Гран При Великобритании: Пресс-конференция в субботу

Телевизионное интервью

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, фантастическая квалификация! Уверен, вы довольны!
Льюис Хэмилтон: Невероятные ощущения, особенно когда ты чувствуешь такую поддержку по всей трассе! (обращается к болельщикам) Спасибо! Надеюсь, вам понравился мой круг!

Вопрос: (Дженсон Баттон) Я впервые наблюдал квалификацию в прямом эфире, и с экрана прохождение связки Becketts выглядело потрясающе. Нам всем нравится Сильверстоун, но болельщики – Льюис, когда ты завершил круг и взял поул, их реакция была невероятной!
Льюис Хэмилтон: Мы всегда пытаемся решающий круг проехать лучше всех предыдущих, и мне действительно нужно было проехать его идеально, ведь в Австрии поул завоевать не удалось. Так что хочется сказать спасибо болельщикам, надеюсь, вам всё понравилось!

Вопрос: (Дженсон Баттон) Когда в Сильверстоуне в начале квалификации идет дождь, выступить уверенно очень непросто – уж я-то знаю. А если трибуны заполнены, хочется мчаться перед ними по сухому асфальту – думаю, дождевой старт квалификации вызвал сложности…
Льюис Хэмилтон: Мне вообще нравится пилотировать на подсыхающей трассе, сегодня в Сильверстоуне типично британская погода, а мы все учились гоняться в таких условиях, так что мне было вполне комфортно. Кроме того, команда отработала прекрасно!
Поведение шин было идеальным, поэтому скоростные участки мне удавалось проезжать невероятно быстро.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Удалось пройти вираж Copse на полном газу?
Льюис Хэмилтон: Поворот Copse я проходил не на полной скорости, хотя это теоретически возможно, но на самом деле там мы едем немного медленнее и лишь на выходе задействуем восьмую передачу. Но интереснее всего преодолевать связку одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого поворотов.

Вопрос: (Дженсон Баттон) То есть, Maggots и Becketts?
Льюис Хэмилтон: Да, вот там левые повороты мы действительно проходим на полном газу, хотя раньше это было невозможно.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Потрясающе. С воодушевлением ждете гонку?
Льюис Хэмилтон: В Сильверстоуне лучше всего стартовать с поула; темп на длинных сериях кругов у нас, похоже, отличный, так что надо постараться остаться впереди Ferrari.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Кими, отлично сработано! Как всё прошло?
Кими Райкконен: Все прошло хорошо, хотя ещё утром было непросто. По ходу квалификации погода менялась, но машина вела себя хорошо – лучше всего за этот уик-энд. Тем не менее, для борьбы за первое место скорости не хватило.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Но мне показалось, вам удалось оказаться гораздо ближе к Mercedes, чем многие из нас ожидали. Полагаете, в гонке у вас есть шанс…
Кими Райкконен: В гонке мы постараемся навязать борьбу Mercedes, но посмотрим, как будут развиваться события. Мне нечего терять, так что я постараюсь хорошо провести гонку ради команды и заработать подиум.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Себастьян, я уже рассказал Льюису, что впервые смотрел квалификацию по телевизору – было потрясающе наблюдать машины в Becketts! Год назад там тоже ехали быстро, но с новыми машинами и их заметно большей прижимной силой пилотаж, полагаю, доставляет больше удовольствия?
Себастьян Феттель: Мне кажется, мы ещё не до конца это осознали. Когда-нибудь мы посмотрим запись и скажем: "Это было невероятно!" В сущности, мы не снимаем ногу с педали газа до последнего поворота связки – до Chapel. На полной скорости до 12-го поворота! Это восьмая передача! Невероятно!

Вопрос: (Дженсон Баттон) Как я уже говорил, Ferrari оказались ближе к Mercedes, чем можно было предполагать до старта квалификации
Себастьян Феттель: Честно говоря, уже сегодня утром всё складывалось неплохо – машина словно ожила. В пятницу мы были не очень довольны, но третья тренировка прошла отлично. Пожалуй, в финале квалификации можно было бы лучше проехать последнюю серию кругов – жаль, что не получилось. В остальном мы взяли от ситуации максимум.

Вопрос: (Дженсон Баттон) Знаю, болельщикам нравится, что поул достался Льюису, для британского автоспорта это отличное событие, но именно ваша борьба с Хэмилтоном составляет главную интригу чемпионата. Потрясающе наблюдать ваше сражение – как раз такой должна быть Формула 1!
Себастьян Феттель: Спасибо!

