Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Малайзии – этап необычный. За 18 лет здесь прошло немало ярких гонок – начиная с первой, когда в 1999-м Михаэль Шумахер вернулся за руль, пропустив шесть Гран При из-за перелома ноги, и в квалификации разгромил соперников, на секунду опередив всех, включая напарника Эдди Ирвайна. Победу в итоге одержал именно Ирвайн, но только потому, что Шумахер не только пропустил его вперёд, но и всю гонку сдерживал Мику Хаккинена. После финиша Ирвайн шутил: «Может, мне тоже сломать ногу?»
Или Гран При 2001 года, когда через несколько кругов после старта начался дождь, и обе лидировавшие Ferrari вылетели с трассы в одном повороте, откатившись в конец первого десятка! А затем за несколько кругов отыграли все потерянные позиции, проезжая круги на пять секунд быстрее соперников.
Погода – постоянная тема для разговоров в Малайзии. Изнуряющая, 40-градусная жара при высочайшем уровне влажности превращают даже обычную активность в подобие марафона, что уж говорить о двухчасовой гонке! В любую минуту может пойти дождь – и если такое случается, то можно быть уверенным, что это будет не лёгкий европейский дождик, а тропический ливень, смывающий машины с трассы. А через 15 минут он может столь же внезапно закончиться.
Хотя первоначально Гран При Малайзии проводился осенью, с 2001-го его перенесли на начало года, и только в прошлом году Сепанг вернулся во вторую половину сезона. Это соответствовало желаниям организаторов – они признавались, что хотели бы проводить гонку в тот момент, когда борьба за титул вступает в решающую фазу. И хотя руководство чемпионата пошло навстречу, 7 апреля 2017 года было объявлено, что контракт с трассой продлён не будет и нынешний Гран При Малайзии окажется последним.
Малайзийская трасса весьма специфична, ни одна из машин команд-лидеров не имеет здесь явных преимуществ. Здесь есть и скоростные виражи, и длинные прямые, и медленные повороты. А жаркая погода и высокая влажность увеличивают шансы на ошибку.
Три последних года на поуле здесь неизменно оказывался Льюис Хэмилтон, но победил тут лишь однажды, в 2014 году. В остальные годы добиться максимального результата Льюису мешали различные стечения обстоятельств – неудачная стратегия в 2015-м, отказ мотора в 2016-м...
Зато Себастьян побеждал тут уже четырежды, его можно считать настоящим специалистом по Сепангу. Учитывая ситуацию в чемпионате, немец просто обязан подтверждать этот статус, если он хочет побороться за титул в этом году – три победы подряд позволили Хэмилтону создать уже весьма заметный отрыв от своего главного конкурента.
О трассе…
Sepang International Circuit – 5543 метра. Дистанция гонки: 56 кругов = 310.408 км. 15 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 330 км/ч c DRS и 320 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 70% круга – это одно из самых высоких значений в сезоне. Восемь зон торможения. Износ тормозов: средний. Торможения занимают 15% времени на круге. Длина пит-лейн: 425 метров. Для проведения пит-стопа требуется 22 секунды, что относительно немного.
Трасса в Сепанге – первое созданное с нуля творение архитектора Формулы 1 Германа Тильке (до этого он немного обновил австрийский А1-Ринг). В 1999 году, когда трасса дебютировала в чемпионате, она поражала масштабами и инфраструктурой. С тех пор мы увидели немало новых автодромов, которые выглядели даже ещё более впечатляюще, а блеск малайзийской трассы несколько поблек. Тем не менее, это по-прежнему красивый, самобытный и, главное, узнаваемый автодром – особенно две длинные прямые, связанные шпилькой.
На старте стоит внимательно следить за событиями в первом повороте. Он правый, очень длинный и крутой – суммарный угол превышает 180 градусов! А сразу после него гонщиков ждёт почти такой же тяжёлый левый поворот, выводящий на скоростной правый вираж. Именно тут происходит львиная доля событий первого круга, а порой и всей гонки.
Перед прошлогодней гонкой на трассе прошла реконструкция. Изменения коснулись, в первую очередь, последнего поворота, где внутренний радиус был поднят на метр, что привело к изменению оптимальной траектории.
О резине…
В прежние годы в Pirelli неизменно выбирали для Гран При Малайзии самые жесткие составы резины. Столь консервативный выбор объясняется жаркой погодой, абразивным асфальтом, большой нагрузкой на шины в скоростных поворотах и необходимостью справиться с высоким крутящим моментом при разгонах.
В этом году резины Hard на Сепанге мы не увидим, но, как мы уже не раз рассказывали, фактически этот состав выведен из употребления. Так что линейка, которую привезёт в Малайзию Pirelli – Medium, Soft и SuperSoft, – тоже самая жёсткая из используемых, особенно если учитывать, что Medium нынешнего года даже жёстче прошлогоднего Hard.
Асфальт на малайзийской трассе прогревается до +60 – это одно из наибольших значений по ходу сезона, на верхней границе эффективной работы шин. При этом температура самой нагруженной левой передней шины может достигать 120 градусов. По нагрузке на резину Сепанг уступает только Сильверстоуну, Барселоне и Сузуке. Потому пит-стопов тут обычно много – пилоты останавливаются как минимум два раза, а часто и больше.
Правда, в этом году, с новыми шинами, число пит-стопов радикально сократилось, так что можно не сомневаться в том, что как минимум часть пелотона попробует ограничиться одним пит-стопом. Но кто-то обязательно будет останавливаться дважды, так что какое-то разнообразие нам обеспечено.
Разница в скорости между составами ожидается достаточно большой. В то же время тут вполне можно обгонять, так что риск застрять в трафике невелик – это даёт стратегам большую свободу.
Год назад на Сепанге…
Прошлогодняя гонка на Сепанге стала одним из тех Гран При, которые в значительной степени определили исход чемпионата. Нико Росберг приехал в Малайзию лидером личного зачёта, но квалификацию с большим преимуществом выиграл Хэмилтон, а на старте Росберг столкнулся с Феттелем и Ферстаппеном, после чего оказался последним. Для Феттеля гонка на этом закончилась.
Сценарий гонки выглядел предельно простым – никто уже не мог помешать Хэмилтону победить, а Росберг хоть и прорывался наверх, делал это недостаточно быстро, чтобы претендовать даже на подиум. Это значило, что перед концовкой сезона Льюис вернёт себе лидерство в чемпионате и получит великолепные шансы стать четырёхкратным чемпионом мира.
Этот сценарий «работал» только до 41 круга, когда на машине лидера неожиданно взорвался сверхнадёжный мотор Mercedes. Отчаянный возглас Льюиса по радио: «Oh, no, no, no!» впоследствии вошёл во все нарезки наиболее ярких моментов сезона.
После схода Хэмилтона пилотам Red Bull Racing оставалось конкурировать лишь друг с другом, но преимущество тут было у Риккардо, который избежал каких-либо инцидентов и уверенно победил. Ферстаппен финишировал вторым, а Росберг в итоге поднялся на третье место – даже несмотря на прибавку 10 секунд к его результату за столкновение с Райкконеном на второй половине дистанции.
В итоге вместо того, чтобы проиграть Льюису 13 очков, что произошло бы в случае победы Хэмилтона, Росберг отыграл у него 15. На финише чемпионата Нико опередит напарника всего на 5 очков.