США'69: Танцы судьбы

Йохен Риндт
Гонка #183: 5 октября 1969 года. Гран При США. Уоткинс-Глен
Поул Йохен Риндт (Lotus 49B) - 1:03,62 (209,45 км/ч)
Лучший круг Йохен Риндт (Lotus 49B) - 1:04,34 (207,109 км/ч)
Победитель Йохен Риндт (Lotus 49B) - 1:57,56.84 (203,359 км/ч)

В 1968-м Формула 1 потеряла одного великого шотландца, Джима Кларка, но уже в следующем сезоне обрела другого. В 1969-м доминировал Джеки Стюарт, выступавший за Matra – французскую команду под британским флагом, которой тогда руководил Кен Тиррелл.

Гран При США был десятым и предпоследним этапом сезона и вновь проводился в Уоткинс-Глен. Исход чемпионата был уже известен – одержав шесть побед в восьми первых гонках, Стюарт заранее гарантировал титул.

С точки зрения ситуации в чемпионате его главным конкурентом по ходу сезона был Жаки Икс на Brabham, но по скорости с ним мог соперничать только пилот Lotus Йохен Риндт. К этому моменту Риндт уже четыре раза стартовал с поула, но ненадёжность машины и тотальное невезение австрийца раз за разом мешали ему победить.

Джеки Стюарт и его Matra MS80

Команда Ferrari формально в Гран При не участвовала, хотя в действительности вышла на старт – но под названием и в цветах своего американского партнёра, North American Racing. Как и на двух других этапах «выездного турне» Формулы 1, Канаде и Мексике, команда использовала только одну машину – под управлением Педро Родригеса.

В пятницу в Уоткинс-Глен весь день лил дождь, так что в спортивном отношении сессия была бессмысленной, но сыграла важную роль в истории автоспорта. По ходу 1969 года сразу несколько команд пытались построить полноприводные версии машин, но они оказывались слишком медленными по сравнению с заднеприводными. Некоторые всё же считали, что потенциал таких машин можно раскрыть на мокрой трассе, но дождей в том сезоне было очень мало.

Дождевые пятничные тренировки в США стали первой возможностью оценить в подобных условиях полноприводные шасси, которые привезли в Уоткинс-Глен Matra и Lotus (аналогичная разработка была также у McLaren, но она использовалась лишь однажды, на Гран При Великобритании). По её итогам даже самые упорные сторонники концепции четырёх ведущих колёс вынуждены были признать: полноприводные машины неконкурентоспособны даже под дождём. Эти шасси использовались и в финальной гонке, в Мексике, но фактически пятница в Уоткинс-Глен поставила крест на подобных конструкциях.

Официальная афиша Гран При США 1969 года

В субботу погода улучшилась, пилоты смогли атаковать в полную силу. Очередной поул завоевал Риндт, его напарник по Lotus Грэм Хилл показал четвёртое время. А вот Марио Андретти, пилотировавший полноприводный Lotus 63, оказался только 13-м, уступив Риндту три секунды. Аналогичная ситуация была и в Matra: если Джеки Стюарт на обычной MS80 показал третье время, то Джонни Серво-Гавен на MS84 4WD – только 15-е. Вторую позицию занял Денни Халм на McLaren. Его напарник, Брюс Макларен, оказался шестым, но на старт не вышел – уже на прогревочном круге отказал двигатель.

Несмотря на то, что гонка не имела турнирного значения, посмотреть её собралась огромная толпа зрителей – более 100 тысяч. На старте Риндт сохранил лидерство, в погоню за ним бросились Стюарт и Хилл, а у Халма забарахлила коробка передач, он потерял несколько позиций. Чтобы избежать столкновения с ним, Джек Брэбэм замедлился, что стало неожиданностью для Андретти. Марио резко отвернул в сторону, но всё же задел Brabham задним колесом. Он пытался продолжить гонку, но из-за погнутого рычага подвески спустя несколько кругов пришлось сойти.

Риндт и Стюарт стремительно отрывались от остального пелотона. Впрочем, по ходу сезона такая ситуация возникала не однажды, и каждый раз Риндта подводила техника, после чего Стюарт легко выигрывал гонку. На 12-м круге показалось, что так будет и в США: Риндт ошибся, потерял скорость, и Стюарт вышел вперёд.

Но на этот раз проблемы возникли у Джеки – мотор на его Matra работал не на полную мощность. Риндт был явно быстрее и атаковал соперника, а Стюарт отчаянно сопротивлялся. Наконец, на 21-м круге австриец вернул себе лидерство, тогда как машина Джеки начала ощутимо терять скорость. Спустя ещё 12 кругов из неё вырвалось облачко дыма, давление масла упало, и Стюарт медленно покатился по направлению к боксам.

На второе место вышел Пирс Каридж. Он выступал на Brabham, но представлял команду Фрэнка Уильямса. Третью и четвёртую позицию при этом занимали пилоты оригинальной команды Brabham (она уже была переименована в Motor Racing Developments) Жаки Икс и Джек Брэбэм. Напарники активно боролись – несколько раз Джек едва не опередил бельгийца, но сражение закончилось на 78-м круге, когда Икс сошёл из-за падения давления масла.

Брэбэм, впрочем, тоже продержался на третьем месте недолго – неожиданно закончилось топливо, и ему пришлось заехать в боксы. Благодаря этому на третье место вышел уступавший уже более круга Сёртиз, а позициям Кариджа больше никто не угрожал. На финише британец оказался единственным, кто проиграл Риндту менее круга.

Йохен Риндт выигрывает Гран При США 1969 года

На этот раз судьба была благосклонная к Риндту, и пилот Lotus одержал свою первую победу в Формуле 1. Она же стала первой и для австрийцев в истории чемпионата. Более того – благодаря этому успеху команда Lotus сумела опередить Brabham в Кубке конструкторов. Да и сам Риндт отыграл сразу три позиции в личном зачёте.

А вот другому пилоту Lotus, Грэму Хиллу, повезло меньше. На 88 круге он поскользнулся на масляной луже, вылетел с трассы и остановился. Машина не получила серьёзных повреждений, но мотор заглох, и Грэму пришлось вылезти из кокпита, чтобы растолкать её вручную. Ему удалось это сделать, однако снова застегнуть ремни безопасности в одиночку он уже не смог. Хилл попробовал продолжить гонку, но почувствовал, что одна из шин получила прокол. Проезжая мимо пит-лейн, Грэм сигнализировал об этом команде, чтобы на следующем круге заехать в боксы и сменить колёса. Но сделать этого не успел.

На 90-м круге повреждённое колесо взорвалось на прямой. Машину закрутило, она вылетела с трассы и врезалась в защитную насыпь. Непристёгнутого Хилла выбросило из машины, он ударился о дерево. Свидетелями аварии стали два местных подростка, Джон Мур и Кевин Хиббард. Они были уверены, что гонщик погиб – казалось, выжить после такого удара невозможно. К счастью, угрожающих жизни травм Хилл не получил – он «всего лишь» сломал обе ноги. Когда его доставили в больницу, Грэма спросили, что сообщить его жене. «Просто скажите ей, что я не смогу танцевать пару недель», – ответил лондонец.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё