Участники: Ясухиса Араи (Honda), Энди Кауэлл (Mercedes), Джонатан Нил (McLaren), Пол Монаган (Red Bull Racing), Реми Таффен (Renault Sport F1), Пэт Фрай (Ferrari)
Вопрос: Араи-сан, позвольте начать с вас. В какой стадии сейчас находится проект Honda? Все идет по плану?
Ясухиса Араи: Прежде всего, позвольте поблагодарить за возможность сидеть в центре. После Гран При Китая я рад вновь присутствовать на пресс-конференции. Работа идет практически по графику, я надеюсь, что в марте 2015-го мы с нашими партнерами выйдем на старт сезона.
Вопрос: Вам хотелось бы вместе с McLaren провести обкатку силовой установки до конца нынешнего года? Это возможно?
Ясухиса Араи: Все спрашивают меня об этом. McLaren и Honda вместе работают над созданием экспериментальной модели для проверки силовой установки, но, к сожалению, полноценные тесты не входят в планы. Надеюсь, мы опробуем новинку на трассе перед началом следующего сезона.
Вопрос: Очевидно, вы не можете сказать точнее, кроме как «перед началом следующего сезона»?
Ясухиса Араи: В период между окончанием нынешнего сезона и началом следующего.
Вопрос: Чему вы научились, наблюдая за другими производителями силовых установок? Есть ли области, в которых они испытывают особенные трудности?
Ясухиса Араи: Мы отметили для себя совсем немного, поскольку большая часть информации нам недоступна. По наблюдениям на трассе сложно делать выводы.
Вопрос: Но вы видели поломки. Каким областям вы уделяете особое внимание?
Джонатан Нил: Позвольте мне помочь коллеге. Как заметил Араи-сан, в начальной стадии проекта сложно сосредоточиться на чем-то отдельном. Honda и McLaren предстоит проделать большую работу за короткий промежуток времени, и если бы вы спросили – я не хочу отвечать за присутствующих здесь Энди или Реми – в общем, если бы вы спросили их, что они чувствовали в такой же период до начала эксплуатации их моторов V6, они бы прекрасно поняли, через что мы сейчас проходим.
Вопрос: Благодарю вас! Перейдем к сидящим во втором ряду, у меня пара общих вопросов. Во-первых, как обстоят дела с доработкой моторов к следующему сезону? Реми?
Реми Таффен: Все идёт по плану. Мы уже несколько месяцев работаем над обновленной версией, сразу несколько вариантов проходят испытания на динамических стендах. Думаю, мы движемся в правильном направлении, но всегда сложно знать наверняка, будет ли достигнута цель.
Вопрос: Энди?
Энди Кауэлл: С момента «заморозки» текущей версии мы произвели множество доработок, совершенствуя тестовые моторы и используя действующую силовую установку в качестве образца для сравнения. Но финальная версия обновленной спецификации будет готова не раньше начала следующего года, а до того будет продолжаться процесс доработки.
Вопрос: Пэт?
Пэт Фрай: Наш процесс схож с тем, о чем говорил Энди. После того, как сегодняшняя спецификация была омологирована, мы делали всё, чтобы добиться прогресса во всех областях, но ещё немало предстоит сделать. В наличии лишь незначительные компоненты обновленной спецификации, вся она будет готова к началу января – думаю, у других производителей такая же ситуация.
Вопрос: Могу я узнать ваше мнение насчет разрешения дорабатывать моторы по ходу сезона? В какой стадии находится обсуждение данного вопроса? Реми?
Реми Таффен: О каком обсуждении вы говорите? Если я правильно понимаю, оно идет на более высоком уровне, и мне кажется, что итог дискуссии не изменит самих принципов работы. Как сказал Энди, мы все разрабатываем спецификации для следующего сезона, которые унаследуют очень небольшое число деталей от сегодняшних силовых установок.
Сложно сказать, успеем ли мы применить все идеи уже к этапу в Мельбурне – конечно, мы будем стараться изо всех сил, поскольку чем больше компонентов будет представлено уже в первой гонке, тем большего прогресса можно добиться по ходу сезона. Если в какой-то момент по ходу чемпионата нам будет позволено установить модификации, мы их подготовим, поскольку производственный процесс не идет весь год. Повторюсь, на сам процесс доработки это никак не повлияет – мы просто воспользуемся возможностью, если она представится.
