Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Испании значительно старше Формулы 1 – впервые его провели в 1913 году. Гонка часто переезжала с места на место, благо в Испании достаточно трасс, но после появления автодрома в пригороде Барселоны в 1991 году этот вопрос больше всерьёз не обсуждался. С тех пор гонки Формулы 1 на территории Испании если и проводились в других местах – например, в Валенсии и в Хересе, то никогда не носили статус национального Гран При.
Много лет испанский этап открывает европейскую часть сезона, которая, за исключением летнего выезда в Канаду и Баку, продолжится до начала осени. А так как базы команд расположены в Европе, то именно к гонке в Барселоне они готовят первые серьёзные обновления машин. Как следствие, расстановка сил порой несколько меняется, хотя и не радикально.
Ситуация в чемпионате сложилась крайне интересная. Mercedes и Ferrari чередуют победы, но хотя в Сочи победил пилот немецкой команды, Феттель всё равно увеличил свой отрыв. Для Льюиса уик-энд в России прошёл неудачно, так что в Барселоне нужно реабилитироваться. Феттель опережает его на 13 очков – не так много, но если и впредь очки у Льюиса будет отбирать Боттас, соперничать с Себастьяном ему будет тяжело.
С другой стороны, в Сочи неплохо смотрелся Райкконен, временами опережая напарника по ходу уик-энда. В квалификации он едва не завоевал поул, опередив обе машины Mercedes. После не самого удачного старта гонка складывалась для него достаточно спокойно, но под конец дистанции Кими прибавил, оставив за собой лучший круг – причём его результат оказался на полсекунды лучше, чем у Феттеля и Боттаса.
Трасса в Барселоне хорошо известна пилотам и командам – это самый популярный в Европе тестовый автодром. Казалось бы, это должно сделать результаты предсказуемыми, но за последние 10 лет Гран При Испании выигрывали 10 разных гонщиков! И нельзя исключать, что эта уникальная серия будет продолжена, ведь ни Боттас, ни Риккардо там ещё не побеждали.
Самые успешные в Барселоне среди действующих пилотов – Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. Фернандо – один из немногих гонщиков, не имеющих никаких шансов выиграть эту гонку, так что Кими имеет возможность выйти в единоличные лидеры по этому показателю. Впрочем, события последних лет приучили нас, что ситуация в Испании может складываться как угодно. Вряд ли кто-то мог предсказать успех в Барселоне Макса Ферстаппена в прошлом году или победу Пастора Мальдонадо в 2012-м.
О трассе…
Circuit de Catalunya. 66 кругов по 4,655 км = 307,104 километра. 16 поворотов. Машины настраиваются на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 340 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 60% дистанции круга, причём 14 секунд подряд – на километровой главной прямой. Потеря времени на пит-стопе – 21 секунда.
Трасса в Барселоне известна способностью выявлять недостатки машин, как механические, так и аэродинамические. Здесь есть повороты всех типов, от медленных до скоростных, преодолеть которые без потерь могут только самые лучшие машины, а на длинной, почти километровой прямой важна мощность мотора.
Как и в Бахрейне, в Барселоне восемь зон торможения, но так как почти все повороты «ходовые», то и нагрузка на тормоза невелика. По этой же причине непросто обгонять – обычно смена позиций происходит либо на пит-стопах, либо на длинной стартовой прямой при помощи DRS. По ходу уик-энда зона DRS была увеличена. Зоны торможения занимают 13% дистанции круга.
О резине…
Нагрузка на резину в Барселоне очень велика, потому Pirelli впервые в сезоне привезёт на Гран При самый жёсткий состав – Hard. Асфальт на испанской трассе достаточно абразивный, но проблема не только в этом, но и в постоянно меняющихся условиях, которые довольно сильно влияют на поведение шин.
В зависимости от температуры и ветра «рабочее окно» шин может достаточно сильно смещаться, так что главная задача команд – заставить резину работать. Вне оптимального диапазона резина не только становится менее эффективной, но и изнашивается быстрее. Не раз шины в Барселоне лишали преимущества даже самые сильные машины и самых быстрых пилотов.
