Гран При Кореи: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Кими Райкконен (Lotus)
3. Роман Грожан (Lotus)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Джонни Херберт) Себастьян, как прошла гонка? Вам пришлось дважды иметь дело с выездом автомобиля безопасности…
Себастьян Феттель: Ехать за машиной безопасности не так уж здорово! Я очень доволен результатом, команда сработала отлично, оба пит-стопа прошли великолепно. Мне повезло в том, что когда автомобиль безопасности в первый раз выехал на трассу, я был всего в двух поворотах от въезда на пит-лейн.

К счастью, каждый раз мне хватало скорости, чтобы оторваться от соперников. Но надо отдать должное Кими Райкконену и Роману Грожану – чем длиннее был отрезок, тем быстрее они ехали, при этом им удавалось беречь шины. Думаю, они сегодня работали с резиной лучше, чем мы. В любом случае, всё здорово! Я люблю дело, которым занимаюсь, у нас замечательная команда, сейчас я просто наслаждаюсь моментом!

Вопрос: (Джонни Херберт) Кими, поздравляем со вторым местом! Вы стартовали с девятой позиции – как прошел прорыв на подиум?
Кими Райкконен: Неплохо. Если не ошибаюсь, после старта я потерял одну позицию, но затем впереди произошла авария, и я вновь оказался девятым. По ходу всего уик-энда меня преследовали серьезные проблемы с недостаточной поворачиваемостью, сегодня они повторились. Надо было контролировать износ передних шин – это ограничило мои возможности.

Потом я оказался в трафике и команда решила провести пит-стоп гораздо раньше - решение оказалось верным. Мне немного помог выезд автомобиля безопасности. У нас была неплохая скорость, к тому же я смог проехать длинный последний отрезок. Даже без второй машины безопасности я мог бы доехать до финиша и подняться на подиум. Всё прошло хорошо, но не идеально.

Вопрос: (Джонни Херберт) Расскажите об атаке на Романа в первом повороте. Борьба была очень плотной…
Кими Райкконен: Я ехал в хорошем темпе, а он допустил ошибку. В итоге я обогнал его, а затем мне сказали, что в конце прямой были желтые флаги, поэтому я знал, что он не сможет меня опередить в зоне DRS – систему нельзя активировать при желтых флагах. Роман предпринял попытку атаки, но реализовать её оказалось непросто.

Вопрос: (Джонни Херберт) Роман, отличный пилотаж! Вы уже на старте вышли на второе место – расскажите о вашей борьбе с Льюисом Хэмилтоном...
Роман Грожан: Да, борьба получилась интересной. Я хорошо стартовал, а затем мне пришлось обороняться от атак Льюиса. Он сэкономил заряд KERS и попытался вернуть позицию в пятом повороте, но я удержался. После пит-стопа история повторилась – в общем, ситуация была напряженной.

Мы оказались довольно близки к Red Bull Racing, я считал, что у нас есть шанс их догнать, но в тот момент, к несчастью для меня и к счастью для Кими, на трассу выехал автомобиль безопасности. В стремлении получить преимущество нам пришлось вдвоем одновременно ехать в боксы, но потом я допустил ошибку, Кими вышел вперед, а я не мог контратаковать из-за желтых флагов. Тем не менее, приятно вернуться на подиум – это хороший результат для команды.

Вопрос: (Джонни Херберт) Себастьян, вы беспокоились насчет состояния правой передней шины. В чем была проблема?
Себастьян Феттель: По предыдущим гонкам на этой трассе мы знаем, что здесь возможны проблемы с передней правой шиной, и хорошо, когда команда предупреждает вас по радио. Разумеется, я вижу, что происходит с передними колёсами, вижу, что начинается гранулирование, но затем, когда оно заканчивается, и ситуация стабилизируется, от резины уже мало что остаётся. Это очень опасно, увеличивается риск блокировки колёс на торможении. Из-за этого на колесах образуются проплешины, и потом приходится ехать в боксы раньше, чем планировалось. Увеличивается и риск прокола. Так что команда была сильно встревожена, как и в прошлом году, хотя мне казалось, что я более-менее контролирую ситуацию с шинами.

Вопрос: (Джонни Херберт) Впереди этап в Японии. Вам нравится трасса в Сузуке? Судя по выражению вашего лица, так оно и есть!
Себастьян Феттель: По-моему, это лучшая трасса в мире! Болельщики там совершенно сумасшедшие – в хорошем смысле! Так что теперь будем готовиться к Гран При Японии, где очень любят Формулу 1, ведь эта гонка – одно из главных событий сезона.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, насколько важно было удержать лидерство на старте?
Себастьян Феттель: Здесь это всегда непросто, поскольку отрезок до первого поворота очень короткий, за ним следуют две длинные прямые, а у стартующего первым нет «воздушного мешка» от машины соперника.

