Первая пресс-конференция
Участники: Фелипе Масса (Williams), Лэнс Стролл (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
Вопрос: Фелипе, начнем с вопроса о перспективах. Год назад в это время вы уже представляли, чем займетесь в 2017-м?
Фелипе Масса: Нет, я не представлял, как всё сложится. Всё, что я планировал, в итоге не сбылось!
Вопрос: Тогда вы не планировали остаться в Формуле 1, но сейчас ситуация выглядит неопределенной. О чем вы думаете? Насколько вам хочется остаться в чемпионате, остаться в Williams?
Фелипе Масса: Честно говоря, сейчас я расслаблен, наслаждаюсь работой и стараюсь как можно лучше провести оставшиеся гонки. Я не знаю, что будет в следующем году, но сохраняю спокойствие. Мне, пожалуй, хотелось бы провести ещё один сезон – думаю, я смог бы выступить здорово. Я многим могу помочь команде, как уже бывало не раз, но решать не мне, а руководству. Я же стараюсь по максимуму выкладываться в кокпите, стараюсь принести максимум пользы команде, и это главное.
Мы с Williams ведем переговоры, процесс идёт. У всех есть свой путь, у меня, как у профессионального гонщика, он тоже есть, и я этим доволен. Я могу быть полезен команде, но мы должны найти решение, которое устроит всех. В любом случае, сейчас я спокоен. Я многим помог и команде, и чемпионату в целом, если люди захотят, чтобы я остался, я останусь и сделаю всё, чтобы выступать на высоком уровне. Сейчас я просто стараюсь качественно выполнить свою работу в оставшихся гонках, а там посмотрим, что получится.
Вопрос: К какому сроку должна появиться определенность? Вы обозначали команде какую-либо дату?
Фелипе Масса: Конкретной даты нет. Конечно, для меня и команды было бы здорово определиться с этим до этапа в Бразилии. Посмотрим, получится ли, но я искренне на это надеюсь.
Вопрос: Перейдем к японской трассе – в Сузуке вам с 2006 года принадлежит рекорд круга в квалификации. В чем секрет успешной попытки, и есть ли совет, который вы могли бы дать новичку вроде вашего напарника?
Фелипе Масса: Да, я помню тот год, мне удалось показать результат в районе 1 минуты 29.5 секунды. С тех пор многое изменилось, нынешняя машина на 100 кг тяжелее той, на которой я выступал в 2006-м, но в этом году рекорд наверняка падет.
Уверен, с новыми машинами гоняться в Сузуке будет очень здорово, здесь одна из самых интересных конфигураций во всём чемпионате. На первом секторе будет по-настоящему весело, правда, мышцам шеи придется тяжеловато. Интересно узнать, какими будут ощущения в квалификации. Лэнс уже знаком с Сузукой, правда, машина на этот раз у него иная – думаю, ему понравится на ней здесь выступать.
Вопрос: Лэнс, вы с Фелипе неплохо ладите, но сейчас ходит немало слухов по поводу вашего напарника в следующем сезоне. У вас есть предпочтения?
Лэнс Стролл: У нас с Фелипе замечательные отношения, мы помогли Williams заработать немало очков, но решение по составу зависит от руководства. Я должен сосредоточиться на работе, но в целом мы с Фелипе отлично ладим.
Вопрос: Есть что-то, чему вы научились у Фелипе?
Фелипе Масса: Многому!
Лэнс Стролл: Именно так.
Фелипе Масса: Наверное, следует им рассказать?
Лэнс Стролл: Нет, это останется между нами. Фелипе помог команде своим опытом, а для меня в этот дебютный сезон послужил ориентиром. Фелипе помог доработать машину, а я усвоил несколько уроков, которые впоследствии смог применить на трассе. Я действительно многому у него научился.
Вопрос: В девяти последних гонках вы шесть раз зарабатывали очки. Насколько увереннее вы чувствуете себя в кокпите по сравнению с дебютным этапом в Мельбурне?
Лэнс Стролл: Сейчас я другой гонщик – не тот, что был в Мельбурне в начале года. По ходу сезона приходит опыт, в каждой гонке замечаешь что-то, что можно было сделать лучше. Я прибавляю с каждым этапом, благодаря большему опыту работы с машиной.
Вопрос: Даниэль, чем вы занимались после гонки в Малайзии? У вас были интересные мероприятия в стране восходящего солнца?
