера выиграл этап Tour de France – мы неплохо выступаем в других дисциплинах, что вселяет оптимизм в преддверии Олимпийских игр. Разумеется, сам я не буду сражаться за Олимпийские медали, но могу гордиться достижениями британцев и рассчитывать, что в будущем их ждет ещё больший успех.

Пол ди Реста: Кажется, не так давно в двух сезонах подряд мы заполучили сразу двух британских чемпионов мира и рейтинги трансляций Формулы 1 выросли до предела. Телевизионщики утверждают, что количество зрителей постоянно увеличивается, что не может не радовать. Конечно, на этот показатель влияет характер гонок, но в остальном мне трудно проводить сравнения. Многое зависит от конкретного сезона, собственной конкурентоспособности – я сам новичок в этом виде спорта, так что пусть на вопрос отвечают другие.

Льюис Хэмилтон: Я тоже пытаюсь сравнивать разные дисциплины и просто горжусь тем, что являюсь частью британского спорта. Мы конкурентоспособны практически во всех видах, в которых принимаем участие, и целиком посвящаем себя достижению поставленных целей и стремлению к победе. Можно сказать, что спорт у нас в крови, и чем больше поддержки мы получаем со стороны болельщиков, тем активнее стараемся добиться прогресса.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) В Сильверстоуне перенесли линию старта-финиша, и первые два поворота будут очень быстрыми. Полагаете, отыграть позиции на старте станет труднее?
Льюис Хэмилтон: Думаю, возможностей для обгона станет больше – по крайней мере, таков был первоначальный план. Первый и второй повороты проходятся на полном газу, но до Copse машины едут плотной группой. Выход из третьего поворота достаточно широкий, и если удержаться за соперником в первых двух поворотах, можно попробовать провести атаку. Уверен, старт получится интересным!

Вопрос: (Джефф Свит – The Sun) Вопрос к гонщикам McLaren. Насколько долго вы восстанавливали отношения после того досадного столкновения в Канаде? Появились ли впоследствии негласные командные правила, запрещающие столь плотную борьбу?
Дженсон Баттон: Когда гонку остановили красными флагами, я вернулся в моторхоум, где уже находился Льюис, мы кратко побеседовали, и инцидент был исчерпан.

Льюис Хэмилтон: Да, это произошло еще до того, как Дженсон выиграл ту гонку.

Дженсон Баттон: И хорошо, что так получилось.

Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Даниэль, примечательно, что вы произносите свое имя совсем не так, как оно пишется. Не задумывались над тем, чтобы вернуться к варианту произношения, который использовался несколькими поколениями ваших предков? В конце концов, это может оказаться важным фактором спустя несколько лет, когда к вам, возможно, обратятся менеджеры из Ferrari…
Даниэль Риккардо: Интересный вопрос! Когда ты вырос в Австралии и приехал в Европу из страны, где официальным языком является английский, немного странно заставлять окружающих произносить твое имя на итальянский манер. Я всегда произносил свое имя по-английски, в Италии – а мой отец родом из Сицилии – всегда будут произносить его по-итальянски, но мой вариант удобен большинству окружающих. Впрочем, итальянцы могут спокойно называть меня так, как им привычно.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girlracer) Даниэль, в преддверии уик-энда Колин Коллес заметил, что машина HRT не совсем подходит этой трассе. Вы не опасаетесь, что ваш дебют может не состояться из-за правила 107%?
Даниэль Риккардо: Честно говоря, я об этом даже не думал, но полагаю, мне удастся преодолеть барьер 107%. Да, я впервые сяду за руль машины HRT и не сомневаюсь, что она будет совсем иной, нежели машина Red Bull, с которой я работал во время молодёжных тестов в Абу Даби.

Тем не менее, в этом сезоне Витантонио смог квалифицироваться практически во всех Гран При, и если у него это получилось, значит, должно получиться и у меня.