Я неплохо стартовал, уверенно вышел из первого поворота и смог немного оторваться от Льюиса, которого уже атаковал Роман. Мне удалось воспользоваться их борьбой, создать отрыв, а потом я постепенно наращивал преимущество, старался ехать в стабильном темпе, поскольку понимал, что более мягкие шины требуют особого контроля. Ну а потом хлопот добавил выезд автомобиля безопасности…

Вопрос: Вы предполагали, что проедете всего одиннадцать кругов на SuperSoft?
Себастьян Феттель: Кажется, мы едва ли не последними провели пит-стоп. Льюис заехал в боксы на девятом круге, Роман – на десятом, и нам пришлось реагировать, поскольку после двенадцати кругов шины SuperSoft уже уступают в эффективности свежему комплекту Medium. Впрочем, мы могли без ущерба для стратегии остаться ещё на пару кругов, поскольку планировали пит-стоп примерно на этой стадии гонки.

Вопрос: Чуть позже на трассе появилась машина безопасности, и вы снова отправились в боксы. У вас оставался свежий комплект Medium? Насколько агрессивно вы атаковали после пит-стопа?
Себастьян Феттель: Когда выехала машина безопасности, я как раз находился в пятнадцатом повороте и тут же свернул на пит-лейн, а за мной последовали Роман и Льюис. Кими остановился двумя кругами раньше, его шины были уже немного изношены, но машина безопасности довольно долго оставалась на трассе, а затем практически сразу выехала во второй раз, так что особой разницы в эффективности шин не было.

В Lotus более бережно расходуют резину, но ближе к финишу моя машина становилась легче, и мне, к счастью, не пришлось выжимать из шин максимум. Скорости хватало, так что я старался держать темп и сохранять отрыв от Кими.

Вопрос: Кими, после старта вы ехали восьмым. Вы предполагали, что сможете финишировать вторым?
Кими Райкконен: Подобное мне уже удавалось. Уик-энд складывался не лучшим образом, я вновь стартовал не из первых рядов, но, в отличие от Сингапура, в гонке машина ехала быстрее. Да, беспокоила недостаточная поворачиваемость, я практически сразу потерял пару мест, но потом отыгрался в третьем повороте. Мне удавалось обгонять соперников, однако после пит-стопа я снова оказался позади них.

Я имел преимущество в скорости, но я не мог провести атаку, поэтому мы решили раньше свернуть в боксы. Появление автомобиля безопасности позволило сократить отставание – впрочем, я успел обогнать всех, кроме Себастьяна и Романа, ещё до этого. В каком-то смысле автомобиль безопасности мне помог, иначе к финишу шины были бы окончательно изношены. Если бы не он, я не смог бы дотянуть до клетчатого флага – что ж, таковы гонки.

Вопрос: Уверен, вы атаковали до конца, но, похоже, Себастьян был недосягаем?
Кими Райкконен: Даже если бы я стартовал сразу за ним, у нас нет такой сумасшедшей скорости. За счет эффективной работы с шинами мы смогли бы держаться очень близко, но обгонять здесь без серьезного преимущества в темпе практически невозможно, так что результат вполне достойный.

Вопрос: И этот результат хорош для команды!
Кими Райкконен: Пожалуй, да. Пусть мы не заработали максимум очков, мы набрали их больше, чем команды, опережающие нас в зачете Кубка Конструкторов, и это хорошо.

Вопрос: Роман, на первых кругах вы атаковали на пределе, пытаясь угнаться за Себастьяном?
Роман Грожан: Мы старались держать ситуацию под контролем. Я хорошо провел первый круг, после первого пит-стопа продолжил борьбу с Льюисом – он был очень быстр, но затем у него, по всей видимости, начались проблемы с шинами.

Всякий раз, когда я начинал приближаться к Себастьяну, выезжал автомобиль безопасности. Мы планировали провести пит-стоп всего на несколько кругов позже того момента, как он впервые появился на трассе чтобы опередить Себастьяна, а потом уже ехать до финиша, но из-за автомобиля безопасности этот расчет не сработал.

