1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Даниил Квят (Red Bull Racing)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Кай Эбель) Себастьян, примите поздравления с первой победой в Венгрии! Довольны результатом столь невероятной гонки?
Себастьян Феттель: Невероятный день, но я думаю, что эту победу надо посвятить Жюлю Бьянки. Мы понимаем, что это была крайне тяжёлая неделя, мы все очень сильно переживали, и эта победа – для него. Думаю, все в Ferrari и все болельщики нашей команды знают, что рано или поздно он выступал бы за нашу команду, стал бы членом этой семьи. Эта победа для тебя, Жюль!
Вопрос: (Кай Эбель) О чем вы подумали, когда после фантастического первого отрезка услышали, что на трассу выехала машина безопасности?
Себастьян Феттель: Конечно, её появление было для нас лишним, но, видимо, это сделало концовку гонки ещё более интересной. Старт прошёл отлично, было очень важно удержаться на первой позиции, и хотя машина вела себя неидеально, пилотировать было очень интересно, мы продемонстрировали фантастический темп.
Я должен поблагодарить всю команду, нам удалось переломить ситуацию после сложной пятницы. По-моему, сегодня всё сложилось очень удачно, несмотря на автомобиль безопасности мы смогли победить.
Вопрос: (Кай Эбель) Даниил, это ваш первый подиум! Вы удивлены?
Даниил Квят: Спасибо всем! Это был сложный год, сложная гонка. Наша команда заслужила этот подиум. В первую очередь я хочу посвятить этот результат Жюлю Бьянки и его семье. Мы потеряли прекрасного парня и великолепного гонщика – мысленно я сейчас с ним. Как вы заметили, первый подиум – отличное достижение, я испытываю потрясающие эмоции.
Вопрос: (Кай Эбель) В какой момент вы поняли, что сможете добиться высокого результата?
Даниил Квят: Если честно, я думал, что после первого поворота моя гонка закончится, поскольку возникла сильная вибрация, но команда сказала атаковать. Кто-то говорил, что сдаваться никогда нельзя, но до сегодняшнего дня я не понимал, что эти слова значат на самом деле. Сегодня я действительно понял, что ни в какой ситуации нельзя опускать руки, и тогда всё может сложиться в вашу пользу.
Вопрос: (Кай Эбель) Благодарю вас! Переходим к Даниэлю. Сегодня мы увидели немало сражений, но насколько сложно было вести борьбу лично вам?
Даниэль Риккардо: Сумасшедшая гонка! В первом повороте произошёл контакт. Мне показалось, что повреждения очень серьезные, и гонка для меня закончилась. На рестарте произошёл контакт с Льюисом. Я опять подумал, что гонка может для меня закончиться. Затем я задел Нико Росберга...
Сегодня я вложил все силы в борьбу на трассе. Мне кажется, именно этого хотел бы Жюль. Я посвящаю эту гонку ему. Я очень благодарен за то, что поднялся на подиум. Это сопоставимо с победой – я давно не добивался подобного результата, это был длинный сезон для меня. Я чувствую, что итоги сегодняшней гонки придали мне сил.
Вопрос: (Кай Эбель) На трассе было немало инцидентов. Рассчитывали ли вы, что сможете сохранить третье место? Я должен спросить вас, поскольку борьба с Росбергом была довольно жесткой…
Даниэль Риккардо: Инцидент с Росбергом? По ходу гонки я отыграл много позиций. Мы знаем, что машине не хватает скорости на прямых, но я понимал, что здесь она достаточно быстра, чтобы попробовать побороться за победу. Я видел Себастьяна впереди и подумал, что если опережу Росберга, у меня может появиться шанс догнать Феттеля.
До финиша оставалось всё меньше кругов. Я видел отставание и предпринял попытку атаки. В тот момент маневр был чистым, но на выходе из поворота Нико попытался отыграться и перекрестил траекторию. Мне не осталось места: я задел его заднюю шину, а он – моё переднее антикрыло. Борьба была плотной. Очень жаль, что мы оба лишились шансов на победу, но я хотел бы оставить всё, как есть, и закрыть эту тему.
Вопрос: (Кай Эбель) Последний вопрос для Себастьяна. Начинается летний перерыв – почему бы не провести пару недель в гостеприимной Венгрии?
