Гран При Монако: Пресс-конференция в воскресенье

1. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, раз уж вы первым сняли шлем, позволим Даниэлю порадоваться победе с вашими бывшими коллегами по Red Bull Racing. Для вас это шестой подиум в Монако, но вы явно рассчитывали на большее. Не хватило скорости?
Себастьян Феттель: У машины была неплохая скорость, но гонка получилась сложной. Даниэль каждый раз находил что ответить на мои действия. На первом отрезке мне удавалось относительно легко держаться за ним, но он начал атаковать, как только Льюис свернул в боксы. В тот момент Риккардо был немного быстрее, и я не мог его преследовать. К тому же, шины быстро изнашивались.

Следующий отрезок получился примерно таким же. Если не ошибаюсь, в середине отрезка у Даниэля возникли проблемы с MGU-K. Под конец гонки я снова взвинтил темп, но на рестарте не чувствовал достаточной уверенности в шинах и потерял много времени – иначе постарался бы прессинговать Даниэля до финиша.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Даниэль, вы, наконец, победили в Монако! Как ощущения?
Даниэль Риккардо: Думаю, сегодня я могу уже не сдерживать эмоции, как делал вчера! Два года я к этому готовился и наконец-то чувствую, что мне вернули долг! Не знаю, что из наших переговоров с командой попало в телетрансляцию, но у нас были проблемы. Так что по ходу гонки нам пришлось изрядно потрудиться.

По-моему, ещё до того, как мы проехали половину дистанции, я почувствовал потерю мощности и подумал, что гонка на этом для меня закончилась. Но мы доехали до финиша, используя только шесть передач. Это стало возможным благодаря команде, так что я просто в восторге!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Да, мы слышали ваши переговоры с командой и знали, что с машиной не всё в порядке. Это напомнило ситуацию с Михаэлем Шумахером в Барселоне, когда коробку на его машине заклинило на пятой передаче. Вам удалось справиться с трудностями, от этого победа еще приятнее?
Даниэль Риккардо: На середине дистанции у меня были сомнения, получится ли, но я всё-таки выиграл в Монако! Я просто счастлив и благодарен болельщикам за поддержку! Когда я ехал к финишу, то видел на трибунах много австралийских флагов! Это здорово!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, после квалификации вы говорили, что задача на гонку – минимизировать потери. Вы выкладывались на пределе, но можно ли сказать, что третье место – максимум, на что вы могли рассчитывать?
Льюис Хэмилтон: Мои поздравления Даниэлю Риккардо и Red Bull Racing, они сработали здорово и были быстрейшими с самого начала уик-энда – собственно, мы этого ожидали. Я был бы рад финишировать вторым, сделал всё, что было в моих силах – думаю, гонка получилась интересной.

Пресс-конференция

Вопрос: (Фредерик Ферре) Даниэль, в предыдущие годы в Red Bull отмечали победу прыжком в бассейн или прыжком с пристани. Что сделаете вы?
Даниэль Риккардо: Вчера мне показалось, что прыжок в бассейн будет иметь неблагоприятные последствия для одежды. Возможно, в районе пристани вода чуть чище, да и высота больше – так веселее.

Льюис Хэмилтон: Тебе непременно следует приземлиться плашмя и с громким хлопком!

Даниэль Риккардо: В смысле, на живот?

Льюис Хэмилтон: Именно. Тебе это по силам? Пусть это станет переходящим вызовом! Все уже делали сальто назад и обычный прыжок, пора прыгнуть животом вниз.

Даниэль Риккардо: Возможно, я попытаюсь сделать сальто вперед – тогда хлопок будет спиной!

Льюис Хэмилтон: Можно сразу прыгнуть спиной назад.

Даниэль Риккардо: Нет.

Льюис Хэмилтон: Давай же!

Даниэль Риккардо: Пожалуй, нам следует организовать вечеринку в бассейне, только для этого нужно чего-нибудь выпить!

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, когда вы увидели сигнал, оповещающий о действии режима виртуального автомобиля безопасности, для вас это стало хорошей или плохой новостью?
Даниэль Риккардо: Я увидел обломки в шикане и подумал: «Давай просто доедем до финиша». Мне уже казалось, что гонка продолжается очень долго, и я обрадовался, что на трассе не появился реальный сейфти-кар, поскольку с потерей в мощности я рисковал бы потерять позицию при рестарте. Опять же, в Монако обгонять сложно, и если бы на выходе из последнего поворота я эффективно воспользовался тягой двигателя, а в первом перекрыл траекторию, то наверняка осложнил бы Себастьяну задачу. Но мне не хотелось оказаться в угрожающей ситуации под конец гонки. Позади было 72 круга, я не очень обрадовался инциденту, но он мне в какой-то степени помог – Себастьян почему-то отстал. В любом случае, эти несколько кругов получились очень долгими.