Даниэль Риккардо: Если бы солнце не вставало, здесь было бы темно! (смеётся) Токио способен поразить воображение, но в целом всё прошло здорово. В один из предыдущих дней мы с Фелипе отправились в знаменитый суши-ресторан… Им владеет господин Дзиро, а сам ресторан стал известен западному миру после того, как вышел документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Мне рассказали об этом местечке пару лет назад, я тогда подумал: «Отлично, мы позвоним и забронируем места на завтрашний вечер». Оказалось, нужно бронировать едва ли не за год, так что спустя пару лет нам это всё-таки удалось. Замечательный опыт!
Фелипе Масса: Было весело наблюдать выражение лица Даниэля, когда он почувствовал вкус рыбы, которую не ожидал увидеть в блюде!
Даниэль Риккардо: Я стал употреблять морепродукты всего несколько лет назад, в том числе сырую рыбу. Некоторые виды рыб для меня по-прежнему в диковинку, но не хотелось показать неуважение.
Фелипе Масса: Там не было лосося.
Даниэль Риккардо: Там было другое, но, в любом случае, опыт интересный. Визит занял всего полчаса, всё было оперативно, но здорово. Еще я попробовал свои силы в кендо – японском боевом искусстве, мне очень понравилось. В общем, два интересных события за одну неделю!
Вопрос: Похоже, вы славно провели время! Вспомним прошлую гонку. Вы можете описать свои эмоции? С одной стороны, вы в восьмой раз в сезоне поднялись на подиум, но что если… Что если бы вам удалось чуть раньше пройти Валттери Боттаса, какой результат был бы возможен?
Даниэль Риккардо: Думаю, вариантов совсем мало. Конечно, если бы я раньше прошел Валттери, или он сам не опередил бы меня на старте, мои шансы побороться с Льюисом были бы выше. Но я все равно не оцениваю ту гонку, как упущенную возможность. После финиша я думал, что если бы на первых метрах сместился к внешней кромке трассы, то смог бы затормозить позднее и удержал бы позицию, но, опять же, если бы я раньше вышел из «воздушного мешка» от машины Макса, Валттери проскочил бы между нами. Вряд ли на старте я мог сработать лучше. Я рад очередному подиуму, и пусть год назад я победил в Сепанге, эта трасса никогда не относилась к тем, где я добивался больших успехов, так что финиш на подиуме в последнем Гран При Малайзии – хороший результат.
Вопрос: Машина Red Bull Racing была конкурентоспособна на трех разных трассах – в Монце, Сингапуре, Малайзии. Вы согласны с Хельмутом Марко, что у вас одно из лучших шасси в чемпионате?
Даниэль Риккардо: Мы не так далеки от лидеров, сейчас мы намного ближе к ним, чем были в первой половине сезона. В воскресенье в Монце мы удивили сами себя, но в Сингапуре в квалификации Себастьян Феттель привез нам несколько десятых. Мы то близко, то далеко, то снова близко, то снова далеко. В Малайзии машина была очень быстра, но если бы Ferrari стартовали впереди, одолеть их было бы крайне сложно. Если мы не быстрейшие, то уж точно где-то рядом, и в Сузуке у нас есть очередной шанс это доказать, чего я с нетерпением жду.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дитер Ренкен) Даниэль, доктор Марко сказал, что вами уже интересуются в других командах. Не могли бы вы рассказать об этом чуть подробнее? Обсуждали ли вы что-то с Хельмутом, и каковы ваши перспективы внутри Red Bull?
Даниэль Риккардо: Всё, что мне известно – мой контракт с Red Bull Racing рассчитан до конца 2018 года. Полагаю, доктор Марко имел в виду этот момент, а не следующий сезон.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Похоже, вы на это надеетесь?
Даниэль Риккардо: Я на 99,999% уверен, что у меня есть место в Red Bull Racing на следующий сезон. Полагаю, Марко говорил о более отдаленных перспективах, но мы с ним ничего такого не обсуждали – видимо, он просто констатирует факты…
Вряд ли у него есть планы, простирающиеся далее 2018 года. Я всё-таки должен выступать в следующем сезоне, после этапа в Малайзии Марко не выглядел разочарованным! Думаю, его всё устраивает.
Вопрос: (Хейкки Культа) Даниэль, в начале сезона вы уступали Валттери Боттасу в скорости, но в последних четырех гонках трижды его опередили. Удивлены такой перемене?
