Интервью на подиуме
Вопрос: (Оуэн Уилсон) Льюис, поздравляю! Захватывающая гонка, однако в вашем исполнении она выглядела легкой!
Льюис Хэмилтон: Победы никогда не даются легко!
Вопрос: (Оуэн Уилсон) Что вы чувствуете? Блестящая победа британца на британской трассе!
Льюис Хэмилтон: Победить в Сильверстоуне – это непередаваемо! Я горжусь тем, что вижу вокруг столько британских флагов, поддержка болельщиков была просто невероятной, спасибо им за это! Команда в этот уик-энд сработала безупречно, Валттери выступил отменно, всё сложилось просто идеально.
Вопрос: (Оуэн Уилсон) Что дальше? Планируете выиграть титул?
Льюис Хэмилтон: Да, а затем я хочу озвучить персонажа в фильме «Тачки – 4»!
Вопрос: (Оуэн Уилсон) Принято!
Льюис Хэмилтон: На самом деле, до титула ещё далеко.
Вопрос: (Дженсон Баттон) Валттери, при старте с девятого места гонка обещала быть непростой, но за счет блестящей стратегии в Mercedes добились победного дубля!
Валттери Боттас: Я очень доволен гонкой – она получилась непростой. Я стартовал девятым, было нелегко отыгрывать позиции, но команда разработала идеальную стратегию. Я сохранял хладнокровие и двигался вперед. На последних кругах мне повезло, когда Кими получил прокол.
Это идеальный уик-энд для нас. Льюис безупречно провел гонку. Спасибо всем за поддержку!
Вопрос: (Дженсон Баттон) Отлично сработано! Вам предстояло взять максимум от непростой ситуации, и вы это сделали, заработав для команды немало очков – мои поздравления!
Валттери Боттас: Спасибо!
Вопрос: (Дженсон Баттон) Кими, для вас гонка выдалась сложной. Поначалу вы с Льюисом оторвались от остального пелотона – это всегда непросто, но со стороны казалось, что преимущество не стоило вам больших усилий. Позже у вас возникли проблемы, однако вы все-таки финишировали третьим – что скажете?
Кими Райкконен: В гонке мы выжали более-менее максимум возможного из машины – сегодня пилоты Mercedes оказались немного быстрее. В определенные моменты у меня возникали проблемы.
К сожалению, неприятности продолжаются. Какой бы ни была причина, но передняя левая шина… Она не взорвалась, скорее расслоилась. К счастью, я быстро смог вернуться в боксы, и машина не получила повреждений. Кругом спустя проблемы с резиной возникли и у Себастьяна в том же месте трассы. Не могу сказать, что я рад третьему месту, но лучше так, чем ничего.
Вопрос: (Дженсон Баттон) Вы выступили очень уверенно. Льюис, сегодня я впервые поднялся на подиум в Сильверстоуне – приятно находиться здесь рядом с тем, кто сработал по-настоящему здорово! Посмотрите, как рады болельщики вашему результату!
Льюис Хэмилтон: Невероятно! Спасибо, Дженсон – своими выступлениями вы явно заслуживали подиума в Сильверстоуне! В любом случае, хорошо, что сегодня здесь беседуют два британца! Ещё раз хочу поблагодарить всех за поддержку, и отдельное спасибо Билли Монгеру за то, что он приехал на автодром. Он вдохновлял меня в этот уик-энд, и я посвящаю эту гонку ему!
Вопрос: (Дженсон Баттон) Мои поздравления всем призерам – спасибо за зрелищную гонку! Британские болельщики – лучшие в мире, и Гран При Великобритании считается особенным благодаря своей аудитории. На этом всё, увидимся через пару недель в Венгрии!
Пресс-конференция
Вопрос: Льюис, 57-я победа в карьере, четвертая подряд в Сильверстоуне, притом у вас уже пять первых мест на этой трассе – вы повторили рекорд Джима Кларка! В личном зачете чемпионата вы всего одно очко уступаете Себастьяну Феттелю. Этап получился драматичным, хотя со стороны казалось, что вы полностью контролируете ситуацию. Насколько вы были осведомлены о том, что происходит на трассе, насколько контролировали обстановку?