Себастьян Феттель: Что ж, замечательные люди, замечательная погода… Похоже, у меня нет выбора! Не сомневаюсь, вместе с командой мы проведём отличный вечер – я до сих пор помню, как мы отметили победу в Малайзии. Надеюсь, сейчас всё будет так же, здесь у нас много болельщиков, на этой трассе мы чувствуем горячую поддержку, так что сегодня совершенно особый день.
Пресс-конференция
Вопрос: Себастьян, примите поздравления! Сегодня вы сравнялись по числу побед с Айртоном Сенной – это еще один пример того, как спорт может пробуждать эмоции. Ключом к победе стал отменный старт, хотя потом автомобиль безопасности поставил всё под угрозу. Насколько вы горды сегодняшней победой и тем, как она была добыта?
Себастьян Феттель: Как вы заметили, нам всем приходится переживать подъёмы и спады, но у нас есть одна объединяющая страсть, есть то, что мы любим… Мы разные, но разделяем одно чувство – любовь к гонкам для нас превыше всего.
Неделя выдалась очень непростой. Прощальная церемония во вторник, мысли о Жюле на стартовой прямой – было крайне сложно вернуться в ритм. Но как только оказываешься в кокпите и опускаешь визор, есть много других вещей, о которых нужно подумать – на прочее нет времени. Это то, что мы любим, то, что должны делать. Вы упомянули рекорд Айртона Сенны – да, это нечто невероятное, мне трудно подобрать слова, но сегодняшний успех, прежде всего, для Жюля и его семьи.
Для команды день сложился потрясающе. У нас был отличный старт, правда, ближе к финишу ситуация обострилась, потребовалось снова атаковать на пределе – жаль, что Кими потерял второе место из-за технических проблем. Если вспомнить все перипетии предыдущих двух дней, в эмоциональном плане нам пришлось нелегко, но приятно снова финишировать первым!
Вопрос: Даниил, второй сезон в Формуле 1, и вот он – первый подиум! Ранее по ходу гонки вы пропустили напарника вперед, но смогли отыграться и финишировали вторым. Помогла стратегия?
Даниил Квят: Приятно впервые подняться на подиум, но мне сложно описать словами то, что я чувствую. Прежде всего, это второе место – для Жюля Бьянки и его семьи – мы потеряли замечательного парня и отличного гонщика.
В этой гонке со мной случилось всё, что только могло случиться. Сразу после старта я думал, что борьба закончена, допустив серьёзную пробуксовку. Мы с командой обсуждали, стоит ли сразу провести пит-стоп, но решили остаться на трассе. Позже я держал неплохой темп на более жестком составе, но в целом ощущения были далеки от идеальных. Впрочем, во второй половине гонки ситуация обернулась в нужную сторону – соперники продолжали вести борьбу, а я неожиданно оказался вторым. Пожалуй, сегодня я усвоил главный урок – никогда не сдаваться.
Для команды этот год складывается непросто, но парни работали не жалея сил и заслужили этот успех. Сегодня я понял, насколько сильно мы хотим вернуться на вершину.
Вопрос: Даниэль, двойной подиум для Red Bull Racing и ваш лучший результат с начала сезона. У вас был насыщенный день: на старте вы откатились на седьмое место, затем был контакт с Боттасом, еще несколькими гонщиками, потом с Росбергом. Вам удалось опередить многие быстрые машины – полагаю, скучать не приходилось?
Даниэль Риккардо: Сумасшедшая гонка! Уже в первом повороте произошел контакт с Валттери Боттасом, машину подбросило, и я подумал, что не обойдется без повреждений – удар был довольно сильным, но потом удалось поддерживать неплохой темп.
Я видел, что у Даниила впереди есть сложности, понимал, что можно ехать быстрее, потому команда позволила мне его обогнать. Потом я быстро прошел Force India, затем Боттаса, а на рестарте у меня были более мягкие шины – тот факт, что вчера в первой квалификационной сессии я использовал только более жесткие шины, сегодня сработал в мою пользу.
