Гран При Венгрии: Пресс-конференция в четверг

Участники: Маркус Эриксон (Sauber), Нико Росберг (Mercedes), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Карлос Сайнс (Toro Rosso), Фелипе Масса (Williams), Серхио Перес (Force India)

Вопрос: Маркус, как здоровье? Есть ли последствия аварии в Сильверстоуне?
Маркус Эриксон: Я в порядке, спасибо! Удар был серьёзным, в следующие два дня у меня всё ныло, но я вернулся в Италию, подлечился в медицинском центре и чувствую себя заметно лучше. На этой неделе самочувствие отличное, я готов к гонке.

Вопрос: Чем вам помогли медики?
Маркус Эриксон: У меня не было никаких травм, просто после подобных аварий, как правило, болят шея и спина. Для них и предназначались процедуры, сейчас всё в порядке.

Вопрос: На этой неделе было объявлено о покупке Sauber группой Longbow Finance. Как сейчас настрой в команде?
Маркус Эриксон: Для команды это замечательная новость. Не секрет, что год для нас складывался очень непросто, особенно в финансовом плане – мы не могли дорабатывать машину и боролись в хвосте пелотона. Для команды было крайне важно, чтобы сделка состоялась, что она принесёт в будущем – посмотрим, но это позитивное событие для всех сотрудников!

Вопрос: Фелипе, гонка в Сильверстоуне сложилась для Williams неудачно. Проблемы объяснялись характеристиками трассы?
Фелипе Масса: Этапы в Сильверстоуне и Австрии оставили чувство досады, мы пытаемся понять, что именно сработало не так. Надеюсь, проблемы не повторятся, мы вернёмся в призовую десятку и будем конкурентоспособны. Да, трасса в Венгрии не вполне нам подходит, но мы делаем всё, чтобы добиться должной скорости – хочется верить, с этого этапа дела пойдут в гору.

Вопрос: К каким выводам пришла команда? В предыдущие годы Williams и в Сильверстоуне, и в Австрии была достаточно быстра…
Фелипе Масса: Мы стараемся дорабатывать машину, на последних этапах опробовали множество новых деталей, осталось найти их оптимальное сочетание. Завтра мы снова опробуем немало модификаций и, надеюсь, поймем, какие из них нужно использовать, чтобы сделать машину максимально конкурентоспособной.

Вопрос: Сезон переходов вступает в свои права – насколько вы уверены в своих перспективах на следующий год?
Фелипе Масса: Вполне уверен. Все знают, на что я способен, каков мой опыт работы с Williams и другими командами. Надеюсь, ситуация будет развиваться в нужном русле, но я не беспокоюсь, стараюсь в каждой гонке выполнять свои задачи, а там посмотрим.

Вопрос: Каков основной план – остаться в Williams?
Фелипе Масса: Основной план – остаться в конкурентоспособной команде, вроде Williams. Время всё расставит по местам. Как я уже сказал, я не переживаю и стараюсь как можно лучше сработать в каждой гонке.

Вопрос: Короткий вопрос о предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Планируете ли вы посетить Игры во время летнего отпуска, и если да, то какие именно соревнования?
Фелипе Масса: Мне нравится следить за разными соревнованиями – футбол, баскетбол… Пока что у меня нет конкретных планов, но я однозначно приеду в Бразилию – надеюсь, у меня будет возможность кое-что посмотреть.

Вопрос: Серхио, Фелипе уже поделился с нами мыслями о следующем сезоне – можем ли мы спросить вас о контракте? Виджей Малья говорит, что у вас контракт с Force India на следующий год, но вы сказали, что определитесь во время летнего перерыва. Какова ситуация?
Серхио Перес: Как вы знаете, мне очень повезло со спонсорской поддержкой. И я вместе со спонсорами буду принимать решение о своем будущем. Впереди летний перерыв, у нас достаточно времени, чтобы выбрать лучший вариант для моей карьеры.