Вопрос: (Ливио Орихио) У трассы в Канаде совершенно иные характеристики. Даниэль, ваша скорость в Монако объясняется особенностями трассы, или команде действительно удалось добиться прогресса?
Даниэль Риккардо: Конечно, конфигурация трассы нам помогла. Я почти всю гонку проехал на шести передачах, не имея возможности задействовать седьмую и восьмую. Впрочем, мы с самого начала уик-энда не использовали восьмую передачу, и в целом наш результат доказывает, что даже с существенной потерей мощности шасси Red Bull Racing способно ехать быстро. К счастью, в Монако мощность силовой установки далеко не определяющий фактор, это тоже помогло.

Посмотрим, как всё сложится в Монреале. Там мы снова будем использовать шины HyperSoft, которые у нас демонстрировали меньшую склонность к деградации, чем у соперников. Да, в Монреале результат в большей степени зависит от мощности мотора, но если шасси снова сработает эффективно и будет бережно взаимодействовать с шинами, мы, возможно, поборемся за высокие позиции, ну а здесь, в Монако, конфигурация трассы полностью соответствовала сильным сторонам нашей машины. В нынешнем сезоне у меня, Льюиса и Себастьяна уже по две победы, в феврале я не мог себе представить подобное – постараемся продолжать в том же духе!

Вопрос: Себастьян, что скажете о шансах в Монреале?
Себастьян Феттель: Там другая конфигурация трассы, но составы резины будут такими же, как в Монако, так что посмотрим. В Монреале обгонять заметно проще, у нас есть две недели на подготовку и переоценку своих сильных и слабых сторон, а там видно будет. Канадский асфальт очень гладкий, так что выбор шин вполне логичен. Думаю, борьба снова будет плотной. Хорошо, что во всех шести первых гонках соперничество было настолько острым – это означает, что силы примерно равны, так что я с нетерпением жду продолжения.

Вопрос: Льюис, ваше мнение?
Льюис Хэмилтон: Даниэль и Себастьян ответили обстоятельно, мне нечего добавить. Думаю, в Монреале гонка пройдет интереснее, чем сегодня.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) У меня один вопрос для Даниэля и один – для всех. Даниэль, в Канаде вы должны получить обновленную версию мотора, которая, как ожидается, будет намного лучше нынешней. С ней вы сможете претендовать на титул? И второй вопрос: пару лет назад вы все призывали Pirelli модифицировать составы смеси, чтобы вы могли атаковать в полную силу, однако сегодня практически всю дистанцию ехали на пять секунд медленнее, чем могли бы. Как вы это объясните?
Даниэль Риккардо: После победы всегда задают вопрос о шансах на титул – кажется, еще в Китае меня спросили, означает ли успех участие в сражении за главный трофей. Знаете, у Льюиса сейчас намного больше очков, так что о плотной борьбе речи пока не идет. Согласен, нет ничего невозможного, но мысли о титуле меня пока не занимают. Впрочем, будь иначе, я все равно не стал бы менять свой подход к гонкам или пилотажу. Этап в Монреале наверняка будет интересным, я постараюсь подняться на подиум, однако до летнего перерыва мы должны еще хотя бы на одной трассе подтвердить свою способность побеждать. Далее шансов будет меньше.

Что касается шин, здесь, на узкой трассе, мы могли позволить себе ехать медленно, поскольку обгонять в Монако практически невозможно, но вряд ли в Монреале или где-то еще мы сможем держать аналогичный ритм. Все зависит от характера трассы, но я рад, что в Канаде у нас снова будет состав HyperSoft. Когда сегодня мы довольно рано провели пит-стоп, мне казалось, что придется останавливаться еще раз, однако я смог контролировать темп. На любом другом автодроме без второго пит-стопа не обошлось бы.

Вопрос: Себастьян, желаете что-то добавить про шины?
Себастьян Феттель: Прошу прощения, но мне не хочется отвечать на этот вопрос.

Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Могу лишь добавить, что с шестого круга мы просто ехали в прогулочном темпе, это нельзя было назвать гонкой.

