Гран При США: Пресс-конференция в четверг

Участники: Джордж Расселл (Williams), Лэнс Стролл (Racing Point), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Ландо Норрис (McLaren), Пьер Гасли (Toro Rosso)

Вопрос: Джентльмены, в этом зале представлена модель машины для 2021 года. Что вы думаете об этой машине и о грядущих изменениях в правилах? Макс, начнем с вас.
Макс Ферстаппен: Модель, прямо скажем, небольшая!

Джордж Расселл: Эй, я готовил эту шутку!

Макс Ферстаппен: Изменения только что представили, я не успел детально с ними ознакомиться. На самом деле, не имеет значения, как выглядит машина, если она позволяет вплотную преследовать соперника и бороться агрессивнее. Хотелось бы, чтобы потери в скорости не превысили двух-трех секунд относительно нынешних результатов, ведь если мы станем на четыре-пять секунд медленнее – это не то, о чем мечтают гонщики, машина покажется слишком медленной. Мы в начале пути, у команд еще будут свои идеи – время покажет, как всё получится.

Вопрос: Росс Браун сказал, что результаты на круге, скорее всего, будут такими же, как в 2016-м...
Макс Ферстаппен: Что ж, в 2016-м пилотаж доставлял меньше удовольствия, чем сейчас, но всегда приходится искать компромисс между результатом на круге и возможностью вплотную преследовать соперника. Кроме того, в дальнейшем машины вновь станут быстрее.

Вопрос: Джордж?
Джордж Расселл: Согласен с Максом – не важно, как выглядит и насколько быстра машина, если с ней гонки получаются интересными, а именно интересных гонок мы все ждём. Правда, масса машины всё-таки увеличится, что совсем не здорово для гонщиков. Например, машиной Формулы 3 очень интересно управлять, поскольку она очень легкая, а в Формуле 1 машины довольно тяжелые. Впрочем, меня больше беспокоит, чтобы отрывы стали меньше, а гонки – более захватывающими.

Вопрос: Лэнс?
Лэнс Стролл: Практически нечего добавить. Главное, чтобы мы смогли вплотную преследовать друг друга, чтобы стало больше борьбы колесо в колесо – это понравится и болельщикам, и нам самим. Надеюсь, разница между командами уменьшится, и у представителей середины пелотона будет больше шансов заработать подиум.

Вопрос: Ландо?
Ландо Норрис: Практически всё уже сказали. Если гонки станут интереснее, если каждый из нас будет иметь шанс на победу в гонке, а команды смогут плотнее сражаться за высокие позиции в Кубке Конструкторов – это правильно и хорошо.

Вопрос: Вам нравится, как выглядит эта модель?
Ландо Норрис: Пожалуй, я изменил бы окраску, а в остальном машина выглядит неплохо! Я видел изображение этой машины в нынешних цветах McLaren, смотрится отлично. Но меня внешний вид не так уж заботит, главное, чтобы мы смогли вплотную преследовать соперников, и гонки доставляли больше удовольствия, чем сейчас.

Вопрос: Пьер?
Пьер Гасли: Согласен со всеми, мне нечего добавить.

Вопрос: Ландо, продолжим с вами. Гран При Мексики сложился неудачно для обоих гонщиков McLaren. В чем заключались причины проблем, и беспокоит ли вас погода здесь, в Остине?
Ландо Норрис: Вы верно сказали, гонка в Мексике для нашей команды сложилась неудачно – особенно на фоне успешного выступления в квалификации, после которой мы имели неплохие шансы на солидное количество очков. Моя гонка оказалась испорчена заминкой на пит-стопе – в подобных ситуациях суть проблемы, как правило, очевидна, но исправление иногда занимает некоторое время. Впрочем, такие заминки у нас случаются крайне редко, я ничуть не обеспокоен. Можно сказать, в Мексике нам просто не повезло.

Команда готовит разные доработки, это всегда хорошо. Что касается условий в Остине, они такие, как есть, опасений у нас нет. Погода почти такая же, как на предсезонных тестах в Барселоне, вывести шины в рабочий диапазон будет непросто, но я надеюсь, что это сыграет нам на руку, а не сработает против нас.