Вопрос: А вы что думаете, Энди?
Энди Кауэлл: Это скажется на структуре расходов. В январе мы «заморозили» нынешнюю спецификацию силовой установки и приступили к 12-месячной программе доработки. Если у нас появятся один-два промежуточных пункта, это серьезное изменение. Разработка двигателя, способного выдержать пять гоночных уик-эндов – довольно затратное дело. Нужно провести несколько тестов, нередко появляются поломки, связанные с усталостью компонентов, тогда приходится вносить коррективы и начинать проверку заново.
Правила были разработаны несколько лет назад, они предусматривают доработку один раз в год, и вопрос о дополнительной возможности вносить изменения по ходу сезона должен быть тщательно изучен. Уверен, все понимают, что это скажется на финансовом положении команд. Технические директора были бы рады такому шансу, но финансовые наверняка нахмурились бы от одной подобной мысли.
Вопрос: Пэт, какова позиция Ferrari?
Пэт Фрай: Мы постоянно работаем над силовой установкой, не ориентируемся на какую-то конкретную дату и стараемся добиться прогресса во всех областях. Одни компоненты будут готовы уже в январе, другие – нет, но и тогда мы не остановим процесс.
Обсуждаемые изменения находятся в рамках технического регламента. Области, над которыми можно работать, те же самые – просто у нас появляется возможность внести коррективы в середине сезона. Для нас влияние на расходы было бы незначительным – как я уже говорил, мы в любом случае занимаемся доработкой силовой установки и стараемся повысить надежность компонентов.
Вопрос: Джонатан, мы уже слышали, на какой стадии находится процесс создания силовой установки для следующего сезона, а как обстоят дела с шасси?
Джонатан Нил: Как сказал Араи-сан, мы разрабатываем экспериментальное шасси для интеграции силовой установки и трансмиссии. Одновременно мы продолжаем работать над аэродинамикой нынешней машины, и пусть команда не вполне довольна положением в чемпионате, мы уверены в выбранном направлении и видим прогресс на трассе.
Впрочем, отставание от Mercedes временами выглядит невероятным, нам предстоит проделать большую работу. Мы с Эриком Булье провели определенные изменения, и я рад, что мы выбрали правильный путь. Теперь нужно сосредоточиться на процессах.
Вопрос: В прошлом McLaren и Honda могли несколько недель подряд совместно работать над машиной. Сейчас правила не допускают такую возможность…
Джонатан Нил: Да, с тех пор многое изменилось – не только регламент на моторы, шасси и аэродинамику. Но, как мне кажется, эти изменения идут во благо спорту, они тоже предполагают определенный вызов. Например, темп доработки аэродинамики был существенно ограничен лимитом времени на испытания в аэродинамической трубе. Правда, не уверен, ограничило ли это расходы на аэродинамику, поскольку сейчас единица времени обходится намного дороже, но это тема отдельного обсуждения. Мы не сомневаемся, что предпринимаемые нами шаги – верные, и мы непременно будем конкурентоспособной командой.
Вопрос: Наконец – уверен, вы ожидали этого вопроса – что слышно о гонщиках? По каким критериям вы планируете сформировать состав на следующий сезон?
Джонатан Нил: Интересный вопрос, но ответ зависит от того, к кому вы обратились. Я озвучу свое мнение. У нас есть два отличных гонщика, которые в нынешнем сезоне выполняют невероятную работу за рулем пусть не самой простой, но прогрессирующей машины. Наличие в команде чемпиона мира – фантастический фактор с точки зрения доработки и общей уверенности, а с молодым скандинавом приятно сотрудничать.
Что касается будущего, на переговорах с акционерами и нашими коллегами из Honda мы должны ориентироваться на ближайшие пять лет и задаваться вопросом – на каких позициях желает быть команда? Если говорить о краткосрочных делах – я читаю те же издания, что и вы, и вижу, что у всех есть действующие контракты, но это Формула 1: здесь все может измениться, меня это никогда не удивляло.
