Канада'90: Автодром имени Жиля Вильнёва

Гонка #489: 10 июня 1990 года. Гран При Канады
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) - 1.20,399 (196,569 км/ч)
Лучший круг Герхард Бергер (McLaren MP4/5B) - 1.22,077 (192,550 км/ч)
Победитель Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) - 1:42.56,400 (179,114 км/ч)

Дождь, прошедший над Монреалем незадолго до старта Гран При, обещал зрителям крайне интересную гонку – так в итоге и получилось. Началось все с того, что Герхард Бергер, занимавший на решетке второе место, начал движение раньше зеленого сигнала светофоров.

Любой гонщик рано или поздно по ходу карьеры оказывается в такой ситуации. После фальстарта в голове всегда пульсирует одна и та же мысль – «Что же делать дальше?» Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев самой первой реакцией на нарушение является сброс «газа», а затем – продолжение движения. Подспудно гонщик словно бы возвращает те секунды, которые только что отыграл.

Именно так поступил и Бергер. К сожалению, беспристрастная электроника зафиксировала факт проступка, и судьи FIA вскоре вынесли суровый вердикт – еще по ходу гонки команде McLaren сообщили, что к результату её пилота будет добавлена целая минута. Разумеется, это практически лишало австрийца шансов на успех. Именно поэтому, когда после нескольких кругов траектория более-менее просохла, именно Герхард одним из первых отправился в боксы.

До этого он физически занимал на трассе второе место, позади собственного напарника Айртона Сенны. Такой порядок сохранился и после визита обоих в боксы, но бразилец, которому также сообщили о наложенном на Бергера штрафе, спокойно пропустил того вперед, поскольку все остальные уже отставали вполне прилично.

Герхард взял невероятный темп. Показанное им лучшее время круга оказалось в этот день на 1,3 секунды лучше, чем у Сенны. Уже к 15-му кругу австриец – даже с учетом штрафной минуты – занимал 11-е место, а к 20-му переместился на шестое. Сенна был вне зоны досягаемости, но вот тройку, куда входили пилоты Ferrari Ален Прост и Найджел Мэнселл, а также Нельсон Пике из Benetton, Бергер «нагонял» с каждым кругом. Те, вдобавок, теряли время в борьбе между собой.

За 20 кругов до финиша Герхард проигрывал всего четыре секунды замыкавшему группу Просту – однако к этому моменту шины на McLaren уже были порядком изношены, и исход противостояния вовсе не выглядел предрешенным. В какой-то момент Бергер даже стал проигрывать соперникам в скорости – но вновь прибавил под финиш, и в итоге смог-таки отыграть позицию. Увы, но только одну.

Айртон Сенна, финишировав на трассе первым, получил полновесные девять очков за победу. Нельсон Пике после ужасного сезона в Lotus завоевал свой первый подиум в составе Benetton, а Найджел Мэнселл замкнул первую тройку. Лишь следом в итоговом протоколе расположились Бергер и Прост.

Интересно...
Для двух пилотов – Алессандро Наннини и Жана Алези – канадская гонка началась очень здорово: итальянец из Benetton после старта оказался третьим, французский дебютант Tyrrell – четвертым. Но развить успех не удалось ни одному из них. Наннини попал под колеса один из монреальских сурков, а когда пилот посетил боксы и бросился в погоню за соперниками, то ошибся и вылетел с трассы.


История Алези получилась похожей, только он лишился носового обтекателя в борьбе с пилотом Williams Тьерри Бутсеном. Жан также вынужден был провести внеплановый пит-стоп, после чего вернулся на трассу и в свою очередь поплатился за горячность при рискованном обгоне кругового. Самое невероятное – Tyrrell Алези, проскользив по сырому асфальту и мокрой траве, прилетел точнёхонько в стоящий у барьера Benetton Наннини.

Автодром имени Жиля Вильнёва

Автодром на острове Нотр-Дам был построен в 1978 году. Его возникновению предшествовали весьма любопытные обстоятельства. Как известно, Формула 1 прописалась в Канаде в 1967 году, и первоначально этап по очереди принимали трассы Моспорт и Мон-Тремблан. Важно отметить, что первая из них располагалась в англоговорящей части страны, а вторая – во франкоговорящей. Тем самым поддерживался баланс, позволявший избегать внутренних противоречий.