Вопрос: Получается, у вас нет контракта с Force India на следующий год?
Серхио Перес: То, что говорил Виджей – верно, но, как я сказал, многое зависит от спонсоров. Вместе мы решим, как действовать дальше.

Вопрос: В Сильверстоуне оба гонщика Force India заработали очки. Полагаете, скорости машины достаточно, чтобы соперничать с Williams?
Серхио Перес: Гонки в Сильверстоуне всегда отличались от остальных, посмотрим, как сложатся ближайшие этапы. Гран При Венгрии станет хорошей проверкой – мы сможем понять, насколько близки к Williams. Я считаю, что мы становимся все ближе – за последние пять гонок мы отыграли много очков. Мы хотим навязать им борьбу и постараемся опередить. Четвертое место в Кубке конструкторов стало бы отличным результатом для нашей команды.

Вопрос: Карлос, вы впервые присутствуете на пресс-конференции после продления вашего контракта с Toro Rosso – наши поздравления! Чем поможет вам третий сезон?
Карлос Сайнс: Здорово так рано по ходу сезона продлить контракт с Toro Rosso, где конкурс среди новичков очень высок. Теперь я могу полностью сосредоточиться на гонках и прогрессе, что и раньше мне неплохо удавалось. За 2017-й можно не волноваться: я остаюсь в Формуле 1 в Toro Rosso – команде, которая всегда строит очень хорошее шасси, и как только нам удастся решить вопросы с моторами – возможно, при более тесном сотрудничестве с Red Bull Racing – мы можем оказаться весьма конкурентоспособными. Жду с нетерпением, но сначала нужно закончить этот сезон.

Вопрос: Не кажется ли вам, что вы готовы занять место в топ-команде?
Карлос Сайнс: Как и любой гонщик, я чувствую, что готов занять место в машине топ-команды – особенно в нынешнем сезоне, когда в отсутствие механических проблем мне удалось лучше раскрыться. Я готов сражаться в топ-команде, но, к сожалению, вакансий не так много.

Вопрос: Ваш напарник, Макс Ферстаппен, год назад в Венгрии финишировал четвертым. Какова задача на предстоящий уик-энд?
Карлос Сайнс: В прошлом году в Будапеште была странная гонка с многочисленными инцидентами, в остальном четвертое место для нас маловероятно – разве что с Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing что-то случится.

Вопрос: Макс, переходим к вам. Отличный пилотаж в Сильверстоуне – расскажите о вашей борьбе с Нико Росбергом…
Макс Ферстаппен: Мне понравились оба поединка с Нико в Сильверстоуне, машина была конкурентоспособна как на промежуточных шинах, так и на Medium. Мне нравится бороться на мокрой трассе, а наша машина весьма эффективна в дождевых условиях. Опередив Нико в первый раз, я сразу поехал в отличном темпе, а затем неплохо оборонял позицию на шинах Medium, так что вполне доволен. Финишировать на третьей позиции, а в итоге получить второе место – отличный результат для команды.

Вопрос: Нико, а что вы думаете о сражении с Максом? Каков из него соперник? Полагаю, вам впервые довелось бороться друг с другом колесо в колесо…
Нико Росберг: Нет, это был уже второй раз! Макс отлично сражался, было здорово все-таки перехватить у него второе место, а затем попытаться угнаться за Льюисом.

Вопрос: Макс, после этапа в Сильверстоуне вы восторженно отзывались о машине. На какой результат рассчитываете в этот уик-энд? Полагаете, для Red Bull Racing здесь оптимальный шанс навязать борьбу Mercedes?
Макс Ферстаппен: Кажется, больше всего шансов у нас было в Монако. Впрочем, здесь мы тоже должны быть конкурентоспособны, так что я с нетерпением жду начала уик-энда, тем более, что до сих пор машина была эффективна даже на тех трассах, где мы этого не ожидали. Посмотрим. Все зависит от того, насколько мы сможем за счет настроек прибавлять от сессии к сессии – надеюсь, окажемся близко к соперникам.