Даниэль Риккардо: Думаю, мы постепенно становимся сильнее, потому можем регулярно бороться с Mercedes. Кроме того, после летнего перерыва у Валттери было меньше успешных выступлений по сравнению с Льюисом. Видимо, факторы совпали: он выступал не на пике формы, а мы прибавили, что позволило отобрать у него несколько очков.
Мои шансы на титул ничтожно малы, но есть возможность снова закончить сезон в первой тройке. У Валттери пока преимущество, но если я смогу приближаться такими же темпами, то вряд ли буду разочарован.
Вопрос: (Дэвид Крофт) Даниэль, как вы заметили, Red Bull Racing по ходу сезона удалось прибавить. Возможно, пришло время остановить работу над нынешней машиной, чтобы заняться перспективным шасси и в следующем сезоне дать вам возможность с первых гонок бороться за титул? Если этого не случится, задумаетесь ли вы об уходе из команды?
Даниэль Риккардо: Пока план именно такой – бороться с первых гонок. Не знаю, почему в предыдущие несколько лет мы слабо начинали, но затем отыгрывались. Надеюсь, выводы сделаны: в 2018-м регламент почти не изменится, возможно, мы сможем увереннее начать сезон. Этого хотят все в команде. Впрочем, если очередной сезон не окажется успешным, мы что-нибудь придумаем. По крайней мере…
Знаете, кажется, в этой фазе сезона я каждый раз говорю такие слова, но в следующем году мы должны быть настолько конкурентоспособны, насколько нам того хочется. В Mercedes побеждают уже довольно долго, мы постараемся это исправить.
Вопрос: (Абхишек Такле) Фелипе, сообщалось, что в Williams присматриваются к Роберту Кубице и Полу ди Ресте. Как это соотносится с вашими планами на будущее?
Фелипе Масса: Для меня этого ничего не меняет. В Williams знают, что я могу дать команде, а тесты с машиной четырехлетней давности – совершенно иной случай. Из них сложно сделать полноценные выводы, так что для меня всё остается по-прежнему.
Вопрос: Фелипе, вы планируете посетить эти тесты?
Фелипе Масса: Нет. Я даже не знаю, правда ли, что они запланированы.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Лэнс, Фелипе говорил о тестах с машиной четырехлетней давности, но вы сами с такой работаете, а сейчас неплохо справляетесь с нынешней. В чем между ними разница, и позволяет ли старое шасси оценить возможности гонщика?
Лэнс Стролл: Нынешние машины очень быстры, а машины 2014 года были первыми, построенными по новым правилам. С тех пор был достигнут существенный прогресс, в нынешнем сезоне правила снова изменились – стало больше прижимной силы, появились иные шины. Машины очень разные, но посмотрим, какой будет позиция команды. Не мне решать, подходит ли шасси для оценки.
Вторая пресс-конференция
Участники: Стоффель Вандорн (McLaren), Валттери Боттас (Mercedes), Паскаль Верляйн (Sauber)
Вопрос: Валттери, после летнего перерыва сезон складывается для вас непросто, после гонки в Малайзии вы сказали, что это, возможно, самый сложный период в вашей карьере. Почему так?
Валттери Боттас: Единственное, чего я хочу – выступать на хорошем уровне, достигать целей, которые я сам перед собой поставил. В недавних гонках мне это не удавалось, потому настрой был далеко не позитивным. Переживать это непросто, когда у тебя хорошая машина и все шансы претендовать на высокий результат. Я просто хочу выступать на уровне.
Вопрос: Возможно, машиной стало сложнее управлять по сравнению с ранней фазой сезона, когда вы выигрывали гонки и завоевывали поулы?
Валттери Боттас: Компромиссы, на которые нам пришлось пойти на некоторых трассах, чтобы вывести шины в рабочий диапазон, существенно осложнили задачу. Льюису с более радикальными настройками удалось добиться большего.
Зачастую многое решает стиль пилотирования, а чтобы разобраться, порой нужен неудачный уик-энд, иначе не заметить нюансов. Отличия крайне малы, но в Формуле 1 многое зависит от мелочей, от способности адаптировать стиль пилотирования – порой это непросто, пилотаж становится менее привычным, но такова ситуация.
Плюс в том, что в сложный уик-энд можно многому научиться. В Малайзии я получил ответы на многие вопросы. Мы с инженерами прорабатывали все нюансы, пытались во всём разобраться – я узнал действительно много. Всегда можно найти какие-то плюсы.