Вопрос: Как вы в целом оцениваете свой первый сезон в Формуле 1?
Ландо Норрис: Ммм… Ээ….

Макс Ферстаппен: (передразнивает) Ме-ме-ме!

Ландо Норрис: Да, звучит как овца!

Макс Ферстаппен: Похоже, нас ждет очередной мем про тебя!

Ландо Норрис: В чем-то я доволен, а в чём-то – нет. Я не допускал серьезных ошибок, не устраивал частых аварий или откровенных глупостей, но любой гонщик в Формуле 1, говоря о своих выступлениях, всегда скажет, что можно было сработать лучше.

В 90% случаев я неплохо справлялся, но иногда допускал ошибку на квалификационном круге или не добивался желаемого прогресса в работе с настройками. Нужно уметь собирать воедино все факторы, а это, с одной стороны, приходит с опытом, с другой – я сам иногда выступал недостаточно хорошо, нужно больше стараться. Но в целом я доволен. Этот сезон доставил немало приятных эмоций, но я надеюсь, что с полученным опытом в следующем году выступлю намного сильнее.

Вопрос: Пьер, первый вопрос очевиден – как ваше самочувствие?
Пьер Гасли: Кажется, этот вопрос только сегодня мне успели задать уже двадцать раз! В предыдущий уик-энд было по-настоящему нелегко, но сейчас я в полном порядке, спасибо!

Вопрос: Насколько сложной была для вас гонка в Мексике? Вы финишировали девятым, хотя в тот день самочувствие было еще не идеальным...
Пьер Гасли: Тот уик-энд был одним из самых непростых в моей карьере…

Макс Ферстаппен: Ты всё-таки испачкал сиденье?

Пьер Гасли: Нет, оно осталось чистым! Правда, с того самого утра субботы мне было довольно непросто снова и снова собираться с силами и сохранять концентрацию, но мы справились и добились максимально возможного результата. Я хорошо провел и квалификацию, и гонку, но в целом тот уик-энд, конечно, был очень сложным.

Вопрос: Вы упомянули квалификацию в Мексике, где Toro Rosso вышла в финал двумя машинами. Насколько серьезного прогресса удалось добиться команде?
Пьер Гасли: Честно говоря, с момента моего возвращения в Toro Rosso машина практически не изменилась. Просто я стараюсь выжимать максимум из того, что имею, и всегда стремлюсь подобрать такие настройки, которые и трассе подойдут, и мне самому позволят чувствовать себя максимально уверенно.

Я доволен работой с командой, в Toro Rosso предоставляют мне необходимое, чтобы я смог выжимать из STR14 максимум. Мы выступаем неплохо, но всегда можно добиться большего – постараюсь не менее здорово провести три оставшиеся гонки!

Вопрос: Вы сказали, что в Toro Rosso обеспечивают вас всем необходимым. Похоже, вы чувствуете себя очень уверенно – можно ли сказать, что сейчас вы пилотируете лучше, чем в период выступлений за Red Bull Racing?
Пьер Гасли: Нет. Я никогда не забывал, как управлять машиной, просто многое зависит от способности собрать всё воедино. Я полностью сосредоточен на своих задачах в Toro Rosso. Как уже было сказано, мы выступаем неплохо, но всегда можно что-то улучшить и добиться прогресса – на это направлено наше внимание.

Вопрос: Лэнс, с некоторым опозданием примите поздравления – во вторник вам исполнился 21 год! Чем вы занимались после этапа в Мексике?
Лэнс Стролл: Просто отдыхал и наслаждался собственным днём рождения! Всё прошло очень славно, у нас был вкусный ужин… (Макс Ферстаппен посмеивается) Да-да, смейся, я, наконец, смог купить себе выпивку в США! В остальном я с нетерпением ждал уик-энда и, будучи профессиональным гонщиком, старался подготовиться к нему как можно лучше.

Вопрос: В Мексике машины Racing Point были вполне конкурентоспособны. Это объясняется особенностями трассы, или команде удалось добиться прогресса в работе над RP19?
Лэнс Стролл: Обоими факторами. Лично для меня тот уик-энд был далеко не лучшим, но напарник выступил очень сильно. Я не идеально провел квалификацию, а в гонке всё складывалось неплохо лишь до второго отрезка, на котором мне пришлось часто пропускать на круг и вдобавок справляться с гранулированием шин. Уик-энд сложился не в нашу пользу, но в целом с доработанной в Спа машиной мы на протяжении последних пяти-шести гонок стабильно имели шансы на очки. Всё это добавляет оптимизма на оставшиеся три этапа.