Вопрос: Нико, после финиша гонки в Сильверстоуне к вашему результату добавили десять секунд. Что вы думаете об этом?
Нико Росберг: В Сильверстоуне команда вышла за пределы, которые допускают действующие правила, ограничивающие радиообмен – за это я получил 10-секундный штраф, вот и всё. Приходится с этим согласиться. Теперь FIA ещё раз уточнила эти правила, и мы должны в точности следовать тем формулировкам, которые даёт Чарли Уайтинг, где говорится, что именно нам разрешено. Но вся эта история уже в прошлом.

Вопрос: Что скажете о нынешних правилах, касающихся радиообмена?
Нико Росберг: Лично я об этом не думаю, и своего мнения у меня нет. Я хочу лишь выжать из машины максимум, а об остальном пусть думают другие. Раньше болельщики называли нас марионетками в руках инженеров, теперь мы действуем самостоятельно – да, правила делают нашу работу на трассе более сложной, но это неплохо, так что всё нормально.

Вопрос: До ограничений на радиообмен вы чувствовали себя марионеткой?
Нико Росберг: Нет, но мне понятна реакция болельщиков – на трассе случались разные события, а инженеры очень часто нам подсказывали.

Вопрос: Если говорить о чемпионате, что скажете о пяти предыдущих этапах?
Нико Росберг: Я не думаю о прошлом. Я анализирую каждую гонку сразу после её завершения, а затем переключаюсь на следующий этап. Приятно приехать в Венгрию, сезон складывается неплохо, постараюсь победить в ближайшее воскресенье.

Вопрос: Вы разделяете мнение, что борьба за титул развернется между вами и Хэмилтоном?
Нико Росберг: Я бы не спешил говорить, что претендентов на титул осталось только двое. Для Red Bull Racing и Ferrari сезон складывается несколько неровно, но до конца чемпионата ещё далеко, и сейчас такие утверждения некорректны, хотя я понимаю, почему некоторые уже торопятся с выводами.

Вопросы с мест

Вопрос: (Абхишек Такле) Маркус, была информация, что группа Longbow каким-то образом связана с вашими спонсорами – не могли бы прокомментировать? Это обстоятельство проясняет ваши перспективы в команде на следующий сезон?
Маркус Эриксон: Я видел эту информацию, но не участвую в подобных переговорах и ничего об этом не знаю. Что касается перспектив, у меня нет нового контракта, но я рассчитываю остаться в Sauber, так как мне нравится их подход к работе. Надеюсь, с новым владельцем команда сможет прибавить, но я рассматриваю и иные варианты, так что поживем – увидим.

Вопрос: (Даниэль Джонсон) Нико, вы не из тех, кто открыто говорит о своих чувствах и переживаниях, но за последние пять гонок ваше преимущество над Льюисом сократилось с 43 очков до одного, а в Венгрии Хэмилтон побеждал четыре раза, а вам не доводилось финишировать здесь на подиуме. Вы чувствуете прессинг?
Нико Росберг: Нет. Думаю, многие согласятся, что до сегодняшнего дня мой сезон складывался лучше, чем у кого-либо из гонщиков – по крайней мере, для меня это факт. Я исхожу из этого и не воспринимаю картину в целом, а предпочитаю сосредоточиться на задачах ближайшего уик-энда и постараться выиграть гонку. Так что для меня она ничем не отличается от предыдущих.

Вопрос: (Петер Вамози) Макс, вы по-прежнему адаптируетесь к машине Red Bull Racing, или этот процесс уже завершен?
Макс Ферстаппен: Сейчас я полностью уверен в машине, но никогда не перестаю учиться. Каждый раз, садясь за руль, я узнаю о ней что-то новое, постоянно пытаюсь улучшить настройки.

