Гонка #460 10 июля 1988 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул | Герхард Бергер (Ferrari F187/88C) – 1:10,133 (245,260 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW12) – 1:23,308 (206,472 км/ч) |
Победитель | Айртон Сенна (McLaren MP4/4) – 1:33,16,367 (199,782 км/ч) |
За неделю между Гран При Франции и Великобритании произошло два важных события, и оба они были связаны с командой Williams. Хорошая новость для команды заключалась в том, что разговоры о возможной коллаборации с Renault начали принимать реальные очертания. После двухлетнего отсутствия французский производитель возвращался в чемпионат, и своим партнёром выбрал именно Williams – к великому неудовольствию Ги Лижье.
Однако даже это не избавило Williams от плохой новости – сразу после гонки во Франции Найджел Мэнселл подписал контракт с Ferrari на 1989 год. После семи гонок на счету британца было семь сходов, и далеко не все они стали следствием отказов моторов Judd. Уставший от бесконечных проблем Мэнселл принял приглашение Скудерии, которая искала новую звезду взамен не оправдавшего надежд Микеле Альборето.
Спустя пару дней после Гран При Франции юрист Ferrari, Анри Петер, приехал к Мэнселлу домой на остров Мэн, чтобы подписать документы и уладить формальности. Найджел попросил юриста подождать, сказав, что приготовил ему «небольшой сюрприз». Спустя час он, наконец, пригласил Петера в сад и предложил взглянуть на небо. Едва подняв голову, Петер увидел пролетающую прямо над домом знаменитую пилотажную группу Red Arrows Королевских ВВС!
«Сегодня важный день! – торжественно заявил ошарашенному адвокату Мэнселл. – Величайший британский пилот связывает свою судьбу с величайшей командой Формулы 1!» Вернувшись в Италию, Петер всем рассказал о том, что Мэнселл нанял Red Arrows, чтобы отпраздновать подписание контракта. Только через полгода в Маранелло узнали, что пилотажная группа тренировалась неподалёку и пролетала над домом Найджела каждый день в одно и то же время…
Замена Мэнселлу нашлась быстро – в Williams давно присматривались к бельгийцу Тьерри Бутсену, демонстрировавшему очень хорошие результаты за рулём Benetton. Его кандидатура более чем устраивала Renault. Если в прежние годы компания всеми силами пыталась посадить за руль французских пилотов, то теперь концепция изменилась – во главе угла стоял результат.
«Бутсен интересует нас давно, – заявил руководитель Renault Sport Бернар Казен. – В будущем он может стать великим пилотом. К его плюсам относится и то, что он говорит на французском. А то, что он гражданин Европы, отлично соответствует тому имиджу, что мы хотим создать для Renault в Формуле 1. Мы больше не можем быть однонациональными. Мы отказываемся от гипернационализма ради создания и развития межнациональных связей».
Впервые за долгое время (с 1962 года!) Гран При Великобритании второй год подряд проводится на одной и той же трассе – в Сильверстоуне. Берни Экклстоун договорился с Королевским автоклубом о постоянном проведении национального британского этапа именно здесь – в обмен на обещание глобальной реконструкции автодрома. Однако пока это были только планы, и в 1988-м Сильверстоун оставался самой быстрой трассой чемпионата – особенно с учётом того, что сверхскоростной Остеррайхринг из календаря исчез.
Учитывая это, все, конечно же, ожидали ещё более уверенного доминирования здесь Алена Проста и Айртона Сенны – и ошиблись! Совершенно неожиданно на машинах McLaren возникли проблемы с настройками, и в квалификации, по ходу которой то и дело начинался дождь, лидерство захватили пилоты Ferrari. Поул достался Бергеру, Альборето уступил ему две десятые. Сенна и Прост отстали от алых машин на полсекунды.
Ещё более сильны, чем обычно, оказались пилоты March. Атмосферному мотору Judd, конечно, не хватало мощности, но сверхскоростным Сильверстоун считался не из-за длинных прямых, а из-за очень быстрых поворотов, где очень важна аэродинамика, и построенные Эдрианом Ньюи 881 проявили себя здесь во всей красе. Маурисио Гужельмин показал пятое время, Иван Капелли – шестое.
Два других обладателя Judd, гонщики Williams Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе, провалились. Мэнселлу не удавалось показать сколь-нибудь приличного времени до тех пор, пока в субботу с его машины не была снята активная подвеска! После этого он смог завоевать 11-е место, проиграв Гужельмину секунду. Что касается Патрезе, то в пятницу он был последним, так что 15-е время в субботу мог считать хорошим результатом.