Льюис Хэмилтон: Мне во многом повезло. Команда сработала невероятно, машина ехала потрясающе – я горжусь нашими сотрудниками. Валттери выступил здорово, прорвавшись с девятого места – для Mercedes уик-энд сложился идеально!
Я хорошо стартовал, после чего постепенно увеличивал отрыв от Кими Райкконена. Мы планировали провести пит-стоп в районе девятнадцатого круга, к тому моменту я опережал Ferrari на 12-14 секунд.
На больших экранах я видел отдельные моменты прорыва Валттери, позже мне сообщили, что у соперников возникли проблемы с шинами – у меня тоже возникли проблемы с гранулированием и вибрацией, потому, зная о неприятностях у конкурентов, на последних кругах я несколько сбросил темп. Впрочем, после финиша я чувствовал, что мог бы проехать ещё немало кругов.
Вы видели, сколько болельщиков собралось на автодроме. Я вспотел не из-за гонки, а потому, что решил пробежаться и поприветствовать зрителей – их поддержка в этот уик-энд была просто невероятной. Хорошо, что обошлось без дождя, а количество британских флагов на трибунах было немыслимым.
Меня здесь поддерживали дети из фонда Great Ormond Street, подопечные фонда Starlight, на автодром приехал и Билли Монгер – его появление воодушевило всю нашу команду. Еще один мой друг, Майкл, который сейчас сражается с болезнью – у Майкла раковая опухоль – прибыл сюда из Южной Африки и находился рядом с машиной, когда я стоял на подиуме. Свой сегодняшний успех я посвящаю ему и этим детям.
Вопрос: Перед пит-стопом и сразу после него вам удалось увеличить отрыв от Кими Райкконена – как это получилось?
Льюис Хэмилтон: В какой момент?
Вопрос: И до пит-стопа, и после него...
Льюис Хэмилтон: Я не особенно следил за отрывом. В тот момент мне удалось добиться нужного баланса и температуры шин, я взвинтил темп, зная, что у меня в запасе три-четыре круга. Я выкладывался по максимуму и отыгрывал у Кими по секунде с круга – именно тогда я сумел создать нужный задел. Пит-стоп прошел безупречно, а на последующих нескольких кругах я тоже ехал очень быстро, поскольку позади оказался Валттери, и мне не хотелось его сдерживать. Я пытался оторваться настолько, чтобы не мешать напарнику потоком возмущенного воздуха.
Вопрос: Валттери, вы прорвались с девятого на второе место, проехав 36 кругов на шинах Soft. Расскажите об этом. Были ли у вас сложности вроде тех, с которыми столкнулись в Ferrari? Вы старались догнать и атаковать Себастьяна Феттеля – как всё было?
Валттери Боттас: В условиях старта с девятого места команда безупречно провела этот уик-энд. То, что мы сделали – нечто потрясающее. Машиной было приятно управлять, она оказалась по-настоящему быстра, а команда выбрала для меня и Льюиса оптимальную стратегию.
Я стартовал на шинах Soft, мне предстояло проехать довольно продолжительный первый отрезок. На самом деле, мы даже продлили его на несколько кругов, поскольку всё складывалось очень неплохо. Ближе к финишу темп на относительно свежем комплекте SuperSoft был хорош, Себастьян в тот момент тоже приближался к Кими – я справедливо полагал, что Райкконен будет достаточно далеко, чтобы отобрать у него второе место, но затем Кими не повезло, он потерял второе место, а мы заработали победный дубль.
Вопрос: Кими, в начале гонки Ферстаппен сдерживал Феттеля, что позволило вам создать хороший отрыв. Думали ли вы, что имеете комфортное преимущество? Расскажите о проблемах, возникших ближе к финишу – были ли хоть какие-то намеки, прежде чем разрушилась левая передняя шина? Может, вы наехали на обломок?
Кими Райкконен: Я занимал второе место, имел комфортный отрыв, однако ситуация оставалась непростой – в этот уик-энд у нас в разные моменты наблюдались те или иные сложности. Мой темп был таким же, как в пятницу, я старался удержаться за Льюисом, но для этого не хватило скорости. Всё шло более-менее гладко, когда за два круга до финиша перед шестым поворотом передняя левая шина не то чтобы взорвалась – от нее на прямой отлетел кусок резины.