Сегодня E21 была очень быстра, в какой-то момент мы даже думали о переходе на три пит-стопа. Я атаковал изо всех сил, когда команда спросила: «Ты сможешь проехать с двумя пит-стопами?». Я немного сбросил темп, но всё равно ехал достаточно быстро. Ну а затем снова автомобиль безопасности, рестарт. Я допустил ошибку, Кими провел обгон в первом повороте, а я из-за желтых флагов не мог воспользоваться DRS и контратаковать. Впрочем, здесь я сам виноват – слишком широко вышел из 15-го поворота, но это не конец света.

Главное, Себастьян сегодня не уезжал от нас – мы все время держались в четырех секундах позади, несмотря на высокую нагрузку на передние шины. Сегодня у всех были проблемы с гранулированием правой передней шины, тогда как наша машина традиционно хорошо работает с задними. В общем, приятно вернуться на подиум и заработать хорошие очки! Теперь мы отправимся в Японию, на самую красивую трассу чемпионата!

Вопрос: В начале уик-энда мы говорили о вашей уверенности в своих силах. Полагаю, теперь она еще выше! Каковы планы на этап в Сузуке?
Роман Грожан: Надеюсь, мы будем претендовать на победу! Хотелось бы уверенно провести квалификацию, хорошо стартовать и вступить в борьбу с лидерами. Для этого не нужно везение – пусть все идёт так, как сейчас. Машина всё больше подходит моему стилю пилотирования, а резервы скорости ещё есть.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Себастьян, знали ли вы, что автомобиль, выехавший на трассу во второй раз и ожидавший вас в первом повороте, не был официальной машиной безопасности? Команда сообщала вам что-либо? Бернд Майландер за рулём машины безопасности в тот момент находился в хвосте пелотона...
Себастьян Феттель: Мне показалось, что это была BMW, хотя нет, простите, скорее Hyundai или KIA. Я видел, что это не машина Бернда Майландера, понимал, что это не автомобиль безопасности. Команда сообщила о желтых флагах, но сперва было непонятно, находится ли машина безопасности на трассе. Потом появились соответствующие таблички, замигали надписи, я поднял ногу с педали газа, но та машина сместилась в сторону, чтобы я проехал. Я не знал, что именно произошло, пока не увидел клубы дыма – позже мне сказали, это была авария.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Вы лидируете с преимуществом в 77 очков и уже на следующей неделе в Японии можете завоевать четвертый титул подряд. Что значит для вас находиться в шаге от очередного триумфа?
Себастьян Феттель: Я стараюсь об этом не думать. Два года назад у нас был шанс выиграть чемпионат уже в Сузуке, мы эту возможность реализовали, но и сейчас будет разыграно ещё очень много очков.

Даже если ситуация складывается в нашу пользу, у Фернандо ещё есть шанс, поэтому мы должны выкладываться по максимуму, но, честно говоря, мы просто наслаждаемся своей работой. Машина едет на пределе, очень приятно добиваться побед вроде той, что случилась сегодня или две недели назад в Сингапуре. Повторюсь – я не думаю о титуле, а жду Гран При Японии уже потому, что Сузука – одна из лучших трасс в мире.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Роман, не могли бы вы рассказать о переговорах с командой во время борьбы с Кими? Мы слышали лишь отрывки…
Роман Грожан: Связь работала очень плохо, я сам слышал лишь отдельные фразы. Я допустил ошибку, Кими воспользовался моментом, а дальше действовали желтые флаги, и я не мог контратаковать. Моя машина ехала быстрее, но правила запрещали борьбу.

На этой трассе очень сложно обгонять, несмотря на наличие двух длинных прямых. На втором и третьем секторах передние шины едва держат трассу, и подтянуться к сопернику практически невозможно, а если все-таки удается, машина сразу теряет в прижимной силе. Мне просто не следовало цеплять искусственное покрытие на выходе из пятнадцатого поворота, только и всего.

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Себастьян, вы говорили, что на этой трассе передним шинам приходится особенно нелегко, и в конце гонки гоночный инженер сказал вам: «Ситуация стабилизировалась, сбавь темп». Однако вы тут же выдали быстрый круг. На пит-лейн беспокойства было больше, чем в кокпите?
Себастьян Феттель: К парням на пит-лейн поступает много информации, они хорошо знают, что происходит на трассе. Я тоже следил за состоянием передних шин – благо, это намного легче, чем пытаться в зеркалах оценить состояние задних. По опыту прошлых лет мы знали, что эта трасса особенно беспощадна к передним шинам.