Вопрос: (Владимир Роговец) Здесь присутствуют гонщики, у которых уже есть контракт на следующий сезон, и те, кому место еще не гарантировано. Вопрос ко всем: как наличие контракта влияет на мотивацию? Хотелось бы услышать ваше личное мнение, а не позицию команды…
Нико Росберг: Что касается контракта, то тут надо проявлять осторожность и стараться, чтобы эта тема не занимала тебя слишком сильно, поскольку она может отнимать энергию. Но я человек опытный, знаю, как надо действовать в такой ситуации, и переговоры от моего имени ведёт Герхард Бергер, который взял на себя эту работу именно для того, чтобы я на неё не отвлекался, а занимался только гонками.

Вопрос: Карлос, у вас контракт есть. Как это сказывается на вашем подходе к уик-энду?
Карлос Сайнс: Я не из тех, кто по ходу уик-энда засыпает с мыслями о контракте. По ходу Гран При на подобные рассуждения нет времени, но во время отпуска ты все-таки задумываешься о перспективах – впрочем, у меня теперь есть контракт, думать не о чем, можно спокойнее отдохнуть!

Вопрос: Фелипе?
Фелипе Масса: По ходу уик-энда гонщик старается сработать по максимуму – не думаю, что наличие или отсутствие контракта на следующий год как-то сказывается на пилотаже. Конечно, перед рискованной атакой приходится думать дважды, поскольку предпочтительнее всё-таки добраться до финиша, но, честно говоря, фактор контракта не так уж и влияет.

Вопрос: Маркус, Серхио, Макс – желаете что-то добавить?
Макс Ферстаппен: Мне пока не доводилось быть без контракта на следующий год. Честно говоря, я никогда не чувствую реального прессинга – все зависит от тебя самого, так что педаль в пол.

Вопрос: (Барна Жолдош) Впервые после Гран При Венгрии 2013 года тройке призеров снова будут вручать кубки из классического венгерского фарфора. Что вы об этом думаете? Насколько важно гонщику получать красивый кубок? Нико, вам хотелось бы получить один из таких в этот уик-энд?
Нико Росберг: Мне бы хотелось забрать самый большой из этих кубков – здорово, что они выполнены в национальном стиле, смотрится очень красиво!

Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Я бы не отказался получить такой кубок.

Фелипе Масса: Кубок – часть имиджа страны, он должен выглядеть красиво и что-то значить для гонщика. У меня случались подиумы, где кубки были не на уровне – странно выкладываться на трассе, а потом получать нечто такое. Мы ведь гоняемся в Формуле 1, награда должна быть красивой!

Нико Росберг: Что это была за гонка?

Фелипе Масса: Барселона, кажется, три года назад.

Нико Росберг: Испанцы сделали некрасивый кубок?

Фелипе Масса: К той гонке – да! Видимо, мне тогда просто не повезло!

Вопрос: Карлос, ваше мнение?
Карлос Сайнс: Я поговорю с дирекцией трассы в Барселоне – возможно, они что-то придумают для меня на следующий год!

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: А мне нравится мой кубок из Барселоны!

Вопрос: (Петер Фаркас) Вопрос ко всем. Полагаю, многие из вас уже прогулялись по трассе – асфальт полностью заменили, установили новые поребрики. Полагаю, после событий в Австрии вы их внимательно осмотрели – есть ли какие-то опасения? Что думаете об электронной системе контроля соблюдения границ трассы?
Маркус Эриксон: Я прогулялся по трассе, асфальт стал заметно более гладким, а в некоторых местах изменились поребрики. Надеюсь, новая электронная система контроля себя оправдает, ведь кое-где можно отыграть время, выехав за пределы трассы. Подобные инциденты никому не нравятся, потому хочется верить, что новое решение окажется пригодным и для квалификации, и для гонки. В остальном мне нравится конфигурация Хунгароринга – даже с новым асфальтом и поребриками она сохранила привычный характер.

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Трасса выглядит здорово. Я видел местный этап Формулы 3 пару месяцев назад, смотрелось замечательно – с нетерпением жду возможности проверить всё из кокпита.