Вопрос: Если говорить о нюансах, видели ли вы на телеметрии что-то, чему можно научиться у Льюиса Хэмилтона?
Валттери Боттас: У напарника всегда есть чему научиться. На каждой трассе можно отметить для себя пару моментов, особенно у такого быстрого гонщика, как Льюис.
Вопрос: Стоффель, два седьмых места в Сингапуре и Малайзии – полагаю, вы очень довольны!
Стоффель Вандорн: Недавние гонки прошли очень здорово, что доказывает: моя работа, работа инженеров и сотрудников на базе начинает приносить результат. Мне всё более комфортно в кокпите. Было здорово финишировать седьмым в Малайзии и Сингапуре – я не хочу привыкать радоваться седьмому месту, но с учетом возможностей машины это была максимально возможная позиция, потому я доволен. Впереди еще пять гонок, пять шансов сработать здорово – нужно и дальше выкладываться по максимуму, а там кто знает, как всё получится.
Вопрос: Вы опередили Фернандо Алонсо в личном зачете. За счет чего это стало возможным? Над какими областями вы работали, чтобы изменить ситуацию?
Стоффель Вандорн: Для меня это первый сезон в Формуле 1, ко многому пришлось адаптироваться. Непростое начало сезона и дефицит времени для работы на трассе явно не помогли, но потом дела пошли более гладко. Мои отношения с инженерами заметно укрепились, каждый уик-энд мы начинаем с позитивным настроем и знаем, на каких областях нужно сосредоточиться. Приятно видеть, что результаты не заставляют себя ждать.
Вопрос: В 2016-м вы выиграли в Сузуке гонку серии SuperFormula. Есть ли что-то из прошлогоднего опыта, что пригодится в этот уик-энд? Возможно, вы знаете нечто, что неизвестно другим гонщикам?
Стоффель Вандорн: Всегда хорошо знать трассу – как вы заметили, мне доводилось выступать в Сузуке. Я гонялся здесь в SuperFormula, победа была особенным моментом – с нетерпением жду возможности опробовать эту трассу за рулём Формулы 1. На машинах нового поколения выступать здесь будет поистине здорово!
Вопрос: Паскаль, в отличие от Валттери и Стоффеля вы пока не знаете, будете ли выступать в следующем сезоне. Вы девять раз опережали Маркуса Эриксона в квалификации, на вашем счету все очки Sauber в нынешнем сезоне – вы уверены, что этого достаточно для сохранения места в команде?
Паскаль Верляйн: Я на это надеюсь. Я полностью концентрируюсь на пилотировании, каждый уик-энд – это возможность себя проявить. Предыдущие этапы сложились непросто, в Малайзии дела шли чуть лучше – надеюсь, мы кое-чему научились и здесь сможем выступить увереннее.
Вопрос: Насколько ваша карьера в руках Mercedes?
Паскаль Верляйн: Я участник молодежной программы Mercedes, все переговоры компания проводит за меня.
Вопрос: Для Sauber сезон выдался крайне непростым, но какими вам видятся перспективы команды?
Паскаль Верляйн: Ожидается прогресс в части силовых установок – команда будет использовать последнюю спецификацию, тогда как во второй половине нынешнего сезона с прошлогодними моторами мы явно уступаем. Хочется верить, с новым шасси команда тоже сделает шаг вперед.
Вопросы с мест
Вопрос: (Татсуя Отани) Пара вопросов для Стоффеля. Как вы оцениваете прогресс машины по ходу сезона в части силовой установки и собственно шасси? Вы сотрудничали с Honda в прошлом году в японской SuperFormula – после выступления с ними в Формуле 1 ваше мнение о компании изменилось или осталось прежним?
Стоффель Вандорн: По сравнению с началом сезона команда добилась существенного прогресса. Все помнят, в какой ситуации мы оказались на предсезонных тестах в Барселоне: тогда у нас были сложности даже с тем, чтобы просто выехать на трассу.
Первые несколько гонок тоже выдались непростыми, но каждый уик-энд оставлял нечто позитивное, каждую неделю мы прибавляли. Конечно, мы пока не можем быть довольны своей скоростью, до этого еще далеко, но недавно нам удалось заработать важные очки. Впрочем, до соперничества с лидерами ещё далеко, отыграть предстоит немало.
Вопрос: Как изменилось ваше мнение о Honda?