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, поздравляем! Пятый поул в Сильверстоуне, притом четвертый год подряд, шестая выигранная квалификация в нынешнем сезоне и, что самое важное, всего один шаг до рекорда по количеству поулов. Потрясающий круг в непростых условиях и преимущество в полсекунды – вы обозначили себя так, как, очевидно, планировали обозначить. Завтра вы наверняка постараетесь повторить рекорд по количеству побед на этой трассе…
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, спасибо болельщикам, пришедшим на трибуны – приятно видеть, как много людей собирается на автодроме, начиная с четверга. Я прилетел сюда на вертолете и видел многочисленные кемпинги – поклонники автоспорта приезжают на этап заведомо раньше участников чемпионата. Каждый круг я наблюдал, как слева от меня зрители выражали свою поддержку – я чувствую эту энергетику, и она вдохновляет меня проходить круги вроде сегодняшнего.

Для меня это домашняя гонка, мне нравится этот автодром – он просто невероятный. Мы много работали, инженеры смогли подобрать подходящие мне настройки – да, из-за погоды квалификация выдалась непростой, но к подобным условиям мы привычны, лично я чувствовал себя уверенно. Когда же трасса подсохла, я смог воспользоваться эффективностью шин, и заключительный круг получился фантастическим. Конечно, мы не ожидали такого преимущества, хоть и планировали оказаться впереди всех. Машина ехала здорово, я горжусь результатом и очень благодарен команде и болельщикам.

Вопрос: Кими, вы приберегли силы на конец квалификации. В Сильверстоуне вы всегда были быстры, но каково гоняться здесь на новых машинах? Вы с Себастьяном стартуете сразу за Льюисом, Валттери будет стартовать на несколько позиций ниже – есть ли возможность тактически переиграть Хэмилтона?
Кими Райкконен: Возможности есть всегда, а с ответами на вопросы вроде «Что вы намерены предпринять» или «сработает ли ваш подход» всегда разная история. Сегодня условия были очень непростыми, особенно поначалу, но постепенно ситуация менялась к лучшему, и к концу квалификации машина ехала здорово. Не знаю, сколько мы уступили обладателю поула, но примерно представляю, где именно терялось время. У нас неплохая машина, сегодня её скорости оказалось недостаточно, но, хочется верить, в гонке я и Себастьян сумеем навязать борьбу Mercedes.

Вопрос: Себастьян, на круге возвращения в боксы вы выразили недовольство собственным результатом. Не удалась именно финальная попытка? Полагаете, завтра вам хватит скорости, чтобы атаковать Льюиса?
Себастьян Феттель: Как сказал Кими, возможности есть всегда. Нужно создать прессинг, однако Mercedes в этот раз очень быстры с самого начала уик-энда. Тем не менее, для нас день прошел позитивно: удалось улучшить поведение машины, и в квалификации она ехала здорово.

Заключительная попытка? Да, я проехал её не лучшим образом, особенно первый сектор, так как шины были не вполне готовы. Возможно, следовало эффективнее сработать на подготовительном круге, однако тогда я ехал в группе из трех-четырех машин. В общем, ситуация не идеальная, но результат в целом неплохой. Главное – SF70H едет здорово, мы сумели повысить ее скорость и завтра тоже должны выглядеть чуть сильнее.

Вопросы с мест

Вопрос: (Питер Уиндзор) Мои поздравления, Льюис, отличный круг! Во второй части квалификации Валттери Боттас использовал шины Soft – рассматривали ли вы такой вариант, или в команде решили разделить тактику?
Льюис Хэмилтон: У Валттери иной подход, из-за штрафа за замену коробки передач он потеряет позиции на старте, но с этими шинами сможет выбирать больше вариантов стратегии. Кроме того, в Сильверстоуне можно обгонять, так что штраф – не катастрофа.

Конечно, не всегда удобно, когда сначала работаешь с SuperSoft, затем с Soft и вновь с SuperSoft. Баланс меняется – у меня было нечто похожее в Австрии.

Сегодня машина постепенно прибавляла. Дождь в начале квалификации оказался весьма кстати, поскольку не пришлось сразу использовать слики – мы сэкономили их для двух попыток во второй и финальной сессиях.

Вопрос: (Сара Палмер) Если владельцам трассы в Сильверстоуне не удастся договориться с Liberty Media, Гран При Великобритании здесь проводиться больше не будет. Как бы вы отнеслись к такому варианту развития событий?
Льюис Хэмилтон: Я не раз говорил, что считаю Сильверстоун родиной автоспорта. В Великобритании базируется немало команд, вы сами видите, как много болельщиков приезжает на этот этап – нет смысла лишать страну права принимать Гран При.

