Гонка #405 7 апреля 1985 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа |
|
Поул | Микеле Альборето (Ferrari 156/85) – 1:27,768 (206,358 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (McLaren MP4/2B) – 1:36,702 (187,293 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren MP4/2B) – 1:41,26,115 (181,529 км/ч) |
Французский гонщик Рене Арну известен, в первую очередь, по выступлениям в команде Renault. Но начинал Арну свои выступления в Формуле 1 в 1978 году в забытой сегодня команде Automobiles Martini (не имеющей к алкогольному бренду Martini никакого отношения). Рене был её единственным пилотом, но команда прекратила существование ещё до конца сезона. Две финальных гонки в том году Арну провёл за Surtees, став последним пилотом, выводившим на старт машины этой команды.
Проводив, таким образом, в «последний путь» две команды за сезон, в 1979-м Рене присоединился к Renault. Он стал всего лишь вторым пилотом в истории этой команды, и вскоре совершенно затмил первого – Жана-Пьера Жабуя. Арну провёл в Renault F1 четыре года, принеся ей четыре победы, так что с ним действительно связана значительная часть истории команды.
После ухода Жабуя Арну выпала непростая доля выступлений в одной команде с восходящей суперзвездой – Аленом Простом. Рене с честью выдержал это сравнение, но отношения между двумя французами быстро испортились, и в конце 1982-го года Арну принял предложение Ferrari, где искали замену Жилю Вильнёву и Дидье Пирони. Причём напарником Рене стал ещё один представитель «французского легиона» – Патрик Тамбэ.
Первый же сезон в Ferrari сложился для Арну неплохо – он занял третье место в чемпионате, уступив только Пике и Просту, и вместе с Тамбэ принёс команде победу в Кубке конструкторов. Однако в 1984-м в Ferrari нашли себе новую звезду – Микеле Альборето, пришедшего на место Тамбэ.
Микеле действительно был неплох. В 1984 году Альборето заработал 30,5 очков, всего на 3,5 очка больше, чем Рене, но выступал при этом ярче. Именно итальянец принёс Ferrari единственную победу в том сезоне, так же как и единственный поул, и ещё три раза финишировал в первой тройке. Арну четырежды поднимался на подиум, но победить ни разу не смог.
Разница между двумя пилотами была минимальной, но итальянский гонщик – сверхидея Скудерии, всегда будет на особом счету, как бы команда ни старалась сохранить объективность. К тому же Альборето сильно закончил этот неудачный в целом для Ferrari сезон, тогда как Рене в концовке выглядел неважно. В руководстве Ferrari зрело недовольство, но в межсезонье ничего не изменилось – на первый Гран При 1985 года, проходивший на бразильской трассе Жакарепагуа, Ferrari привезла тот же состав, с которым провела предыдущий год.
Открывать сезон должна была гонка в Далласе, намеченная на 31 марта, но у организаторов не нашлось денег, так что Гран При Далласа 1984 года так и остался единственным в истории, а бразильский этап оказался первым третий год подряд.
Конечно, в Ferrari отлично понимали, что главная вина в том, что пилоты Скудерии не боролись за титул в предыдущем сезоне, лежала на технике. Три года подряд команда использовала, постепенно модернизируя, шасси 126C, но в Жакарепагуа привезла новую модель – 156/85. Дебют новинки более чем удался – в квалификации Альборето завоевал поул!
Микеле опередил Williams Кеке Росберга менее чем на 0,1 секунды, но в Ferrari не видели поулов почти год, так что радовались этому успеху так, словно выиграли гонку. Третье и четвёртое время показали пилоты Lotus, Элио де Анжелис и перешедший из Toleman (правда, не без скандала, ведь у него был трёхлетний контракт) Айртон Сенна. Пятым стартовал Найджел Мэнселл, проводивший свою первую гонку за Williams. Ален Прост на McLaren оказался шестым.
В руках Арну была такая же техника, как и у напарника, но результат оказался значительно хуже. Маленький француз дважды оказывался за пределами трассы и в итоге квалифицировался только седьмым, проиграв напарнику 1,8 секунды.
