Гонка #333: 4 мая 1980 года. Гран При Бельгии. Цольдер |
|
Поул | Алан Джонс (Williams FW07B) – 1:19,12 (193,923 км/ч) |
Лучший круг | Жак Лаффит (Ligier JS11/15) – 1:20,88 (189,703 км/ч) |
Победитель | Дидье Пирони (Ligier JS11/15) – 1:38,46,51 (186,402 км/ч) |
Рубеж конца семидесятых – начала восьмидесятых можно смело называть «французским периодом» в истории Формулы 1. Ни до ни после французы не играли столь заметную роль в чемпионате мира. Смогла «выстрелить» французская команда Ligier, набирала силу заводская команда Renault со своим турбомотором, дебютировали и сразу начали теснить многоопытных соперников шинники Michelin.
За короткий срок в чемпионате дебютировали и закрепились на ведущих ролях сразу семь французских гонщиков – Жак Лаффит, Рене Арну, Жан-Пьер Жабуй, Жан-Пьер Жарье, Дидье Пирони, Патрик Депайе и Патрик Тамбэ. В 1980-м Тамбэ перешёл в Can-Am, но ему на смену в McLaren пришёл ещё один молодой француз – Ален Прост.
Многие считают, что всё это – следствие того факта, что FISA в те годы возглавлял француз Жан-Мари Балестр, но это не так. У Балестра не было времени и возможностей организовать столь масштабную французскую экспансию. Она стала следствием специальной правительственной программы, санкционированной президентом Франции Шарлем де Голлем в конце шестидесятых при помощи Matra. И хотя команда Matra ушла из Формулы 1 ещё в 1972-м, эта программа впоследствии привела в чемпионат множество французских компаний и пилотов.
В начале сезона 1980-го у французских болельщиков появился повод для оптимизма. Команда Renault становилась всё сильнее, её турбомоторы работали всё лучше, и из четырёх первых гонок две выиграл Рене Арну. Он же лидировал в личном зачёте – столько же очков было и у Нельсона Пике из Brabham, но бразилец победил только один раз – на предыдущем этапе в США.
Именно Renault и её пилоты воспринималась французами как главная надежда. Французская команда с французскими моторами, на французских шинах, с французскими спонсорами и с французскими пилотами за рулём – прекрасная мечта, сверхидея, национальный проект, который вот-вот осуществится. Да, есть ещё Ligier, но она была не столь «чистокровна», используя британские моторы Cosworth DFV и американские шины Goodyear.
Но в Бельгии, на извилистой трассе в Цольдере, быстрее оказались именно пилоты Ligier. Только они смогли бросить вызов Алану Джонсу на Williams – хотя в квалификации всё же немного уступили. Пирони проиграл 0,23 секунды, Лаффит 0,57 секунды. Вторая машина Williams осталась позади – Ройтеман стартовал четвёртым.
Отчасти такие результаты объясняются появлением запрета на квалификационную резину. В правилах он не прописан – это просто соглашение между Goodyear и Michelin под предлогом сокращения расходов. Запрет фактически направлен против Michelin, но французы вынуждены согласиться, ведь иначе Goodyear грозилась покинуть чемпионат. Теперь пилотам на квалификацию выделялось всего два комплекта резины одного типа, выбирать который можно было свободно, но именно на нём пилот должен был и начинать гонку.
Несмотря на это, пилоты Renault тоже оказались совсем недалеко – удивительно, но Жабуй и Арну показали абсолютно одинаковое время! Но Жан-Пьер сделал это чуть раньше, так что начинал гонку пятым, а Рене – шестым. Нельсон Пике стартовал вслед за ними, а по соседству оказался Элио де Анжелис, новая надежда Lotus. Ещё два представителя «французской армады», Жан-Пьер Жарье и Патрик Депайе, начинали гонку с девятой и десятой позиции.
В Цольдере развернулся очередной раунд борьбы за власть между FISA и FOCA. Именно в Бельгии вступила в силу директива Жан-Мари Балестра об обязательном проведении 45-минутных (!) брифингов для пилотов перед каждой гонкой. Но фактически контролировавший FOCA Берни Экклстоун договорился с командами, что они «не рекомендуют» своим пилотам ходить на эти брифинги, так как в правилах о них ничего не сказано.
В итоге в Цольдере на брифинге присутствовали только пилоты заводских команд, традиционно поддерживавших FISA: Ferrari, Alfa Romeo и Renault, а также Arrows и Дерек Дели из Tyrrell. Балестр наложил на всех не пришедших денежный штраф, который тут же был выплачен – только не пилотами, а FOCA. Такую цену Экклстоун был готов платить за свою власть. Возмущению Балестра не было предела – он назвал происходящее «войной».
Прогноз обещал в воскресенье дождь, но не оправдался – к старту гонки на трассе было свежо, но сухо и солнечно. Лучше всех отреагировал на сигнал светофора Пирони, захвативший лидерство к первому повороту. Далее следовали Джонс, Лаффит, Ройтеман и Арну. А вот Renault Жабуя осталась стоять на стартовой решётке – сгорело сцепление. В конце концов ему удалось начать движение, но он оказался последним, а в конце круга заехал в боксы и сошёл.
Узкая и извилистая трасса в Цольдере не способствовала обгонам – борьбы за позиции почти не было. Если гонщики и менялись местами, то почти исключительно вследствие ошибок или технических проблем. Так, на 17-м круге развернуло Арну – пилот Renault откатился на десятое место. На середине дистанции начались проблемы с тормозами на Ligier Лаффита. Он отстал, затем заехал в боксы, получил свежие шины, но откатился в хвост пелотона и на высокие позиции больше не претендовал.
А вот Арну удалось отыграться – он был одним из немногих, кто всё же обгонял соперников, и к 40-му кругу поднялся на шестое место. Путь к пятому ему преграждал Жиль Вильнёв, и на то, чтобы справиться с Ferrari, французу потребовалось приложить максимум усилий. Несколько кругов подряд они сражались колесо в колесо, но на 53-м круге Рене всё же вышел вперёд. На самом последнем круге Арну, пользуясь мощностью турбомотора Renault, обогнал ещё и Жарье, но до первой тройки всё же не дотянулся.
Таким образом, на подиуме оказался только один француз, но зато на самой верхней строчке. Было трудно поверить, что это первая победа в карьере Пирони – он провёл очень уверенную и спокойную гонку, лидировал от старта и до финиша, опередив Джонса (который всю гонку провёл на втором месте) на целых 47 секунд. Третьим финишировал Ройтеман, единственную позицию отыгравший благодаря сходу Лаффита.
Арну упустил подиум, но стал единоличным лидером чемпионата – Пике сошёл и очков не заработал. Второе место теперь у Джонса, Пирони поднялся на четвёртое, но отрывы были минимальны, а вся борьба ещё впереди. Не менее интересной была ситуация в Кубке конструкторов: в пяти первых гонках победили четыре разные команды, из них две – французские.