Гонка #184: 19 октября 1969 года. Гран При Мексики. Мехико |
|
Поул | Джек Брэбэм (Brabham BT26A) - 1:42,90 (174,927 км/ч) |
Лучший круг | Жаки Икс (Brabham BT26A) - 1:43,05 (174,672 км/ч) |
Победитель | Денни Халм (McLaren M7A) - 1:54,08.80 (170,833 км/ч) |
Во время зимнего перерыва мы проводим наш традиционный исторический проект, рассказывая о гонках чемпионата Формулы 1 с 1950 по 2008 годы. Все этапы до 1968 года мы уже описали ранее, так что на этот раз начнём с 1969 года...
Гран При Мексики завершал сезон 1969 года и особой роли с точки зрения распределения итоговых мест не играл. Чемпион давно определился – за три этапа до окончания сезона им впервые стал Джеки Стюарт. Шотландец выступал за команду Кена Тиррелла, но шасси ей поставляла французская Matra, перед началом сезона отказавшаяся от выступлений заводской команды. Это был первый и единственный случай в Формуле 1, когда титул выиграла машина, построенная во Франции.
Одним из важных слагаемых успеха Tyrrell/Matra стали восьмицилиндровые V-образные двигатели Ford Cosworth DFV. Это был пик их могущества – впервые все этапы чемпионата в сезоне были выиграны на машинах с такими моторами. Ни BRM, ни Ferrari, использовавшие более мощные V12, не смогли одержать ни одной победы.
Это не удержало руководство Matra от экспериментов. Сезон 1970 года они твёрдо намерились провести с собственными моторами V12, чему Tyrrell и Стюарт были не слишком рады. Первые же тесты показали, что новые двигатели уступают Cosworth. К тому же у Тиррелла был контракт с Ford, так что концовку сезона в команде потратили на то, чтобы найти нового партнёра на 1970 год.
Но и в четырёх командах, использовавших моторы Cosworth DFV, было своё «слабое звено» – команда McLaren. Выступали они не так уж плохо, но на всех предыдущих этапах победы одерживали либо Matra, либо Brabham, либо Lotus, а от Брюса Макларена и его напарника и земляка Денни Халма они раз за разом ускользали.
В действительности в 1969 году Халм и Макларен побеждали достаточно часто, но не в Формуле 1. Команда параллельно выступала в серии Can-Am, и вот там дела McLaren шли просто прекрасно. В 11-и гонках сезона Халм и Макларен одержали 11 побед и при этом восемь раз финишировали на двух первых местах! В Формуле 1 всё складывалось не столь замечательно. Макларена чаще подводила скорость, а Халма преследовали проблемы с надёжностью. В шести предыдущих Гран При он четыре раза сошёл и не заработал ни одного очка.
Однако Мексика – совсем другая история. Высокогорная трасса в Мехико ставила двигатели и гонщиков в непривычные для них условия. К тому же на мексиканском автодроме неожиданно с особой остротой проявила себя конкуренция шинников. В 1969 году участники использовали резину трёх поставщиков: Dunlop, Goodyear и Firestone. Явное преимущество имела Dunlop – именно на таких шинах была выиграна большая часть гонок сезона, шесть. На счету их конкурентов к финальному этапу значилось по две победы.
Но на мексиканской трассе шины Goodyear получили очевидное преимущество. В квалификации пилоты Brabham, использовавшие эту резину, легко завоевали первый ряд стартового поля – с поула стартовал сам Джек Брэбэм, а Жаки Икс стал вторым. Выступавший на Dunlop Джеки Стюарт на относительно коротком круге проиграл Брэбэму 0,75 секунды. Команда McLaren также использовала шины Goodyear, и Халм смог квалифицироваться четвёртым, причём уступил Стюарту всего 0,03 секунды.
Далее следовали две машины Lotus на Firestone, но «заводской» статус имела только одна из них, Йохена Риндта. Его напарник по Team Lotus, Грэм Хилл, в Гран При Мексики участия не принимал, так как сломал ноги на предыдущем этапе в США. Седьмое место занял Брюс Макларен. Однако второй раз подряд новозеландец даже не смог стартовать – на прогревочном круге машина остановилась из-за засорившегося топливопровода.