Стоффель Вандорн: Год в SuperFormula помог мне сработаться с японскими специалистами. Их культура сильно отличается от европейской, поначалу мне было непросто находиться в чисто японской среде. Но для меня это был своего рода вызов – выстроить команду вокруг себя, привить им европейский опыт, направить усилия в нужное русло и добиться результата. Должен признаться, это была приятная задача.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, вы откровенно говорили о своих сложностях. Не опасаетесь ли, что тем самым принизили свои возможности перед болельщиками?
Валттери Боттас: Меня не интересует, что обо мне говорят. Меня волнуют собственные цели – если я их не достигаю, то не могу быть доволен. Я всегда честен с самим собой, и если вижу, что могу в чем-то прибавить, я прибавляю.
Позади несколько непростых гонок, из которых я должен был сделать выводы – особенно из этапа в Малайзии, но всё это уже в прошлом. Я здесь, в Японии, и смотрю только вперед. То были этапы, в которых я многому научился, а сейчас я жду очередную гонку.
Вопрос: Валттери, но столь открытое признание сложностей многих удивило…
Валттери Боттас: Обычно я называю вещи своими именами. Я не был доволен, это чистая правда.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Паскаль, нынешний этап уже девятый с момента смены руководства Sauber. По сути, при новом менеджменте команда преодолела половину сезона. Что изменилось в коллективе, и достаточно ли ресурсов на будущее?
Паскаль Верляйн: Насчёт ресурсов мне ничего не известно. В команде многое изменилось, к нам присоединился опытный Фредерик Вассёр и еще несколько специалистов, в следующем сезоне мы вправе ожидать прогресса. Фредерик в качестве одной из первоочередных задач добился продления контракта с Ferrari, так что в 2018-м на машинах Sauber будут стоять моторы последней спецификации.
Вопрос: (Дэвид Крофт) Валттери, вы говорили о том, как складывался для вас сезон после летнего перерыва, но ваш напарник завоевывал подиумы, а вам в квалификации не удавалось подобраться к нему ближе, чем на полсекунды. Вы обмолвились о компромиссах в настройках, но, возможно, следует попросить команду о новом шасси? Что помогло бы устранить сложности?
Валттери Боттас: Если бы команда выявила какую-либо проблему с шасси… Знаете, при современных технологиях и без смены шасси можно убедиться, всё ли в порядке. Я, как всегда, на 100% полагаюсь на команду, парни делают всё возможное, чтобы удостовериться, что машина в хорошем состоянии и настроена оптимально. Я в них не сомневаюсь, хотя, кто знает, возможно, я уже спрашивал о замене шасси…
Вопрос: (Дэвид Крофт) Полагаю, вы в самом деле об этом спрашивали…
Валттери Боттас: Возможно, не напрямую. Каким был первый этап после летнего перерыва? Гран При Бельгии. Я слабо провел первый отрезок гонки, не лучшим образом выступил в квалификации и задавал немало вопросов, так как хотел выявить моменты, на которые сам могу повлиять. Я всегда стараюсь удостовериться в том, что к машине нет претензий, но в этом я полностью доверяю команде.
Вопрос: (Шигенори Огура) Стоффель, с возвращением в Сузуку! Что вы чувствуете, вернувшись сюда? Что скажете о возможности снова выступить перед японскими болельщиками?
Стоффель Вандорн: Я очень рад вернуться и в Японию и в Сузуку! Прошлый год выступлений здесь оставил немало приятных воспоминаний, японские болельщики очень меня поддерживали – уверен, так будет и в предстоящий уик-энд. Они всегда собираются на трибунах в большом количестве, создают невероятную атмосферу – с нетерпением всего этого жду! Здесь отличная трасса и отличный этап для всех нас!
Вопрос: (Гэтан Винерон) Стоффель, можно ли сказать, что ваш прогресс в результатах объясняется тем, что вы в какой-то момент смогли самостоятельно вместе с инженерами выбирать настройки?
Стоффель Вандорн: Как я уже говорил, всё объясняется работой с командой: моё взаимодействие с инженерами качественно улучшилось. Получив возможность больше времени проводить на трассе, я смог показать инженерам, чего хочу от машины – сейчас в этом плане у нас полное понимание. Никаких сомнений нет, мне комфортно в кокпите. Начиная уик-энд, я уверен, что всё получится – приятно с таким чувством садиться за руль, и столь же приятно знать, что машина поедет так, как тебе хочется.
Перевод: Валерий Карташев