Роман неплохо описал ситуацию с гранулированием: когда оно заканчивается, из кокпита может показаться, что машина снова едет, как надо, но шина-то уже изношена, верхний слой резины истощен. И если в такой ситуации допустить блокировку, гонку можно считать испорченной – придется сразу ехать в боксы. Я понимал риск, но видел, что слой резины еще достаточный, гранулирование не прекратилось, потому продолжал атаковать.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос к Роману и Себастьяну: полагаете, без появления автомобиля безопасности скорость Lotus позволяла соперничать с Red Bull Racing?
Роман Грожан: Я не представляю, какой резерв скорости оставался у Себастьяна. Да, я приближался к нему, но мне не хотелось уже на ранней стадии гонки сокращать отставание – если ехать слишком близко к сопернику, теряешь в прижимной силе, а передние шины изнашиваются еще быстрее. Потому я держался на определенном расстоянии.

В какой-то момент мне показалось, что передние шины почти потеряли эффективность, но к моему удивлению темп по-прежнему возрастал, я понемногу приближался к Себастьяну. Без автомобиля безопасности последние круги гонки могли получиться весьма интересными, ведь это был бы конец весьма продолжительного отрезка, и можно было бы рискнуть в борьбе за лидерство. Не знаю, смог бы Себастьян ответить на атаку, но соперничество получилось бы плотным.

Себастьян Феттель: Согласен. Никогда не знаешь, поможет ли тебе выезд автомобиля безопасности. Сегодня Lotus были весьма конкурентоспособны, и если поначалу мы ехали быстрее их, то позже Роман мог позволить себе провести финальный пит-стоп на два круга раньше. Не факт, что мы сумели бы ответить им пит-стопом на том же круге – иначе к финишу наши шины исчерпали бы свой ресурс. В общем, без автомобиля безопасности борьба была бы очень плотной.

В остальном Кими стабильно проезжал круги за 1:42, а я мог ехать лишь на пару десятых быстрее. Опять же, Кими контролировал отрыв от Романа, но в целом, как я уже говорил, мы были чуть быстрее по чистой скорости, но Lotus лучше работали с шинами.

Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Вопрос для гонщиков Lotus. После гранулирования темп заметно вырос, но потом на трассе появилась машина безопасности. Скажите, без нее вы смогли бы дотянуть до финиша? Может, вы поняли это во время пятничных свободных заездов?
Кими Райкконен: Мы бы попытались дотянуть до финиша. Кроме того, в отсутствие машины безопасности мы бы отыграли немало мест за счет более раннего финального пит-стопа, так что кто знает. В итоге останавливаться ещё раз не пришлось.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что могло бы произойти, но это ничего не изменит. Нужно действовать по ситуации и поступать так, как считаешь верным. Иногда удача оказывается на твоей стороне. На последних кругах шины были изношены, но я все равно финишировал на высокой позиции.

Роман Грожан: В пятницу мы проехали две длинных серии и определились со стратегией на гонку. Другие команды тоже предпочли Medium, но оставался вопрос, насколько агрессивно следует атаковать на первых кругах, ведь они в наибольшей степени сказываются на состоянии передних шин. Ситуация развивалась более-менее по плану, ну а когда на втором отрезке гонки тебе ставят более жесткие шины, ты уже примерно понимаешь, насколько продолжительным будет финальный отрезок, а инженеры пытаются прикинуть уровень износа и максимизировать шансы.

Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Кими, по ходу гонки вам пришлось бороться сначала с Алонсо, потом с Грожаном. Как все прошло? Вам понравилось это соперничество?
Кими Райкконен: Вполне. У нас была неплохая скорость, и мы сработали по максимуму. Да, машина вела себя не идеально, но на изношенных шинах мы выглядели увереннее соперников. Поначалу мне удалось обогнать несколько машин, но после пит-стопа я оказался позади них, потому мы решили чуть раньше провести вторую смену шин. В момент рестарта Роман допустил ошибку, я провел обгон, но не смог оторваться, так как соперники провели свои пит-стопы на два круга позже меня. Борьба получилась интересной, но я бы предпочел стартовать из первых рядов и финишировать первым - это облегчило бы задачу.

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Себастьян, свои чемпионские титулы вы оформили на трех разных трассах. Где бы вы предпочли завоевать четвертый титул?
Себастьян Феттель: Не думаю, что это так важно. Ситуация по-своему уникальна, но даже если пока всё складывается в нашу пользу, борьба ещё не окончена, расслабляться рано.

Какая трасса? Не имеет значения. Конечно, есть автодромы, которые нравятся гонщикам больше других – я бы сказал, в расписании сезона нет ни одной трассы, которая бы мне не нравилась, однако есть пара таких, к которым я отношусь с особым трепетом. Если говорить о титуле, то наша цель – завоевать его по итогам сезона, а не на каком-то конкретном этапе.

Перевод: Валерий Карташев