Вопрос: Что вам удалось узнать о шинах HyperSoft в этот уик-энд? С ними в Монреале вы сможете атаковать в полную силу на протяжении всего отрезка?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, насколько эффективны будут эти шины в Монреале. Там нет по-настоящему сложных поворотов, и, возможно, ресурса резины хватит на большее количество кругов. Сегодня Даниэль сработал отменно, я за него рад, но нам самим пришлось сильно сбросить скорость и просто ехать в таком темпе круг за кругом, чтобы гарантировано добраться до финиша. Не знаю, насколько интересно вам было за этим наблюдать. Если да – что ж, тогда проблемы нет.

Вопрос: (Жаклин Мэгне) Кристиан Хорнер упомянул выступление Михаэля Шумахера в Барселоне, когда немец победил вопреки техническим проблемам. Даниэль, что значит для вас такое сравнение? Не могли бы вы описать свои эмоции по ходу гонки?
Даниэль Риккардо: Мне такое сравнение очень льстит. В этой гонке было столько разных событий, что даже сейчас мне сложно осознать произошедшее. Победа кажется немного странной, но я с радостью её принимаю.

Поскольку свободные заезды в Монако проходят в четверг, уик-энд получается более продолжительным, чем обычно, плюс к нему приковано особое внимание. Да, мне всё это тоже нравится, уик-энд в Княжестве – один из самых веселых в сезоне, но такая активность изматывает. Гонка тоже очень длинная, вдобавок в этом году она началась на час и десять минут позднее. Конечно, ты стараешься держать всё под контролем, но лично я предпочел бы стартовать в десять утра, чтобы к середине дня всё было кончено.

После всех тренировок и квалификации мне было крайне важно дождаться старта и провести его безупречно. Возникшие по ходу гонки проблемы заставили на некоторое время усомниться в успехе, каждый следующий круг был для меня маленькой победой – я очень обрадовался, когда увидел клетчатый флаг.

Вопрос: (Кристиан Менат) Даниэль, не могли бы вы рассказать подробнее о возникших проблемах? Модуль не накапливал энергию, не отдавал её? Перегревались ли задние тормоза? Себастьян, по ходу гонки вы наверняка видели мигающий сигнал на машине Даниэля, связанный с MGU-K. Вы пытались усилить прессинг или как-то адаптировать стратегию?
Даниэль Риккардо: У меня было меньше мощности, что вполне очевидно, а еще стали перегреваться задние тормоза, из-за чего баланс тормозов пришлось сместить в пользу передней оси на семь процентов, а это немало. Как правило, по ходу гонки мы корректируем этот параметр на один-два процента, но здесь потребовалось больше, а вдобавок мне пришлось чуть раньше отпускать педаль газа, чтобы снизить нагрузку на тормоза. В результате темп был медленным и из-за нехватки мощности, и из-за необходимости беречь шины, и из-за ситуации с тормозами. Потому гонка показалась мне невероятно долгой, но я всё-таки сумел её закончить.

Себастьян Феттель: Я видел, что у Даниэля возникли проблемы, получил подтверждение от команды и усилил прессинг, но стоило подобраться чуть ближе, я уже не мог сохранять эту дистанцию. У меня не получалось оказаться достаточно близко, особенно на выходе из туннеля. Пару раз я сумел задействовать DRS, но обгонять в Монако слишком сложно. Конечно, когда едешь впереди, эта особенность трассы работает на тебя – потому Даниэль при всех его проблемах сегодня удержал позицию.

Вопрос: Даниэль, для вас эта победа приятнее прочих?
Даниэль Риккардо: Мне потребуется пара дней, чтобы осмыслить уик-энд в целом и назвать его лучшим среди прочих. Сейчас эмоции еще свежи, но как только всё успокоится, я наверняка отвечу на ваш вопрос утвердительно. Сегодняшняя гонка получилась совсем не такой, как в Китае – там адреналин буквально зашкаливал, но по сумме факторов именно уик-энд в Монако я, скорее всего, назову лучшим.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Даниэль, после уик-энда, в котором вы доминировали во всех сессиях и победили вопреки обстоятельствам, можно ли сказать, что ваша ценность на рынке гонщиков достигла максимальной отметки?
Даниэль Риккардо: Посмотрим, что скажут другие. Я не плачу зарплату самому себе, но в первых шести гонках я сработал неплохо и одержал две победы. Вот Льюис почему-то улыбается…

Льюис Хэмилтон: Я могу вести переговоры от твоего имени!

Даниэль Риккардо: Какой процент ты возьмешь за свои услуги?

Льюис Хэмилтон: Договоримся.

Даниэль Риккардо: Видите, если в конце сезона Льюис решит завершить карьеру, он вполне может стать моим менеджером!

Перевод: Валерий Карташев