Непохоже, чтобы я на что-то наехал, вплоть до того момента машина вела себя неплохо – к счастью, удалось быстро вернуться на пит-лейн. Мне казалось, что разрушившаяся шина повредила переднее антикрыло, но этого не случилось, и я всё-таки добился неплохого результата. В общем, мне и не повезло, и повезло одновременно.
Похоже, нечто подобное случилось у Себастьяна Феттеля кругом позже, но я пока не знаю, что именно. Сегодня я вполне мог финишировать вторым, однако для борьбы с Льюисом за победу скорости явно не хватало – предстоит проделать кое-какую работу. Старт прошел неплохо, но стоило начать отставать, отыграться уже не было ни единой возможности.
Вопросы с мест
Вопрос: (Майк Дудсон) Льюис, мои поздравления! Одержав свою пятую победу в Сильверстоуне, вы повторили рекорд Джима Кларка, и мы знаем, насколько дорог вам этот кубок. Вы закажете себе копию, так как вряд ли сможете оставить оригинал?
Льюис Хэмилтон: Я давно хотел сделать копию. Не помню, есть ли она у меня – я давно не видел свои кубки, они находятся в отдельном хранилище. Мне хочется получить копию, поскольку кубок в самом деле очень красивый, на нем выгравированы фамилии легендарных гонщиков. Приятно видеть среди них и мою фамилию, она будет присутствовать там и после того, как я решу завершить карьеру.
Вопрос: (Эндрю Диллон) Льюис, где вы планируете готовиться к следующей гонке? Возможно, в Диснейленде? Что можно сказать о вас как о гонщике, если вы отправляетесь на отдых, а по возвращении одерживаете столь убедительную победу?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что к моей подготовке могут быть какие-то вопросы. У меня больше поулов, чем у многих гонщиков, я увеличиваю число своих побед и выступаю здорово. Если вы и сейчас не понимаете, что моя подготовка четко спланирована, то вряд ли сможете когда-либо понять. Всю следующую неделю я буду тренироваться в различных местах, затем вернусь на пару дней в Великобританию, чтобы посетить базу команды, а уже потом отправлюсь на Гран При Венгрии.
Вопрос: (Дон Кеннеди) Льюис, поздравляю с пятой победой! Скорость Mercedes намекает, что четвертый чемпионский титул для вас вполне возможен. Если вы его завоюете, задумаетесь ли о завершении карьеры, о чем уже несколько раз писали журналисты, или постараетесь в пятый раз стать чемпионом мира?
Льюис Хэмилтон: Пока рано загадывать, до конца сезона еще далеко. Сейчас мне нравится мой пилотаж, я на пике формы и чувствую, что справляюсь с машиной лучше, чем когда-либо. Потому нет никаких причин, по которым мне вдруг захотелось бы завершить карьеру. Я по-прежнему наслаждаюсь Формулой 1, мой контракт с Mercedes рассчитан как минимум еще на один год, так что об уходе я буду думать в соответствующий момент времени и значительно позже.
Вопрос: (Эндрю Диллон) Льюис, пара вопросов. Что вы чувствовали, когда видели реакцию болельщиков на ваше выступление? И что значит для вас тот факт, что к середине сезона вы сократили отставание от Себастьяна Феттеля до одного очка, причем сделали это именно в Сильверстоуне?
Льюис Хэмилтон: Еще ребенком, смотря гонки по телевизору, я видел, как британские болельщики приветствуют Найджела Мэнселла и других великих гонщиков. Ничего подобного я никогда не встречал на других трассах и часто думал: «Как здорово было бы ощутить нечто подобное!» В последние четыре года с каждым визитом в Сильверстоун я ощущал всё большую поддержку, и когда сегодня вышел к трибунам и помахал болельщикам, они в ответ пустили настоящую «живую волну»! Такое отношение настолько воодушевляет, что хочется снова и снова приезжать сюда и выступать на столь же высоком уровне, как сегодня.
