Великобритания'94: Чёрный флаг

Гонка #556: 10 июля 1994 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Деймон Хилл (Williams FW16) - 1:24,960 (214,280 км/ч)
Лучший круг Деймон Хилл (Williams FW16) - 1:27,100 (209,015 км/ч)
Победитель Деймон Хилл (Williams FW16) - 1:30:03,640 (202,144 км/ч)

В истории Формулы 1 было немало странных гонок, но если выбирать самую странную, то это, безусловно, Гран При Великобритании 1994 года. Причём, хотя в те годы в России уже велись прямые трансляции, в нашей стране этот уик-энд оброс таким количеством слухов, трактовок и легенд, что уже мало кто помнит, что же произошло на самом деле.

Сезон 1994 года и до гонки в Сильверстоуне был крайне противоречивым. До его начала FIA разом запретила практически все электронные вспомогательные системы на машинах. Причины для введения новых правил назывались самые разные. Официально FIA заявила о том, что электронные системы нивелируют талант гонщиков. Руководитель федерации Макс Мосли утверждал, что новые правила повысят безопасность, так как снизят скорость в поворотах и сделают машины более предсказуемыми. Многие, однако, полагали, что истинная цель изменений – лишить преимущества машины Williams, так как их тотальное доминирование привело к снижению рейтингов.

Управляемость машин ухудшилась, но мощность двигателей осталась прежней, что привело к печальным последствиям – гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, тяжёлым травмам целого ряда гонщиков. Уже по ходу чемпионата пришлось экстренно вводить новые ограничения – уменьшать прижимную силу, чтобы заставить пилотов раньше тормозить. А на длинных прямых появились ретардеры из шин.

Другим следствием перемен стала атмосфера всеобщей подозрительности. Одно за другим появлялись предположения, что та или иная команда (в первую очередь это, конечно, касалось лидеров) по-прежнему использует «электронных помощников». Слухи ходили о запрещённых устройствах на машинах McLaren, Ferrari, но больше всего досталось Benetton, чей пилот Михаэль Шумахер доминировал в чемпионате.

Дошло до того, что на втором этапе сезона, в Аиде, Айртон Сенна после своего схода на первом круге (он столкнулся с Микой Хаккиненом) не ушёл в боксы, а всю гонку просидел рядом с трассой, пытаясь на слух определить, не использует ли кто-нибудь запрещённую систему контроля тяги. Ничего конкретного он не услышал, но учитывая, что гонку вновь выиграл Шумахер, нетрудно догадаться, кого именно бразилец больше всего подозревал.

С таким невесёлым багажом Формула 1 подошла к Гран При Великобритании. В чемпионате при этом особой интриги не намечалось. После семи этапов Шумахер набрал 66 очков из 70 возможных – единственной осечкой стал Гран При Испании, где у Михаэля заклинило коробку на пятой передаче, и он финишировал вторым. На счету Хилла было 29 очков.

В квалификации сражение получилось очень плотным: поул завоевал Хилл, но Шумахер уступил ему всего 0,003 секунды, а Герхард Бергер на Ferrari – 0,020! Четвёртым начинал гонку Жан Алези. Дэвид Култхард, вновь севший за руль второй Williams после возвращения Мэнселла за океан, показал седьмое время. На 19-й строчке расположился Алессандро Дзанарди, но из-за проблем с его Lotus вынужден был стартовать с пит-лейн.

Главное событие того Гран При, как известно, произошло на прогревочном круге – Шумахер обогнал Хилла. Но мало кто помнит, что кругов этих было два. Уже после того, как пилоты выстроились на стартовой прямой, Култхард замахал руками – его машина заглохла. Дэвида переместили на последнее место, стартовая процедура началась заново. Пилоты отправились на второй прогревочный круг, и Шумахер вновь опередил на прямой Хилла.

Таким образом, Шумахер обгонял Хилла до старта гонки дважды – и на первом, и на втором прогревочном круге. Но в то время это было не таким уж редким событием. За примерами далеко ходить не нужно: на первом прогревочном круге Хаккинен обогнал Алези, на втором – уже самого Мику опередил Рубенс Баррикелло. Никакого наказания они за это не получили, хотя их манёвры попали в кадры трансляции и выглядели опаснее того, что сделал Михаэль.