Однако довольно быстро Большие Призы покинули Мон-Тремблан из-за недостаточного уровня безопасности. А уж когда в Ф1 дебютировал Жиль Вильнев, стало понятно, что собственный автодром франкоговорящей провинции Квебек просто необходим. Городские власти Монреаля даже согласились профинансировать проект, но выделили всего 2 миллиона долларов. На эти деньги возвести с нуля полноценный гоночный комплекс было нереально даже в конце 70-х.

Однако решение нашлось – еще в 1959 году, когда расширяли текущую через город реку Святого Лаврентия, чьи коварные пороги препятствовали судоходству, было решено возвести на ней несколько искусственных островов. Работа эта заняла какое-то время, но к 1967-му, когда город принимал всемирную выставку Экспо, с ней справились. На Нотр-Даме расположились многочисленные павильоны разных стран, в том числе и советский – сейчас его копию можно увидеть на ВДНХ, москвичи часто называют этот павильон «монреальским».

Вновь остров оказался в центре внимания в 1976-м, когда столица Квебека принимала летнюю Олимпиаду, и там проходили многочисленные соревнования. После отъезда спортсменов на Нотр-Даме разбили парк, который быстро стал у горожан популярным местом отдыха, так как был расположен в самом центре города, но позволял насладиться тишиной и красивыми видами. Вдобавок – там обосновались многочисленные представители животного мира.

Именно это место и решили использовать для проведения этапа Формулы 1. Требовалось лишь возвести комплекс боксов, расширить некоторые парковые дорожки и замкнуть их в единое кольцо. Все это было сделано к началу осени 1978 года. Так как сам остров имел вытянутую форму, трасса тоже получилась «сплюснутой». С двух концов её венчали медленные «шпильки», между которыми были расположены скоростные отрезки, соединённые S-образными связками.

Первый Гран При Канады прошел в Монреале в 1978 году. Пилот Lotus Жан-Пьер Жарье был явно быстрее всех по ходу дистанции, но его подвела машина – и победил, к невероятному восторгу 73 тысяч болельщиков, их главный кумир Жиль Вильнев. Тогда никто и предположить не мог, что эта победа как минимум на три с половиной десятилетия останется для местных пилотов единственной на домашней трассе.

После этого почти каждая канадская гонка оказывалась чем-нибудь примечательной. В 1979-м прямо по ходу уик-энда принял решение покинуть Ф1 Ники Лауда, в 1980-м на старте произошла массовая авария, которая породила любопытный статистический казус: 19-летний пилот из Новой Зеландии Майк Такуэлл начал гонку за рулем Tyrrell, но затем, как и все, остановился по требованию красных судейских флагов. Решено было давать старт заново, и хотя машина Такуэлла осталась цела, Кен Тиррел распорядился передать её Жану-Пьеру Жарье. Потому вопрос о том, можно ли считать Майка самым юным гонщиком, стартовавшим в Ф1, долгое время оставался открытым – до венгерского этапа 2009 года и дебюта Хайме Альгерсуари.

Сильнейшим оба раза стал Алан Джонс на Williams, а в 1981-м эстафету у него принял пилот Ligier Жак Лаффит. Четыре первых Гран При в Монреале выявили всего один явный недостаток этого этапа – проводить его в октябре было некомфортно, так как по ночам температура опускалась до нуля, а днем частенько лил холодный дождь. Потому с 1982 года гонку перенесли на июнь.

Увы, в мае разбился в бельгийском Зольдере Жиль Вильнев. Монреальскую трассу, до того носившую имя острова Нотр-Дам, почти сразу после этого трагического события нарекли в честь пилота. Надписи «Салют, Жиль!» и по сей день украшают её асфальт и бетонные отбойники.

Первая же летняя гонка также началась с трагедии. Ferrari Дидье Пирони заглохла на решетке, и сзади в неё врезался молодой гонщик Риккардо Палетти, Osella которого тут же вспыхнула. Спасти раненого итальянца из огня, к сожалению, не удалось…

Гран При Канады 1982 года принес первую в истории победу турбомотору BMW – он был установлен на Brabham Нельсона Пике. В последующие четыре года на вершину подиума каждый раз поднимались разные пилоты, что интересно – ни одному из чемпионов мира не удалось отличиться в Монреале и выиграть титул в одном и том же сезоне.