По ходу гонки я постоянно следил за тем, на какой позиции находится Феттель. Я видел, что он ехал третьим, и надеялся, что Валттери сумеет его догнать, а когда они начали сражение, подумал: «Ну, наконец-то!» - и был очень обрадован, когда Валттери провел атаку, ведь это обещало отличный результат и для нашей команды, и для самого Боттаса.
Но я представить не мог, что у Феттеля ближе к финишу возникнут проблемы. Отыграть столь существенное отставание уже на Гран При Великобритании – это из разряда фантастики, я просто счастлив, но далее нам нужно продолжать работу. В этот уик-энд наш коллектив доказал, что всегда готов атаковать, впервые в истории чемпионата даже после смены технического регламента команда сохраняет лидирующие позиции – это невероятно. Полагаю, болельщикам нравится, как складывается сезон. Кими сегодня был очень быстр – приятно постоянно соперничать с Ferrari!
Вопрос: (Сеф Хардинг) Льюис, спасибо за блестящую гонку! Расскажите о том, как прошел уик-энд. Что вы почувствовали, одержав победу и повторив рекорд Джима Кларка на глазах людей, искренне любящих вас? Каково британскому гонщику выиграть национальный Гран При и в очередной раз достойно представить свою страну в Формуле 1?
Льюис Хэмилтон: Знаете, мне сложно подобрать слова. Когда я выступал в Сильверстоуне в молодёжных сериях, я мечтал, что однажды окажусь в Формуле 1 и, возможно, выиграю титул, но я и представить себе не мог, что заработаю такое количество поулов, что повторю рекорды Джима Кларка, Айртона Сенны, что моя фамилия окажется в числе известнейших гонщиков. Я очень этим горжусь и хочу в очередной раз заметить, что всё это стало возможным за счет самоотверженных усилий моей семьи и, в частности, моего отца.
Поддержка, которую я получаю в Сильверстоуне, пожалуй, едва ли не самое замечательное, что происходит со мной по ходу сезона. Не думаю, что кто-либо из гонщиков ощущает в своей стране нечто подобное, что чувствует британец во время Гран При Великобритании. Нам никак нельзя терять этот этап чемпионата.
Вопрос: (Чиара Рейнис) Кими, в какой-то момент гонки вы сообщили команде, что у вас в кокпите что-то движется. Что это было?
Кими Райкконен: Примерно на середине гонки что-то стало мешать мне в районе педалей – не знаю, что конкретно. Меня это особо не беспокоило, разве что пару раз мешало под пяткой – думаю, мы вскоре выясним причину. Возможно, в кокпит попал кусок резины или нечто подобное – такое иногда случается. Пару раз это меня отвлекло, но затем кусок отлетел в угол кокпита и больше мне под ноги не попадал.
Вопрос: (Луис Васконселос) Валттери, поначалу ваш прорыв шел очень здорово – вы быстро прошли обоих гонщиков Force India, а затем Вандорна и Хюлкенберга. Однако позднее вы догнали сражающихся между собой Ферстаппена и Феттеля. Было ли у вас желание вступить в эту борьбу, или от вас требовалось держаться на расстоянии, чтобы сохранить ресурс шин? Вас устроило то, как Себастьян Феттель оборонял позицию во второй половине гонки? Кими, в гонке вы оказались ближе к Mercedes, чем в квалификации, но всё-таки недостаточно. Это объясняется особенностями трассы, или же Mercedes удалось прибавить?
Кими Райкконен: Не знаю, удалось ли нам приблизиться. В первой части гонки – да, после пит-стопов – нет. Нужно все проанализировать и сделать выводы. В нескольких предыдущих Гран При конфигурация трассы не идеально подходила нашей машине, в Венгрии в этом плане всё должно быть лучше, но посмотрим. Необходимо продолжать работу, стараться прибавить и как можно дольше оставаться в борьбе.