Вопрос: (Том Рихтер) Макс, насколько отличаются в психологическом плане гонка на медленной машине с многочисленными синими флагами и гонка в статусе лидера? Вам совсем недавно довелось побывать в обоих ситуациях – есть, что сравнивать…
Макс Ферстаппен: На самом деле, не важно где вы ведёте борьбу – в середине пелотона или за лидерство – вы всегда оцениваете соперника с точки зрения возможности бороться с ним и опередить. В этом плане для меня ничего не меняется. Единственное отличие – синие флаги. Раньше меня раздражало, что нужно подвинуться, а теперь мне самому приходится обгонять круговых, и мне не нравится, когда меня не сразу пропускают.

Вопрос: (Абхишек Такле) Фелипе и Нико, трасса в Имоле рассматривается в качестве альтернативы Монце для проведения Гран При Италии. Вы выступали там прежде, что скажете о перспективе возвращения? Будет ли трасса достаточно безопасной, если учесть, что машины стали быстрее? Как вы относитесь к тому, что Гран При Италии может покинуть Монцу?
Фелипе Масса: Нужно дождаться официального заявления, всё прочее – лишь разговоры, и сейчас не лучшее время для подобных вопросов. Было бы досадно лишиться Гран При Италии, мне очень нравится гоняться в Монце, но и в Имоле я в свое время наслаждался пилотированием. Главное – сохранить национальный этап, ведь Италия занимает важное место в истории Формулы 1. Пожалуй, если мы сохраним этап в Монце, будет даже лучше.

Нико Росберг: Согласен, важно сохранить Гран При Италии, поскольку этот этап по-настоящему легендарный, на гонку всегда приходит невероятное множество болельщиков.

Вопрос: Вам нравилось гоняться в Имоле?
Нико Росберг: Да. Имола потрясающая, Монца потрясающая – обе трассы хороши.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Маркус, ранее вы сказали, что слышали информацию о возможных связях между группой Longbow и вашими спонсорами. И заметили, что не участвовали в переговорах. Получается, вас, целеустремленного молодого гонщика, не интересует будущее команды и то, кто является ее владельцем?
Маркус Эриксон: Разумеется, меня это интересует! Главное, что у команды появился новый владелец, а кто он и чем занимается, меня не особо касается. У меня контракт гонщика, моя задача – как можно активнее атаковать и работать с инженерами. Кто владеет командой, кто инвестирует в нее средства – не мое дело.

Вопрос: (Даниэль Джонсон) Макс, Нико и Фелипе, поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы все живете в Монако. Вы были дома, когда случилась недавняя трагедия в Ницце? Опасались ли вы после этого выходить на улицу?
Нико Росберг: Разумеется, подобные события оставляют след в душе каждого, а для меня – тем более, поскольку я ходил в школу в Ницце, там живут мои родные. Шокирующая трагедия, большего не скажешь…

Фелипе Масса: Я как раз возвращался в Ниццу из Лондона – кажется, трагедия произошла в 22:30, а мой рейс приземлился в полночь. Предыдущие два дня я работал на базе Williams, а по прибытии в Ниццу получил сообщение о происшествии и постарался как можно быстрее покинуть аэропорт, поскольку вокруг царила суматоха, все были шокированы случившимся. Очень больно осознавать всё это: люди наслаждались праздником, а затем навсегда исчезли для своих родных и близких. Надеюсь, их семьи сумеют пережить утрату, а мы больше никогда не увидим подобного. Всевозможных трагедий становится всё больше, это очень плохо.

Макс Ферстаппен: Я в тот момент ужинал в Монако. Когда я и все, кто был рядом, услышали о трагедии, обстановка мгновенно изменилась, это событие всех шокировало.

Вопрос: (Роланд Мезер) Макс, что скажете о своей прошлогодней гонке в Венгрии? Перед началом нынешнего сезона вы ставили себе цель заработать сто очков – эта задача практически выполнена, что дальше?
Макс Ферстаппен: Двести очков? Прошлогодняя гонка в Венгрии сложилась отлично. Мне немного повезло – я финишировал четвертым, несмотря на штрафной проезд по пит-лейн. Это был превосходный уик-энд, но на этот раз у нас более амбициозная цель – надеюсь подняться на подиум.