В Бразилии дебютировала новая команда Формулы 1 – Minardi. За руль единственного шасси с двигателем Cosworth сел Пьерлуиджи Мартини, но как ни старался, не мог показать конкурентоспособное время. К тому же он пропустил субботние заезды из-за отказа двигателя, так что в итоге уступил времени поула 16 секунд (!). В заявочном листе было всего 25 машин, так что он смог выйти на старт.
В воскресенье в Рио-де-Жанейро было очень жарко, перед началом гонки термометры показывали почти 50 градусов Цельсия! Машины выстроились на стартовой решётке. Росберг лучше отреагировал на сигнал светофора, а вот Альборето замешкался, и в первом повороте его попытался атаковать блестяще стартовавший Мэнселл. Раздосадованный Микеле просто перекрыл британцу траекторию, машины столкнулись, Williams подлетела в воздух и вылетела за пределы трассы.
Альборето продолжил движение, сохранив второе место, а вот Мэнселл откатился на последнее. Позади Микеле ехали Прост, Сенна, де Анжелис, Арну, Пике и Лауда. Впрочем, уже на втором круге на Brabham Пике заклинило коробку передач, после чего бразилец сошёл. Домашняя гонка обернулась для двукратного чемпиона мира полным разочарованием – в том числе из-за того, что главный кумир трибун теперь не он, а Сенна.
Росберг не слишком атаковал, стараясь сберечь шины в столь жарких условиях. Альборето был рядом, даже пару раз пробовал атаковать, но безуспешно. Однако к 10-му кругу гонка потеряла обе машины Williams – Мэнселл сошёл из-за пожара в задней части машины (что стало следствием столкновения с Альборето), Росберг из-за отказа мотора Honda.
Альборето возглавил пелотон, но всё равно не был главным фаворитом гонки. Его преследовал Прост – как и в предыдущем сезоне, в гоночных условиях машины McLaren были конкурентоспособнее, чем в квалификации. Благодаря мощному мотору, Ferrari превосходила McLaren-Porsche на прямой, но в поворотах Прост был намного быстрее.
Сражение продолжалось восемь кругов, но в какой-то момент Альборето ошибся с выбором передачи, и Ален тут же этим воспользовался. Прост вышел в лидеры гонки на 19 круге, а на 25-м его отрыв достиг 13-ти секунд! В какой-то момент казалось, что и второе место Ferrari вскоре потеряет, так как Микеле стремительно догонял Лауда, но на 23-м круге на McLaren отказал электронный блок управления питанием двигателя, и Ники пришлось вернуться в боксы, а затем и сойти.
Сражение за победу на этом закончилось. К пит-стопу Прост оторвался от Альборето на 21 секунду, но Микеле в любом случае заехал в боксы на том же 30-м круге, так что порядок не изменился. Ехавший третьим Сенна остановился на круг позже и тоже сохранил позицию. Борьбы между ним и Альборето не предвиделось, к тому же на 49-м круге Айртон сошёл из-за проблем с электрикой.
После схода бразильца на третье место поднялся его напарник де Анжелис, но он был слишком далеко от пары лидеров. На последних кругах Прост откровенно сбросил скорость, стараясь сберечь шины и топливо, но всё равно опередил Альборето на три секунды. Элио де Анжелис проиграл им целый круг.
Рене Арну финишировал четвёртым, уступив Просту и Альборето два круга, но с точки зрения скорости всё было не так плохо – на середине дистанции Рене столкнулся с круговым де Чезарисом и почти круг проехал с пробитой шиной. После этого он был одним из самых быстрых в пелотоне, обогнал нескольких соперников, включая Ligier Лаффита и Renault Тамбэ.
Сам Арну был вполне удовлетворён своим результатом, тем более на самой нелюбимой для него трассе, но о руководстве команды этого сказать было нельзя. Может быть, если бы Рене был итальянцем, его неудачи сошли бы ему с рук. Но терпеть поражения француза в Ferrari не хотели. После гонки руководитель команды Марко Пиччини отозвал Джона Хогана, возглавлявшего спортивное подразделение Marlboro (эта компания спонсировала не только McLaren, но и Ferrari), со словами: «Я хочу поговорить с тобой об Арну…»
Спустя несколько дней стало известно о том, что контракт между Ferrari и Рене расторгнут. Как водится, «по обоюдному согласию». Для Арну гонка в Бразилии так и осталась единственной в 1985 году.