Валттери Боттас: Для меня первый отрезок гонки получился очень удачным. За счет скорости W08 я довольно быстро прошел несколько машин – всегда проще, если уже с первого круга можешь ехать в хорошем темпе. Но когда я догнал Себастьяна и Макса, они как раз соперничали между собой, а в такой ситуации, даже если у вас достаточно скорости, провести обгон крайне сложно, ведь на одной из машин впереди постоянно задействуется DRS. Я понимал, что мне нужно проехать значительно больше кругов, чтобы реализовать стратегию, потому я, по сути, держался на определенном расстоянии и надеялся, что своей острой борьбой парни сами навлекут на себя неприятности. Возможность атаковать представилась позже: Себастьян и Макс отправились на пит-стоп, тогда как мои шины еще сохраняли эффективность, и мне оставалось лишь по максимуму использовать их оставшийся ресурс.
Борьба с Себастьяном? В первый раз я пробовал атаковать снаружи, Феттель закрыл внутренний радиус – мы мчались бок о бок, но далее у меня не оставалось места, кроме как выехать за пределы трассы. Да, мы оба действовали агрессивно, но таковы гонки – никаких претензий. Буквально на следующем круге я сумел подобраться чуть ближе и на сей раз успешно провел маневр.
Вопрос: (Санни Юпал) Льюис, для вас это уже пятый успех в Сильверстоуне, а впереди – этап в Венгрии, где вы тоже неоднократно финишировали первым. Вы по-прежнему на пике формы – как много сезонов еще планируете провести, сколько побед рассчитываете одержать?
Льюис Хэмилтон: Я по-прежнему ощущаю себя молодым и полным сил. Думаю, я мог бы выступать еще довольно долго, если бы захотел, но я пока не представляю, что ждет меня в будущем. Все, что в моих силах – это брать максимум от каждого дня и от каждого шанса. Я продолжаю жить так, как мне хочется, вне зависимости от того, что скажут другие, и надеюсь, что смогу еще не раз подарить своим родным и болельщикам повод для гордости.
Вопрос: (Бен Хант) Льюис, после гонки в Австрии вы выглядели подавленным и были огорчены тем, что в какие-то моменты действовали слишком мягко. В этот раз вы блестяще провели гонку, тогда как Себастьян Феттель финишировал на несколько позиций ниже – что это значит для вас в психологическом плане? Добавилось ли оптимизма в битве за титул?
Льюис Хэмилтон: Оптимизма добавил не инцидент у Себастьяна, а наша скорость в этот уик-энд. К счастью, многие негативные моменты не испортили общего впечатления, да и болельщики оказали нам неоценимую поддержку – мы смогли выехать на трассу и выполнить свою задачу. Я горжусь работой нашего коллектива, нашей этикой. В предыдущих Гран При нам хватало скорости, но, к сожалению, потраченные усилия не подтверждались результатами на трассе. Здесь мы выступили заметно увереннее, хотя тоже не безупречно – безупречные гонки еще впереди. Примечательно, что в Сильверстоун мы не привезли никаких модификаций, они ожидаются позднее. Борьба предстоит плотная, и она будет продолжаться до конца сезона – надеюсь, для меня и Валттери в гонках будет меньше проблем.
Вопрос: (Стивен Кэмп) Льюис, в середине сезона двух претендентов на титул разделяет всего одно очко – не кажется ли вам, что наступает переломный момент? И общий вопрос для вас и Валттери: можно ли сказать, что в плане конкурентоспособности обеих машин Mercedes пока впереди Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Переломный момент определить всегда сложно – скорее, ситуация напоминает маятник. В этот уик-энд он качнулся в нашу сторону, столь плотное сражение между Mercedes и Ferrari в целом хорошо и для спорта, и для болельщиков. Конечно, мы надеемся, что маятник останется в его нынешнем положении, но, как известно, он должен раскачиваться. Хочется верить, мы сумеем оперативно среагировать на все события, которые готовят нам ближайшие гонки.
Валттери Боттас: Как заметил Льюис, в Сильверстоун мы не привезли модификации. Преимущество той или иной команды будет во многом определяться конфигурацией трассы – в частности, в Сильверстоуне мы выглядели сильнее. С того момента, как ранее по ходу сезона у нас возникли сложности, команда изо всех сил искала решение, и эта работа начинает себя оправдывать – машина с каждым уик-эндом едет всё лучше и лучше. Но мы пока не можем утверждать, что находимся впереди всех, потому нужно продолжать работать над машиной так, как мы делаем это сейчас.
Перевод: Валерий Карташев