Когда машина безопасности покинула трассу, я попытался атаковать Льюиса Хэмилтона. В кокпите зона видимости ограничена, я полагал, что оставил ему достаточно места, но он, очевидно, заблокировал колеса и зацепил мою машину. Я видел, что правый боковой понтон поврежден – впрочем, я все-таки поднялся на третье место.
Темп был неплохим, я постепенно подбирался к Себастьяну и Нико, но не мог подъехать достаточно близко – все-таки Mercedes не так уж медленны на прямых. До финиша оставалось всё меньше кругов, я должен был что-то предпринять, хорошо вышел из последнего поворота и сказал себе: «Попробую атаковать сейчас!» Да, маневр был запоздалым, но чистым – по крайней мере, до апекса первого поворота. Нико видел меня и оставил достаточно места на входе, но на выходе, насколько я помню, сместился влево. Возможно, он думал, что атака отбита, но произошел контакт, закончившийся для него проколом, а для меня – сломанным передним антикрылом.
Тем самым мы подарили юному россиянину первый подиум – впрочем, он в любом случае был неподалеку и смог воспользоваться ситуацией, мои поздравления! Мне же пришлось менять носовой обтекатель, к счастью, я все-таки финишировал в тройке.
Как сказали все гонщики, эту гонку мы посвящаем Жюлю. Я оставил на трассе все силы – нравится это соперникам или нет, но именно так я хочу выступать и так выступаю всегда. И именно так выступал Жюль. Он обладал потрясающим мастерством и действовал впечатляюще. Сегодня я сам пилотировал с воодушевлением и очень рад подиуму!
Неделя выдалась непростой, минута молчания перед гонкой оставила неизгладимый след… Хорошо, что семья Жюля сегодня здесь с нами – этот результат для него. Надеюсь, мы сможем взять от уик-энда что-то позитивное и будем двигаться дальше.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, вы не раз говорили, что кроме побед обожаете открытую борьбу. Сегодня этого было с лихвой, но нет ли сожаления о том, что вы, возможно, упустили первое место?
Даниэль Риккардо: Знаете, сейчас у меня смешанные эмоции. Я рад, наконец, быть на подиуме – год выдался непростым, но мы неожиданно вдвоем финишировали в первой тройке, невероятно! Да, я понимал, что могу спокойно доехать третьим, но у меня была скорость и более мягкие шины против более жестких у Себастьяна и Нико – стоило рискнуть.
Все это напоминало прошлогодний Гран При Венгрии. Был шанс победить – я решил попытаться. Досадно, что маневр закончился именно так, но я не жалею ни о чем, поскольку выложился по максимуму.
Вопрос: (Олег Карпов) Даниил, на последних кругах вы постепенно догоняли Даниэля и Нико. Ваша скорость позволяла рассчитывать на борьбу ближе к финишу? О чем вы подумали, когда увидели, что Риккардо и Росберг столкнулись?
Даниил Квят: После ухода машины безопасности между нами развернулась борьба за подиум. Следует отдать должное Даниэлю – в этот уик-энд он был быстрее и имел лучшие шансы на победу, чем я. Я претендовал на подиум, но мои шины были сильно изношены. Да, отрыв постепенно сокращался, но, учитывая скорость Mercedes на прямых, конкурировать с ними было бы очень сложно. Даниэль поступил правильно, решившись на атаку, а я, как уже говорил, старался использовать любой шанс – и вот результат. Темп ещё предстоит проанализировать, но, знаете, иногда ты чуть быстрее, иногда – медленнее… таковы гонки.
Вопрос: (Хейкки Культа) Себастьян, поздравляю с первым успехом в Венгрии! Но насколько приятнее был бы успех, если бы Ferrari удалось заработать первый дубль за последние пять лет?
Себастьян Феттель: Поначалу все выглядело весьма многообещающе – Кими среагировал великолепно, хотя стартовал чуть дальше, после первых поворотов нам обоим удалось выйти в лидеры. Уверен, ему пришлось постараться, чтобы обогнать обоих гонщиков Mercedes, но во время пребывания на трассе машины безопасности мне сообщили, что на его машине проблемы с MGU-K. В такой ситуации шансов не остается: мощность снижается, системы ведут себя непредсказуемо – к сожалению, Кими пришлось сойти с дистанции. Досадно, ведь мы могли принести команде ещё лучший результат, а то и вовсе заработать дубль.
Это отличный день для Ferrari, но, все-таки, не настолько замечательный, каким мог быть. Повторюсь, мне обидно за Кими – после всех недавних событий мы оба пилотировали очень уверенно и заслуживали дубля. Думаю, своим выступлением мы ответили на некоторые вопросы.
Вопрос: (Барна Жолдош) Себастьян, для вас это уже девятый Гран При Венгрии, но победа пришла впервые. На большинстве трасс ваша статистика намного лучше – считаете ли вы, что этим успехом можете переломить тенденцию и здесь?
Себастьян Феттель: Надеюсь, ведь ждать успеха пришлось довольно долго. Честно говоря, я немного огорчен тем, что нам не вручили традиционные венгерские кубки из фарфора, потому счастлив на 99,8%. Я очень на это рассчитывал – не скажу, что у меня страсть к фарфору, но это своеобразный элемент Гран При. Обращаюсь к организаторам – верните... (поворачивается к Даниэлю) В прошлом году тебе вручили фарфоровый кубок?
Даниэль Риккардо: Нет, такой же, как тебе сегодня.
Себастьян Феттель: Не понимаю, что произошло. В 2010-м я был близок к победе, но допустил ошибку, затем нам вручали странную скульптуру в виде собаки с пятью или шестью ногами, потом был фарфоровый кубок, теперь что-то другое.
Мне всегда нравилась эта трасса, приятно видеть здесь много болельщиков из Германии и Австрии. Полагаю, в этом году меня поддерживает несколько меньше австрийцев, но на трибунах немало флагов Италии и Ferrari – это здорово. Я рад, наконец, финишировать здесь первым.
Вопрос: (Петер Фаркас) Себастьян, насколько вас удивила собственная скорость? Откуда она взялась, ведь ничего подобного мы не видели в пятницу или в субботу? И еще: считаете ли вы, что переход на более жесткие шины для финального отрезка был ошибкой?
Себастьян Феттель: Мы должны были в какой-то момент перейти на более жесткие шины, выбора не было. Команда понимала, что тактика Soft-Soft-Medium не идеальна на случай выезда машины безопасности, но именно она была быстрейшей. Без сейфти-кара и вопросов бы не возникло, но в итоге случилось то, что случилось – иногда везет, иногда – нет.
Пятница сложилась для нас неудачно, ее нельзя использовать для сравнения. Вчера мы смогли наверстать упущенное, но оставался вопрос конкурентоспособности машины на длинной серии кругов. Сегодня с этим проблем не было – но, есть разница, когда ты едешь по свободной трассе и задаешь темп, или следуешь за парой лидеров.
В некоторых гонках мы видели пару пилотов Mercedes лишь короткое время, но иногда упирались в них и не могли продемонстрировать свою истинную скорость. Сегодня и в начале гонки, и на дистанции в целом темп был отменным. Да, Льюис ехал немного быстрее, но для него гонка прошла не так гладко – что ж, временами такое случается.
Вопрос: (Виктор Богнар) Пожалуй, это лучшая гонка для гонщиков Red Bull, поскольку вы трое участвовали или участвуете в гоночной программе австрийской компании, да и Макс Ферстаппен финишировал четвертым. О чем, по-вашему, сейчас думает Хельмут Марко?
Себастьян Феттель: Думаю, он очень рад. Хельмут обожает гонки, он очень прямой человек и сегодня наверняка предпочел бы, чтобы я финишировал третьим, а не первым. Но он всегда относился ко мне с уважением, и, когда я объявил о своем решении перейти в Ferrari, продолжал меня поддерживать. Мы сохранили хорошие отношения – хорошо, что несмотря на разный цвет экипировки мы разделяем нечто большее. Хельмута часто критиковали за его молодежную программу, он наверняка рад сегодняшнему подиуму.
Даниил Квят: Я многим обязан доктору Марко, без его поддержки меня бы здесь не было.
Себастьян Феттель: Как и нас с Даниэлем.
Даниил Квят: Да, Себастьян абсолютно прав. Программа дает великолепный шанс, но ты сам должен выкладываться по максимуму. Сегодня я сработал на пределе, использовал все возможности и очень рад разделить с Хельмутом Марко этот подиум.