Вопрос: Пол, у Себастьяна Феттеля многие элементы силовой установки заменены уже в пятый раз. Есть какой-то план на случай штрафа? Себастьян в этом почти не сомневается…
Пол Монаган: В такой ситуации нужно действовать предельно осторожно с минимальным негативным эффектом для командного результата. Сразу несколько участников дышат нам в спину в борьбе за второе место в Кубке конструкторов, так что мы должны сохранять конкурентоспособность. Думаю, от гонки к гонке мы будем заново оценивать ситуацию и понимать, в какой мере можно рисковать, и когда штраф обернется наименьшими потерями. Уверен, нам предстоит принять решение в самое ближайшее время.
Вопрос: Если сама ситуация не преподнесет сюрприз раньше, чем вы думаете…
Пол Монаган: Если дело обернется именно так, будем действовать по обстановке.
Вопрос: Сотрудничество Red Bull Racing и Renault становится более тесным. Как идет процесс, и в чем преимущества для обеих сторон?
Пол Монаган: У нашей команды всегда были тесные отношения с Renault – не забывайте, мы вместе выиграли четыре чемпионских титула и четыре Кубка конструкторов. Более плотное сотрудничество выгодно обеим сторонам, и если мы сможем добавить свой опыт и знания к тем компетенциям, что есть у Renault, мы получим более качественный продукт – не только в плане силовой установки, но и ее интеграции с шасси и общей эффективности всей машины. Такова цель.
Вопрос: Насколько далеко вы продвинулись?
Пол Монаган: Новое сотрудничество только обретает форму, а результаты нескольких ранних совместных проектов ожидаются к началу следующего года. Мы надеемся достичь большего, и, как заметил Реми, когда все элементы будут собраны воедино, мы увидим, насколько серьезного прогресса можно будет добиться.
Вопросы с мест
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Араи-сан, сегодня появились слухи, что Фернандо Алонсо подписал контракт с McLaren-Honda. Вы можете подтвердить это? Если нет, то насколько велико стремление Honda видеть Алонсо в кокпите своей машины уже в следующем сезоне?
Ясухиса Араи: (обращается к Джонатану Нилу) Думаешь, мне следует ответить? В McLaren-Honda знают, какой гонщик должен управлять нашей машиной. Слухов ходит невероятное множество, гонщиков Формулы 1 всего двадцать два, и я с уважением отношусь к каждому из них, но в McLaren-Honda – как и в других командах – желают заполучить лучшего. Решение пока не принято.
Вопрос: (Каз Каваи – Fuji Television) Пэт, мы слышали, что уволенный недавно Стив Кларк получил приглашение вернуться в команду. Вам известно, когда он приступит к работе?
Пэт Фрай: Сейчас этот вопрос обсуждается, скоро мы узнаем решение.
Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) Пэт, сегодня мы узнали об уходе из Red Bull Racing отдельных технических специалистов – предположительно в вашу команду. Означает ли это, что слухи подтверждаются, и Себастьян Феттель подписал контракт с Ferrari?
Пэт Фрай: В технический коллектив за последние месяцы пришло несколько человек, но это никак не связано с гонщиками.
Вопрос: (Суми Дан – The Hochi Shimbun) Вопрос для господина Араи. Насколько я понял, вы поставили цель сделать новый мотор Honda мощнее 600 л.с. Эта задача выполнена?
Ясухиса Араи: Прошу прощения, но я никогда не озвучивал конкретных цифр, кто вам ее сказал? В целом задача предельно понятна: в нынешнем сезоне Mercedes имеет лучшую силовую установку, и в следующем году мы должны добиться аналогичной мощности. Все это прекрасно понимают и желают превысить показатели Mercedes, а для этого нужно проделать огромную работу.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Вопрос для Энди, Реми и господина Араи. Любое изменение, касающееся «заморозки» мотора, требует корректировки правил. Процесс принятия решений в современной Формуле 1 выстроен так, что слово останется за командами, а не за производителями. Насколько огорчает вас тот факт, что ваша судьба не в ваших руках?