Хотя по ходу уик-энда несколько раз начинался дождь, в гонке его никто не ждал. Прогноз на воскресенье обещал сухую погоду, и даже когда гонщики утром приехали на мокрый трек, синоптики всё ещё утверждали, что к старту распогодится и асфальт высохнет. Однако они ошиблись – дождь в Сильверстоуне зарядил всерьёз и надолго.
Это зародило небольшую надежду в сердцах болельщиков Скудерии – ведь обычно пилоты Ferrari уступали McLaren в гоночных условиях из-за слишком высокого расхода топлива. На мокром асфальте расход был ниже, но даже несмотря на это Бергер и Альборето оценивали свои шансы на успех скептически. На старте им удалось сохранить лидерство, причём Альборето едва не обогнал напарника, но Герхард занял внутреннюю траекторию в Copse и остался впереди.
Сенна тоже отлично стартовал, и уже в Maggots прошёл Альборето. А вот для Проста гонка началась ужасно – он откатился на девятое место, а первый круг закончил только 11-м! Хуже того – машиной совершенно невозможно было управлять, так что Ален откатывался всё дальше и дальше. Уже на третьем круге он был 14-м и проигрывал в темпе даже аутсайдерам. Терпения лидера чемпионата хватило до 24-го круга, после чего он свернул в боксы и сошёл – продолжать борьбу не было смысла.
Тем временем, свою роль в гонке Прост сыграл. Опередив Альборето, Сенна быстро догнал Бергера, но австриец делал всё, чтобы сохранить лидерство, не обращая внимания даже на высокий расход топлива. На 14-м круге лидеры догнали группу круговых, в числе которых были Модена, Прост и Каффи.
Каффи уступил Бергеру первым, но опередить сразу же Проста у Герхарда не получилось. Француз не блокировал Ferrari намеренно, но ехал очень осторожно, и в Club позади него Бергер немного замешкался. Этим воспользовался Сенна, нырнул внутрь – и вышел вперёд. Секундой позже он атаковал напарника в Luffield, но немного не рассчитал и машина заскользила. Всё могло закончиться обоюдным сходом, но обошлось лишь небольшим контактом – Ален подвинулся и пропустил Айртона.
К тому времени дождь уже кончился, и асфальт начал подсыхать. Машины поехали быстрее, возрос и расход топлива, так что и Бергеру, и Сенне пришлось сбросить скорость. Их отрыв от преследователей, впрочем, позволял не слишком беспокоиться на этот счёт. На 22-м круге на третье место вышел Мэнселл, последовательно опередивший Гужельмина, Наннини и Альборето. С обычной подвеской его Williams работала отлично.
К 46-му кругу асфальт высох настолько, что Альборето попробовал перейти на слики – но быстро об этом пожалел и вернулся к дождевой резине. Его напарника команда буквально уговаривала ехать помедленнее как по радио, так и при помощи пит-бордов. Запас топлива исчезал угрожающе быстро. Сенна тоже ехал медленно, с трудом сдерживая отстававшего на круг Пике, но отрыв от Ferrari всё равно быстро рос.
На 50-м круге Мэнселл легко опередил Бергера, но Сенне он к этому моменту проигрывал уже более минуты. Герхард продолжал терять по пять секунд на круге. На 53-м круге начался спасительный для австрийца дождь, но нехватка топлива заставляла его ехать настолько медленно, что уже на 54-м круге Бергер был только пятым, а за несколько кругов до финиша потерял и эту позицию.
Последний круг Герхард начал буквально на последних каплях горючего. Тем не менее, он пытался сохранить шестое место, не пуская Уорика, но топливо закончилось, и до финиша Бергер добирался накатом. Линию он всё же пересёк, но по пути его успели опередить не только Уорик, но и Чивер с Патрезе.
За последние 15 кругов Мэнселл показал лучший круг и отыграл у Сенны 40 секунд, но этого всё равно не хватило, чтобы хотя бы увидеть машину Айртона. Тем не менее, это был первый финиш Найджела в сезоне и первый подиум Williams в чемпионате. Третьим финишировал пилот Benetton Алессандро Наннини, впервые в карьере поднявшись на подиум. Четвёртое место занял Гужельмин, и это был лучший на тот момент результат возрождённой March.
Оправдывая своё решение о добровольном сходе, Прост заявил: «Я понимаю, что, возможно, потерял сегодня чемпионат, но не было смысла рисковать». Француз не прав – это лишь его первый сход в сезоне, а по правилам того времени, в зачёт в любом случае шли только 11 лучших результатов в 16-и гонках. Однако победа позволила Сенне радикально изменить ситуацию в чемпионате. Ален по-прежнему лидировал, но теперь двух пилотов McLaren разделяли всего шесть очков.