В этом году ситуация должна быть не столь критичной, так как жёсткость и, как следствие, износостойкость шин серьёзно возросла. В то же время это означает, что вряд ли кто-то из пилотов будет использовать шины Hard в гонке – по сути, всё сводится к определению числа кругов, которые можно проехать на Soft. Если после свободных заездов станет ясно, что на них удастся проехать хотя бы 30-35% дистанции, гонщики будут останавливаться только однажды. Если нет – нас ждут два пит-стопа, с двумя составами Soft и одним Medium в качестве основного варианта.
Год назад в Испании...
Прошлогодний Гран При Испании сопровождала целая серия важнейших событий, и все они выстроились в цепочку, которая и привела к весьма неожиданному результату – победе 18-летнего Макса Ферстаппена. Началось всё с объявления о переводе Даниила Квята в Toro Rosso, а Макса Ферстаппена – в Red Bull Racing.
До победы, впрочем, было ещё далеко – в четырёх предыдущих гонках пилоты этой команды лишь однажды поднялись на подиум (причём сделал это именно Квят), а на предыдущем этапе в Сочи вообще не смогли заработать очки, хоть и добрались до финиша. Фаворитами гонки были пилоты Mercedes, а вот кто именно из них – оставалось загадкой.
Первые четыре гонки выиграл Росберг, но в то же время во всех четырёх у Хэмилтона возникали проблемы, мешавшие ему показать свою скорость. Поул в Барселоне завоевал именно Льюис, но начал гонку неудачно, пропустив напарника. Однако тот, в свою очередь, ошибся, выбрав неверный режим работы двигателя в третьем повороте, и машина на несколько секунд потеряла темп.
Увидев возможность вернуть лидерство, Хэмилтон тут же бросился в атаку, но Росберг жёстко перекрыл ему траекторию, вытеснив на траву. Машина Льюиса потеряла управление и буквально вынесла с трассы Нико – для пилотов Mercedes гонка на этом закончилась.
Произошедшее не сделало Ферстаппена фаворитом. Пелотон возглавлял Даниэль Риккардо, который и выглядел главным претендентом на победу, а его главным соперником казался Феттель. Конечно, Ферстаппен тоже был рядом, и даже впереди Феттеля, но в условиях, когда молодой пилот едет позади опытного напарника, у него, как правило, не так много шансов выйти вперёд. Бороться им не позволит команда, а в стратегии обычно преимущество имеет тот, кто впереди.
На этот раз всё получилось иначе. Первый пит-стоп гонщики Red Bull Racing совершили с разницей в круг, но в команде испугались позднего пит-стопа Феттеля и перевели Риккардо на стратегию трёх пит-стопов. Ферстаппен же должен был останавливаться только два раза, что дало ему шанс оказаться впереди. Правда, для этого ещё нужно было правильно использовать свои шины, не разрушив их раньше времени, но Макс с этим блестяще справился.
После финиша вокруг решения Red Bull Racing ходило много разговоров – кто-то даже подозревал команду в заговоре в пользу Ферстаппена. В действительности никакой конспирологии тут не было – в Red Bull просто ошиблись в оценке износа шин на дистанции. Такую же ошибку допустили и в Ferrari, где Феттель оказался позади Райкконена и не смог его догнать.
В каком-то смысле ошибка Red Bull Racing была грубее, ведь после своего третьего пит-стопа Риккардо пропустил не только Ферстаппена, но и обе машины Ferrari, хотя до этого всю гонку был впереди них. С другой стороны, с двумя гонщиками впереди своих главных конкурентов в Red Bull Racing имели право рисковать. Тогда как их оппоненты из Скудерии так и не смогли придумать ничего, чтобы опередить Ферстаппена.
Итогом всех этих ошибок и обстоятельств стало появление самого молодого победителя Гран При в истории Формулы 1. Предыдущее достижение, установленное Себастьяном Феттелем, Ферстаппен улучшил сразу на три года. А учитывая появившееся в прошлом году ограничение на минимальный возраст пилотов, сомнительно, что этот рекорд вообще когда-нибудь будет побит.
Однако было бы неверным считать, что Максу просто повезло. Без удачи, конечно, не обошлось, но он оказался в сложной ситуации, впервые сев за руль новой для себя машины уже по ходу уик-энда, и продемонстрировал очень стабильный и зрелый пилотаж. Голландец был быстр, не ошибался, эффективно использовал шины, провёл тактически грамотную гонку, и не его вина, что его конкурентам сделать то же самое не удалось.