А потом пришел 1987-й – и организаторы Гран При оказались в трагикомичной ситуации. Две местные пивные компании претендовали на звание генерального спонсора этапа, и спорили так долго и активно, что FIA, не получив вовремя необходимых документов, попросту исключила канадскую гонку из календаря.

Пауза была потрачена с пользой – вместо старого комплекса боксов, расположенного возле шпильки Casino, возвели новый, который и поныне на своем месте. Первую гонку на обновленной трассе выиграл в 1988-м Айртон Сенна, он же отличился и в 1990-м, а в паузе между этими событиями блеснул под дождем Тьерри Бутсен – до того бельгийцу никогда не приходилось подниматься в Ф1 на вершину подиума.

Гран При 1991-го памятен нелепой осечкой Найджела Мэнселла – лидируя с огромным отрывом, тот начал на последнем круге приветствовать публику и заглушил мотор. В 1993-м гонка едва не осталась без участников: технические инспекторы решили, что из всех машин только две соответствуют требованиям регламента!

Гран При 1995-го принес единственную в карьере победу Жану Алези. Вдобавок, гонщик Ferrari отличился в день своего 31-летия. Франкоязычные болельщики, преисполненные радости, еще до клетчатого флага заполонили трассу, из-за чего итоговую классификацию даже пришлось определять по итогам предпоследнего круга. Но прошел всего год – и про Алези уже почти не вспоминали. В Ф1 дебютировал Жак Вильнев, и все ждали от канадца только победы.

Но гонщик, располагая самой быстрой машиной, уступил своему напарнику Деймону Хиллу. Как и в случае с его отцом, дебютный результат так и остался самым лучшим: Жак не только не смог ни в одной из девяти последующих попыток выиграть, но даже не заработал больше ни одного очка.

В том же 1996-м была модифицирована трасса – чтобы улучшить возможности для обгонов в финальной «эске», участок от шпильки Casino, прежде имевший извилистую форму, спрямили. Это было самое серьезное изменение конфигурации с момента создания гоночного кольца, хотя небольшие переделки происходили как до, так и после.

Затем дважды подряд в Монреале выиграл Михаэль Шумахер, причем гонка 1998 года запомнилась двумя серьезными стартовыми авариями. Ну а Гран При 1999-го давно вписан во все гоночные летописи: сразу три чемпиона мира по ходу дистанции попали в аварию в одном и том же месте, которое с тех пор было наречено Стеной чемпионов.

Канадская гонка 2001 года стала первой в истории Ф1, когда на двух верхних ступенях подиума стояли родные братья, причем Ральфу Шумахеру удалось в честной борьбе опередить Михаэля. Старший из немцев выиграл три следующие гонки, доведя общий счет своих триумфов на острове Нотр-Дам до семи, и пока это абсолютный рекорд.

Монреальские события 2007-го кому-то памятны первой в карьере победой Льюиса Хэмилтона, но куда больше эмоций вызвало выступление команды Super Aguri: один из её пилотов, Энтони Дэвидсон, ехал какое-то время третьим, а другой, Такума Сато, смог обогнать в реальной борьбе Ferrari Кими Райкконена, Toyota Ральфа Шумахера и McLaren Фернандо Алонсо!

Увы, именно 2007 годом датируется и самая серьезная авария, случившаяся на канадском этапе в XXI веке. Машина Роберта Кубицы совершила серию леденящих кровь кульбитов перед шпилькой Casino – большая удача, что поляк отделался лишь незначительными повреждениями. Годом позже он победил в Монреале – впервые в своей карьере и истории команды BMW Sauber.

Ну а в 2011-м мы стали свидетелями самой длинной паузы в истории гонок Ф1, продолжавшейся под проливным дождем добрых два часа, а затем увидели ошибку Себастьяна Феттеля всего за полкруга до финиша – и победу Дженсона Баттона.

Завершая рассказ о канадской трассе, хотелось бы отметить любопытную местную традицию. Примерно за две недели до начала Гран При его организаторы нанимают людей, которые отлавливают по всему Нотр-Даму всевозможную живность – и перевозят её на соседний остров Святой Елены, чтобы обезопасить как представителей фауны, так и пилотов. Ну а когда Формула 1 уезжает – арена противоборства лучших пилотов мира вновь превращается в тихий живописный уголок в самом сердце миллионного города.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.