Даниэль Риккардо: Никогда не знаешь, о чем думает Марко! Уверен, он очень доволен.
Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для гонщиков Red Bull Racing. На этой трассе мощность мотора не имеет первостепенного значения. Не могли бы вы сравнить эффективность силовой установки и эффективность шасси?
Даниэль Риккардо: Самым позитивным моментом уик-энда было то, что с первых минут пятницы машина ехала очень здорово. Впервые за долгое время нам не пришлось всерьез корректировать баланс – по крайней мере, на моей RB11. Я мог настраивать ее так, как мне хотелось. Трасса здесь весьма кочковатая, но машина вела себя замечательно – похоже, даже по сравнению с прошлым годом мы добились в этом прогресса. Пусть Хунгароринг в большей степени подходит нам, мы действительно сделали шаг вперед и сумели заставить работать эффективно все те новинки, что были представлены в предыдущих гонках.
Приятно видеть улыбки на наших лицах и лицах сотрудников команды – теперь у них будет возможность немного отдохнуть. Уверен, в Спа… Да, там больше прямых, но мы наверняка будем конкурентоспособны, особенно на втором секторе. В прошлом году тот этап сложился удачно, в нынешнем сезоне мы неплохо прогрессируем, пусть даже сегодняшний результат во многом объясняется особенностями трассы.
Вопрос о моторах? В пятницу у меня был старый мотор, так что никаких проблем, а сегодня силовая установка сработала, как надо. В Венгрии результат в меньшей степени зависит от мощности, но ближе к финишу наш темп позволял бороться за победу – для нас и Renault это лучший уик-энд с начала года, я горжусь тем, что мы смогли продемонстрировать прогресс. Возможно, теперь вопросов на эту тему будет меньше.
Вопрос: (Петер Вамози) Себастьян, прежде, чем вы покинете Хунгароринг, подпишите фотографию, висящую в туннеле, ведущем к боксам. Она там уже есть? Отлично.
Себастьян Феттель: Это не составило труда.
Вопрос: (Петер Вамози) Теперь вы можете ее подписать.
Себастьян Феттель: Я думал об этом всякий раз, когда проходил через туннель. Я видел фотографии Пике, Сенны, потом фото Даниэля и думал: «Что ж, неплохо!»
Вопрос: (Петер Вамози) Теперь Венгрия займет особое место в вашем сердце – здесь вы провели свою последнюю гонку в Мировой серии Renault, здесь впервые вышли на старт за рулем Toro Rosso, и вот, спустя девять лет, наконец, добились победы…
Себастьян Феттель: Конечно, особое! Помню, как я едва не опоздал сюда на свою первую гонку в Формуле 1 за Toro Rosso, поскольку не успел на рейс, прилетавший в четверг. Сейчас это кажется забавным, но тогда я не добавил себе популярности, едва придя в команду и тут же начав опаздывать.
Не знаю, почему здесь для меня все складывалось не так гладко. В прошлые годы я не раз стартовал с поула в Будапеште, в 2010-м должен был победить, но допустил глупую ошибку в период пребывания на трассе машины безопасности, затем у нас была скорость, но гонки складывались не в нашу пользу. Приятно переломить эту тенденцию вместе с Ferrari – я очень рад и надеюсь, что сегодняшний день станет поворотной точкой всех моих выступлений в Венгрии.
Вопрос: (Аттила Ленарт) Даниил, вдвойне ли приятен вкус призового шампанского оттого, что ваш первый подиум завоеван в стране, где большинство людей когда-то учило русский язык и может более-менее правильно произнести вашу фамилию?
Даниил Квят: Да, это давняя история! В [английской версии] моей фамилии всего пять букв, но произнести её правильно не так просто.
Себастьян Феттель: А как ты сам ее произносишь?
Даниил Квят: Да я сам уже подзабыл, как произносить правильно! Квят, довольно просто.
Вы правы – до того, как была построена трасса в России, этот этап был для меня своего рода домашним, поскольку это самая восточная из европейских стран, куда мы приезжаем на гонки. В юниорских сериях на Хунгароринге я выступал по-разному – были удачные результаты, бывали и не очень. Сегодня гонка удалась, потому день по-настоящему особенный!
Перевод: Валерий Карташев