Эволюция Ferrari: 312 T, 1975-1976

Ferrari упустила титул в 1974 году, однако результат доказал, что конструктор Мауро Форгьери находится на верном пути. Но потенциал 312 B3 был исчерпан, и уже в конце 1974 года в Маранелло представили прессе совершенно новую Ferrari 312 T, разработку которой Форгьери начал ещё в то время, когда был отстранён от подготовки машины 1973 года.

В основе новой модели – очередная версия трёхлитрового 12-цилиндрового оппозитного двигателя, а буква «T» в названии символизирует использование новой коробки передач, расположенной поперечно (от итальянского trasversale), что позволило ещё больше сократить длину машины.

Интересно, что, вновь получив доверие со стороны руководства команды, Форгьери отказался от прогрессивного монокока в пользу проверенного кузова типа полумонокок – стальной рамной конструкции, усиленной алюминиевыми панелями. Кроме того, у машины появились большие и широкие антикрылья спереди и сзади, и вся её форма была нацелена на обеспечение максимальной прижимной силы. Именно эту концепцию Форгьери впервые опробовал на экспериментальной Ferrari 312 B3 S.

«Работая над прототипом 312-й в 1972 году, я увидел, что широкий кузов может помочь получить больше прижимной силы, – вспоминал позже Форгьери. – Тогда я и начал думать об экспериментальной машине Формулы 1, с квадратными формами и длинными, широкими понтонами, чтобы добиться максимальной аэродинамической эффективности. В то время все стремились к длинному и узкому корпусу, а я сделал обратное: широкую плоскую машину с большим кузовом. И получил больше прижимной силы».

Машина тщательно обкатывалась в межсезонье, но две первые гонки чемпионата пилоты провели на старой 312 B3. Новая модель дебютировала в ЮАР, и... результаты разочаровали. Машина даже уступала в скорости своей предшественнице. Впрочем, быстро выяснилось, что причина лишь в том, что шасси Регаццони неверно настроили, а у Лауды возникла проблема с двигателем. На следующем Гран При в Испании всё встало на свои места – пилоты Скудерии заняли первый ряд стартового поля.

Ferrari 312 T

Прошло одиннадцать долгих лет, прежде чем Ferrari вновь оказалась на вершине Формулы 1. Титул вернулся в Маранелло только в 1975 году, благодаря Ники Лауде, прототипу современных гонщиков, пилотировавшего, опираясь на расчёт и стратегию. А также, естественно, 312 T – одной из лучших машин Ferrari в Формуле 1 за все времена.

Как видно из буквы «T», присутствующей в названии модели, отличительной чертой этой машины, разработанной конструктором Мауро Форгьери, была новая поперечно расположенная коробка передач, позволившая оптимизировать развесовку и сократить неподрессоренные массы.

Но не только инновационная поперечная коробка передач принесла Ferrari успех. Машины Скудерии 1975 года обладали лучшим двигателем в чемпионате, мощным и надёжным 12-цилиндровым оппозитником, выдававшим 495 л.с. при 12500 об/мин, лучшей развесовкой и эффективными радиаторами охлаждения. Кроме того, у 312 T была достаточно сложная аэродинамика, включающая некоторые решения, уже использовавшиеся на 312 B3 1974 года, такие как единое переднее антикрыло и огромный перископический воздухозаборник двигателя.

В 1975 году за рулём 312 T Ники Лауда завоевал титул чемпиона мира, одержав пять побед в Гран При (в Монако, Бельгии, Швеции, Франции и Соединённых Штатах), в то время как его напарник Клей Регаццони выиграл гонку в Монце. Эта модель также использовалась в начале сезона 1976 года, выиграв три первые гонки - в Бразилии, ЮАР и Лонг-Бич.

Результаты выступлений Ferrari 312 T в гонках Формулы 1

Ferrari 312 T считается одной из лучших машин в истории Скудерии. И если своей скоростью она обязана Форгьери, то надёжностью – Лауде, методично и упорно работавшему на тестах до тех пор, пока все потенциальные проблемы не были устранены. В итоге за весь сезон Лауда сошел лишь однажды, но не из-за поломки, а в результате аварии. У Регаццони четыре схода, два – из-за аварий, и два – из-за отказов двигателя. Сходов из-за проблем с шасси не было ни разу.

Год Гран При Стартов Поулов Побед Лучший результат
1975 14 28 9 6 1
1976 3 6 1 3 1


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.