Я мог бы понять, если бы на трибуны никто не приходил, а само проведение гонки обходилось бы слишком дорого, но болельщики экономят весь год, чтобы приехать сюда и потратить эти деньги здесь. Не в силах даже представить себе, что мы можем потерять Гран При Великобритании – я сделаю всё возможное, чтобы убедить организаторов продлить соглашение.

Впрочем, в стране немало отличных трасс, можно использовать и другую. У нас уже было две гонки в Испании, вторая, правда, из-за трассы получалась так себе, но было бы интересно попробовать провести этап в Великобритании на другом автодроме.

Вопрос: (Сеф Хардинг) Льюис, сегодня вы сравнялись с Джимом Кларком по количеству поулов в Великобритании, а завтра можете сравняться с ним по числу побед в национальном Гран При. Здесь у вас немало болельщиков, их поддержка будет мотивировать в гонке – расскажите, с каким чувством вы ждете воскресного дня?
Льюис Хэмилтон: Это сложно выразить словами. В детстве я следил за выступлениями Найджела Мэнсела, видел, какую поддержку ему оказывали, и думал про себя, каково ощущать нечто подобное, когда всё внимание приковано исключительно к тебе.

В последние десять лет мне посчастливилось не раз бывать в Сильверстоуне и чувствовать поддержку трибун – со временем она только крепла. Хорошие результаты этому очень помогают – да, болельщики наслаждаются уик-эндом вне зависимости от того, удалось ли нам победить, но всегда здорово, когда британец выигрывает национальный этап.

Об этом много лет назад говорил сам Найджел – поддержка трибун помогает ехать на полсекунды быстрее, ты чувствуешь энергию. То же самое относится к жизни в целом: если ты настроен позитивно, твой день складывается удачнее, а если тебя окружают позитивно настроенные люди, дела идут еще лучше. Каждый раз, когда я покидал боксы, проходил поворот Brooklands, затем Priory… Кажется, седьмой поворот называется Priory, так?

Себастьян Феттель: Может, Woodcote?

Льюис Хэмилтон: Не знаю, но в седьмом повороте я мог видеть слева от себя толпу болельщиков, и это очень добавляло сил. В этот уик-энд на автодроме присутствуют Билли Монгер, дети из фонда Great Ormond Street, фонда Starlight, сюда приехал и мой родной брат – я получаю от них много положительной энергии.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Льюис, не могли бы вы рассказать, насколько участок от Copse до Chapel отличается от того, что было раньше, в плане скорости и используемых передач? Я слышал, как в телевизионном интервью вы заметили, что Copse можно пройти с педалью газа в пол, однако лучше этого не делать – почему?
Льюис Хэмилтон: Знаете, сейчас уровень прижимной силы просто невероятный, а одной из замечательных особенностей Сильверстоуна является то, что на обозначенном вами участке всегда дует встречный ветер – это как находиться в аэродинамической трубе с настройками на оптимальную прижимную силу.

Copse? Там я постепенно прибавлял, поскольку асфальт оставался влажным. Тот вираж можно пройти с педалью газа в пол на восьмой передаче, но не факт, что это будет максимально быстро, так как затем приходится сбрасывать скорость, и обороты двигателя могут упасть ниже оптимального уровня. Лично я не мчался там на полном газу, но это не привело к каким-либо потерям времени.

Когда оказываешься в связке Maggotts-Becketts, она воспринимается как нечто невероятное – вы не представляете, насколько захватывающе её проходить! Десятый и одиннадцатый повороты мы всегда проезжали на полной скорости, в двенадцатом от сезона к сезону всё позднее отпускали педаль газа и сейчас проходим его практически без замедления.

Тринадцатый поворот тоже фантастический – там кочковатый асфальт, максимальная прижимная сила и очень высокая нагрузка на шины, в том месте многое решает хороший выход. Далее мы отправляемся к Stowe, который остается весьма своеобразным: мы начинаем поворачивать, едва коснувшись педали тормоза, и тут же снова выжимаем педаль газа в пол. Перегрузки колоссальные, я не представляю, насколько быстрее мы там едем, но, судя по ощущениям, весьма существенно!

Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, если бы не описанные вами сложности, вы бы смогли побороться с Льюисом за поул?
Себастьян Феттель: Нет.