Реми Таффен: Непростой вопрос, но я постараюсь ответить. Такова ситуация – есть правила, и мы должны им следовать. Как я уже говорил, вряд ли всё это скажется на подходе к работе. Будут приняты корректировки или нет, мы все равно будем выкладываться по максимуму в расчете вернуться на привычные позиции, так что для конечного результата подобные изменения, возможно, будут даже плюсом. Не скажу, что описанное вами положение дел нас огорчает.
Энди Кауэлл: Поддерживаю комментарии Renault. Досады нет, так устроена Формула 1, и замечательно, что рамки иногда меняются: если вы способны быстро адаптироваться, менять свою собственную структуру, не снижать темпа, а наоборот, ускоряться и сохранять сильные позиции, вы можете добиться успеха. Если правила будут скорректированы, мы примем этот вызов, а в первой гонке посмотрим, кто лучше справился с работой.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Энди, я считаю необходимым вспомнить ваш собственный комментарий о том, что любые корректировки должны быть тщательно продуманы. У производителей нет никакой возможности участвовать в процессе – как тогда вы сможете удостовериться, что все аргументы учтены?
Энди Кауэлл: У всех производителей за плечами годы работы над моторами, KERS, ERS, все мы прекрасно знаем, сколько у нас специалистов, сколько мы тратим на материалы, насколько загружены наши динамические стенды.
В зависимости от заданных критериев мы можем заранее рассчитать возможности и последствия и решить, нужен ли нам предлагаемый сценарий. Разумеется, с нами консультируются, правила всегда являются компромиссным вариантом, но как только они определены и зафиксированы, вы отвечаете на вызов, мотивируете сотрудников и вступаете в первую гонку на условиях нового регламента, как было в начале сезона.
Ясухиса Араи: Короткий комментарий. Инженеры и болельщики хотят конкуренции, потому важно разрабатывать многочисленные модификации и поддерживать соперничество.
Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) Господин Араи, когда Honda объявила о запуске программы разработки силовой установки, вы сказали, что рассматриваете возможность с 2016 года поставлять моторы более чем одной команде. Вы уже вступили в переговоры с потенциальными клиентами?
Ясухиса Араи: Нет, поскольку никто не знает наших возможностей. Конечно, мы напечатали множество визиток, но пока никто у меня не спросил и одной.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Господин Араи, какова задача Honda на следующий сезон? На каком уровне окажется ваша силовая установка, и считаете ли вы, что ваших нынешних усилий достаточно, чтобы убедить одного из лучших гонщиков присоединиться к вам?
Ясухиса Араи: Работа идет по плану, но нужно аккуратно оценивать шансы сравняться с лидерами по мощности за оставшиеся пять месяцев. Думаю, нам потребуется больше времени, но конечная цель McLaren-Honda – обеспечить себе достойные позиции в борьбе за трофеи чемпионата.
Вопрос: (Кен Кавакита – Weekly Playboy Magazine) Господин Араи, по ходу тестов в начале нынешнего года многие производители силовых установок столкнулись с проблемами. Силовая установка очень сложна, а интеграция её компонентов – трудная задача. Насколько мы поняли, вы начнете следующие предсезонные тесты с единственным клиентом, и это означает, что у вас в распоряжении будет ограниченный объем информации. Не кажется ли вам, что это риск для всей программы? У вас есть опасения на этот счет?
Ясухиса Араи: Не думаю. Наш партнер – одна из сильнейших команд. Да, мы будем получать информацию от одного источника, но, вполне вероятно, что этого будет достаточно. Мы уже обсудили с McLaren эту ситуацию и совместно определили конечную цель. Надеюсь, к марту 2015 года мы будем в достойной форме.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Пол, Эдриан Ньюи вскоре займет иной пост в рамках группы компаний Red Bull. Какой будет новая структура команды? Как распределятся должности в следующем сезоне?
Пол Монаган: Насколько мне известно, обязанности Эдриана разделят четверо: Роб Маршалл, Дэн Фэллоуз, Пьер Ваше и я. У каждого из нас полномочия станут несколько шире, а Эдриан не уйдет совсем, он по-прежнему будет участвовать в программе Формулы 1.
Перевод: Валерий Карташев