На старте Джеки Стюарт выстрелил со своей третьей позиции, как из пушки, промчался между двух Brabham и к Espiral уже был первым. На любой другой трассе он смог бы легко оторваться от преследователей и победить, но в Мексике никакого преимущества у чемпиона не было. Напротив – ехавший вторым Жаки Икс откровенно прессинговал шотландца, хотя до поры до времени Джеки удавалось отбить его атаки.
Тем временем в глубине пелотона пытался отыграться провалившийся на старте Йо Зифферт. Уже на втором круге он опередил местного героя Педро Родригеса на Ferrari, на третьем – BRM Джона Сёртиза. Следующей целью был Пирс Каридж, который пилотировал Brabham команды Фрэнка Уильямса. Однако тот оказал ожесточённое сопротивление, на пятом круге машины несколько поворотов прошли колесо в колесо и столкнулись. Зифферт задел машину Кариджа, после чего вылетел с трассы и закончил гонку в отбойнике. Каридж тоже оказался за пределами трассы, и хотя вернулся в гонку, откатился на последнее место.
В месте аварии появились жёлтые флаги, которые стали сюрпризом для Стюарта. Этим воспользовался Икс, тут же опередив шотландца. Сегодня бы Жаки за это немедленно наказали, но в те времена обгоны под жёлтыми флагами не запрещались. Впрочем, в любом случае обгон рано или поздно произошёл бы – слишком велика оказалась разница в эффективности шин Dunlop и Goodyear. Уже на следующем круге Стюарта опередил Халм, а ещё через пару минут – Брэбэм.
Гонку возглавило трио пилотов с резиной Goodyear. После схода Макларена лишь ещё на одной машине в пелотоне стояла такая же резина – на старом Brabham двухлетней давности под управлением Сильвио Мозера. Обычно швейцарец не хватал звёзд с небес, но в Мексике оказался быстр даже он. Стартовав лишь 13-м, к пятому кругу он ехал уже восьмым и атаковал Сёртиза на BRM! На десятом круге Мозер вышел вперёд, сделав серьёзную заявку на то, чтобы во второй раз в сезоне заработать очки.
Тем временем в группе лидеров самым быстрым оказался Халм. Он быстро догнал Икса, а уже на девятом круге провёл успешную атаку и возглавил гонку. Икс пытался зацепиться за машину соперника, но тщетно – уже к 15-му кругу отрыв достиг двух секунд. После этого гонка фактически превратилась в процессию. До финиша в первой шестёрке произошло лишь два изменения – на 21-м круге из-за поломки подвески сошёл Риндт, а на второй половине дистанции Мозер начал терять скорость. Всего за пару кругов до финиша Мозеру и вовсе пришлось сойти из-за утечки топлива.
На последних кругах Икс смог немного сократить отставание от Халма, но и только – новозеландец одержал свою пятую победу в Формуле 1. Для McLaren эта победа была четвёртой, но в истории команды она занимает особое место. Это был последний успех, достигнутый под управлением основателя команды Брюса Макларена. В начале лета следующего года он погибнет.
Несмотря на сход ещё до старта, Брюс после финиша не скрывал своей радости за напарника и пилота своей команды. К тому моменту Макларен уже смирился с мыслью, что Халм быстрее его, и подумывал о том, чтобы полностью посвятить себя руководству команды. «Я восхищён! – сказал он, едва не прыгая от счастья, во время интервью BBC. – Какая блестящая победа! Денни пришлось атаковать на протяжении всей дистанции, и в конце концов он смог всех победить. Он выступил просто отлично, это великолепно!»
Чемпион 1967 года Халм принимал поздравления с лёгкой небрежной улыбкой на лице. Денни по прозвищу «Медведь» пользовался большим уважением у соперников, но он совсем не был похож на типичного гонщика и энтузиаста автогонок. Порой казалось, что гонки для него – просто способ скоротать время. «Однажды он махнёт на всё рукой и навсегда вернётся в свою Новую Зеландию», – говорил про него Стюарт.
Шотландец был прав лишь отчасти. Однажды, очень много лет спустя, Халм действительно вернётся на свою половину планеты, в Австралию и Новую Зеландию, но с автоспортом не расстанется никогда. Его жизнь оборвалась в 1992 году, от разрыва сердца за рулём гоночной машины во время гонки Bathurst 1000 в Австралии.