Вопрос: (Йенс Наглер) Получается, сегодня Хэмилтон был недосягаем?
Себастьян Феттель: Его результат в конце сессии был очень хорош. Предыдущий мы вполне могли превзойти, но в итоге преимущество оказалось слишком большим – почти полсекунды. Сегодня Льюис, определенно, заслужил поул.

Вопрос: (Ральф Бах) Вопрос ко всем. Можете ли вы использовать в гонке те же параметры мотора, что используете в финале квалификации, или приходится эти параметры понижать?
Кими Райкконен: В квалификации у нас нет существенной прибавки в мощности – по крайней мере, раньше в этом плане разница между нами и Mercedes была существенной. Не представляю, можно ли использовать такие же параметры в гонке.

Льюис Хэмилтон: Я невнимательно слушал вопрос. Да, мы можем использовать в гонке те же параметры, однако там мотор должен выдержать существенно большую дистанцию, и многое зависит от того, как вы планируете распределить его ресурс. Думаю, у всех ситуация примерно одинакова: есть настройки на максимальную мощность, и есть необходимость распределять ресурс…

Себастьян Феттель: У меня такой же мотор, как на машине Кими.

Вопрос: (Фил Данкан) Льюис, не хотел бы портить вам вечер, но стюарды проверяют, не помешали ли вы Роману Грожану в финале квалификации. Вам что-либо известно об этом инциденте? Вы блокировали француза?
Льюис Хэмилтон: Нужно посмотреть запись. Я как раз собирался уйти на быстрый круг, впереди меня ехал Валттери, и я пытался обеспечить себе свободную трассу. Позади ехал кто-то из гонщиков Force India, однако он свернул в боксы – то есть, за мной не было других участников. Но перед тем, как снова нажать на педаль газа, я посмотрел в зеркала, увидел приближающуюся машину и постарался максимально быстро уступить траекторию. Не знаю, помешал ли я чьей-то попытке, если да – приношу свои извинения. У меня не было сообщений от команды, что кто-то меня догоняет, я ушел с траектории без какой-либо блокировки, однако нужно посмотреть запись. Не думаю, что в тот момент Роман был достаточно близко.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Льюис, вы описали то, как ощущается прижимная сила в поворотах при встречном ветре. Притом вчера при боковом ветре у вас были сложности на входе в Becketts. Не могли бы вы рассказать о влиянии бокового ветра чуть подробнее? Даже за рулем дорожной машины порыв бокового ветра способен напугать, но каково чувствовать его на высоких скоростях, и как вы на всё это реагируете?
Льюис Хэмилтон: В такие моменты тебя просто вжимает в сиденье, ты чувствуешь всё максимально отчетливо – каждое движение, каждую кочку. Ты стараешься держать машину прямо, и в случае бокового ветра или срыва задней части с траектории скорректировать направление относительно просто. Гораздо сложнее сделать это в дождь. Помню, на входе в Copse меня едва не развернуло, и «поймать» машину оказалось довольно трудно, так как всё произошло намного быстрее. Опять же, на высокой скорости при должной подготовке среагировать проще, поскольку колеса быстрее обретают необходимый уровень сцепления. В общем, сегодня я неплохо держал траекторию – думаю, из меня бы вышел хороший раллийный гонщик!

Вопрос: (Агрис Лаузиниекс) Льюис, вам не хватает соперничества с Нико Росбергом, или борьба с Себастьяном Феттелем – вполне достаточный вызов?
Льюис Хэмилтон: На первую часть вопроса ответ «нет», а что касается второй – Себастьян и Кими навязали нам серьезное соперничество. Нынешний сезон Ferrari проводит безупречно, команда не допускает ошибок, и залогом их лидерства остается стабильность. У них отличная машина, и они выступают на высочайшем уровне.

Приятно участвовать в таком сражении – временами результаты первой тройки умещаются в одну десятую, что только на пользу всей Формуле 1! Red Bull Racing тоже постепенно обретает скорость, и сейчас за ведущие позиции сражаются наиболее конкурентоспособные представители пелотона. Да, среди претендентов могло бы оказаться еще несколько гонщиков, будь у них быстрая машина, но таковой, к сожалению, нет.

Вопрос: (Даниэле Спарисци) Вопрос для гонщиков Ferrari. Рассчитываете ли вы в гонке оказаться ближе к Mercedes?
Себастьян Феттель: Да. Мы всегда оказывались ближе к ним в гонке, и если рассуждать об ожиданиях, то ответ положителен, но посмотрим, как всё сложится на самом деле.

Кими Райкконен: Нечего добавить.

Перевод: Валерий Карташев