Вопрос: (Дэн Натсон) В сети много разговоров о покупке Максом новой машины, но мне хотелось бы спросить каждого – какая машина находится в гараже у вас дома?
Серхио Перес: Ferrari 458.

Карлос Сайнс: Volkswagen Golf.

Маркус Эриксон: Porsche Panamera.

Фелипе Масса: У меня несколько Ferrari – в частности, La Ferrari и F40.

Нико Росберг: Mercedes 280SL.

Вопрос: Макс, желаете подробнее рассказать о своей машине?
Макс Ферстаппен: Думаю, ее и так все видели.

Вопрос: Розовый цвет?
Макс Ферстаппен: Розовый? По-моему, я выбрал отличный цвет! Porsche GT3 – великолепная машина!

Вопрос: (Сильвия Ариас) Макс, благодаря вам в Аргентине многие из тех, кто на долгие годы перестал смотреть Формулу 1, теперь снова следят за чемпионатом. У вас уже сейчас немало болельщиков по всему миру – что вы об этом думаете?
Макс Ферстаппен: Это очень приятно! Кроме того, в Аргентине отличные мясные рестораны! Здорово, что болельщиков становится всё больше – надеюсь, так будет и дальше.

Вопрос: (Джеймс Гирбрант) Нико, пару лет назад в Венгрии у вас был инцидент с Льюисом. Тогда Хэмилтону приказали пропустить вас, но он ослушался, и это стоило вам шанса выиграть ту гонку. Возвращаясь сюда снова и снова, чувствуете ли вы дополнительную мотивацию взять реванш?
Нико Росберг: Я об этом не думал. Перед началом уик-энда мы, как правило, освежаем в памяти прошлогодний этап, а в остальном я его не касаюсь. В этом году смысла в этом тем более нет, поскольку асфальт совершенно новый, все участники начнут с нуля, плюс поребрики реконструировали, что тоже на многое повлияет.

Вопрос: (Петер Вамози) Фелипе, Валттери Боттас собирается приехать на Олимпиаду в Рио поддержать свою возлюбленную Эмилию. Какой совет вы им можете дать? Что следует делать, чтобы стать ближе по духу к бразильцам, а что – нет…
Фелипе Масса: Мы с Валттери уже обсуждали его поездку в Рио, я дал ему пару советов, и он, похоже, выбрал правильный отель. Уверен, ему понравится атмосфера, желаю его спутнице хорошего выступления! Рио – фантастическое место для проведения Олимпийских игр, зрители наверняка будут в восторге, и я надеюсь, что такое грандиозное событие пройдет успешно – для моей страны это очень важно.

Вопрос: (Луис Деккер) Макс, третье место в личном зачете по итогам сезона – реальная цель? Допустим, Хэмилтон или Росберг возьмет титул, но вы не так много уступаете гонщику, ныне идущему третьим…
Макс Ферстаппен: Сейчас я не так много уступаю сопернику на третьей строчке, но посмотрим, какую позицию мы займем по итогам года. Думаю, между третьей и шестой.

Вопрос: (Луис Деккер) Планируете действовать от гонки к гонке?
Макс Ферстаппен: Да, нужно выкладываться по максимуму в каждом Гран При, а результат оценим после гонки в Абу Даби.

Вопрос: (Луис Деккер) Помните, кто был первым победителем Гран При Венгрии? Это было задолго до вашего рождения…
Макс Ферстаппен: Да, в те годы меня еще не было.

Вопрос: (Луис Деккер) Нельсон Пике-старший, которому удался великолепный обгон. Провести маневр на Хунгароринге практически невозможно, однако Пике-старший сказал, что хотел бы видеть вас победителем предстоящей гонки. Вам доводилось беседовать с ним?
Макс Ферстаппен: Нет, только с его сыном.

Перевод: Валерий Карташев