Так что можно понять удивление в Benetton, когда стюарды наказали за это Шумахера 5-секундным Stop&Go! Более того – в команде узнали об этом лишь на 14-м круге, спустя 27 минут после инцидента. А в правилах указывалось, что о штрафе команда должна быть извещена в течение 15 минут после нарушения.

Спустя пару кругов Шумахер уже лидировал в гонке – он опередил Хилла за счёт пит-стопа, после чего начал постепенно отрываться от британца. Пока шли споры между представителями Benetton и стюардами, истекло время, отведённое на отбытие наказания, и Шумахеру дважды показали чёрный флаг, свидетельствовавший о дисквалификации. Михаэль, тем не менее, продолжал оставаться на трассе.

Наконец, техническому директору Benetton Тому Уокиншоу удалось убедить директора гонки Роланда Брюнсереда в том, что произошедшее – следствие простого недопонимания. Стюарды отозвали чёрный флаг (что само по себе было нонсенсом), а команда позвала Шумахера в боксы, где он под контролем представителей FIA отбыл свой штраф.

Шумахер финишировал вторым, позади Хилла. На третью ступеньку подиума поднялся Жан Алези, а Хаккинен и Баррикелло столкнулись между собой на последнем круге, в борьбе за четвёртую позицию. Машина Хаккинена оказалась повреждена сильнее, но Рубенс не разобрался в ситуации и свернул на пит-лейн, хотя смысла в этом уже не было. В итоге Мика смог пересечь линию финиша раньше на стартовой прямой, чем Баррикелло – в боксах. Шестое место досталось Култхарду.

После финиша гонки стюарды вновь рассмотрели произошедшее, подтвердили итоги гонки, но выписали Benetton штраф в $25 тысяч за нарушение спортивного регламента. Менеджер команды, Хоан Вилладельпрат, признал, что в Benetton допустили ошибку, но отметил, что и стюарды ошиблись, не оповестили о штрафе вовремя, нарушив тот же спортивный регламент.

Казалось бы, инцидент исчерпан, но это было только начало. Спустя две недели после гонки, 26 июля, Всемирный совет FIA вновь рассмотрел произошедшее, и на этот раз никакие смягчающие обстоятельства во внимание приняты не были. Штраф Benetton был увеличен до полумиллиона долларов, а Шумахера лишили второго места в Сильверстоуне и отстранили от участия в чемпионате на две гонки! В Benetton подали апелляцию, но она была отклонена.

Даже противники Шумахера и Benetton признавали, что наказание совершенно неадекватно – ни тяжести нарушения, ни сопровождавшим его обстоятельствам. О причинах столь жёстких мер до сих пор бытует много разных мнений. Так, нередко можно услышать разговоры о том, что, якобы, в FIA не могли доказать использование незаконных устройств на машинах Benetton и воспользовались случаем, чтобы всё же наказать за это команду.

Но даже опуская юридическую плоскость такой позиции, стоит заметить, что если для отдельных членов Всемирного совета при голосовании такой аргумент действительно мог иметь значение, его вряд ли можно было использовать во время публичных обсуждений. Кроме того, Шумахер был наказан гораздо серьёзнее, чем команда, хотя в этом случае всё должно было быть наоборот.

Для сравнения, на следующем Гран При, в Германии, на пит-стопе Йоса Ферстаппена произошёл пожар, и выяснилось, что в Benetton сняли один из фильтров в заправочной машине. После разбирательства FIA вина команды была доказана, но так как она не получила преимущества, никакого наказания она не понесла.

Куда более правдоподобная версия суровости приговора была названа сразу же после заседания Всемирного совета. После ухода Мэнселла и Проста, а также гибели Сенны, в чемпионате не осталось ни одного чемпиона мира. Интерес к чемпионату упал, а бесконечные победы Шумахера ему тоже совсем не помогали.

В FIA понимали, что если бы Михаэль завоевал титул за пять этапов до окончания сезона, число зрителей на трибунах могло снизиться до критических значений. Потому наказание получил именно Шумахер (хотя он всего лишь выполнял указания команды).

Мера, безусловно, сработала – интригу удалось возродить. Михаэль потерял очки, заработанные в Сильверстоуне, потерял возможность выступать в двух гонках, а затем ещё и был лишён победы в Спа. Во всех этих гонках победителем стал Хилл, благодаря чему битва за титул продолжалась до последнего Гран При.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.