Вопрос: Джордж, в недавних гонках у Williams тоже были доработки. Насколько лучше ведет себя машина по сравнению с первыми этапами сезона?
Джордж Расселл: Те доработки были с расчётом на 2020-й год – с ними мы вряд ли добьемся прироста скорости для нынешней машины, но сможем лучше подготовиться к следующему сезону. Сейчас FW42, конечно, едет стабильнее, чем в первых гонках, когда с ней было сложно чисто проехать даже один круг. Нам удалось добиться чуть лучшего баланса, а далее вся надежда на наших инженеров – хочется верить, они сумеют добавить машине прижимной силы.

Вопрос: Что скажете о собственном прогрессе? Вы рассчитывали многому научиться, и эта цель, очевидно, выполнена. Что вы возьмете с собой в следующий сезон?
Джордж Расселл: Почти такой же ответ, как у Ландо. Были радостные моменты, были неудачи. Я набрался опыта, выявил для себя множество факторов, за счёт которых постепенно прогрессировал от уик-энда к уик-энду. Я стал лучше понимать работу шин, увереннее стартовать. К слову, начинать гонку из последних рядов очень непросто – у нас и без того мало прижимной силы, а в плотной группе машин её становится ещё меньше! Но я в целом справлялся – и с этим опытом в следующем сезоне буду чувствовать себя намного увереннее.

Вопрос: Макс, в среду вы приняли участие в фестивале Формулы 1 в Лос-Анджелесе. Как всё прошло?
Макс Ферстаппен: Здорово! Там собралось немало болельщиков, мы покрутили «пончики» - всегда приятно вот так провести время!

Вопрос: Верите вы в это или нет, но предстоящая гонка – сотая в вашей карьере! Что это значит для вас?
Макс Ферстаппен: Что ж, неплохое начало! Пять сезонов пролетели быстро, странно осознавать, что впереди уже сотая гонка, когда тебе всего 22 года! Я на это не рассчитывал, но хорошо, что именно так всё получилось.

Вопрос: Год назад в Остине вам удалось с восемнадцатого места прорваться на подиум. На какой результат рассчитываете в этот раз?
Макс Ферстаппен: Думаю, мы вправе ожидать успешного выступления. Год назад я стартовал из последних рядов, но заработал подиум – это был отличный результат. Мы воспользовались возможностью реализовать несколько иную, чем у соперников, тактику, она оказалась верной, но в этот раз хочется всё-таки стартовать с более высоких позиций. Посмотрим, что получится. В Мексике машина ехала здорово – надеюсь, так будет и здесь.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркс) У меня один вопрос для Макса, второй – для Ландо и Джорджа. Макс, Льюис Хэмилтон вот-вот станет шестикратным чемпионом мира, в этот уик-энд ему достаточно заработать всего четыре очка. Вы соперничали с ним на протяжении нескольких лет – что, по-вашему, сделало Льюиса настолько конкурентоспособным гонщиком, каким он является сейчас? Ландо, Джордж, что для вас, британских гонщиков, значит Льюис Хэмилтон? Наверняка каждому из вас двоих хочется повторить его успех и стать следующим британским чемпионом мира.
Макс Ферстаппен: К сожалению, я довольно редко сражался с Льюисом на трассе, так как в большинстве гонок наши машины не были равны по скорости. Но Хэмилтон неизменно был быстрее собственного напарника, а когда у тебя лучшая машина, ты можешь выигрывать гонки и титулы. То, что он вот-вот станет шестикратным чемпионом мира – фантастическое достижение.

Вопрос: Ландо?
Ландо Норрис: Я следил за выступлениями Льюиса с шести или семи лет, когда увлекся Формулой 1. Мне нравилось наблюдать за его гонками – не скажу, что я смотрел все из них, но многие меня по-настоящему восхитили! Результаты Льюиса добавили мне уверенности в том, что можно попасть в Формулу 1 и хотя бы отчасти повторить его успех. Впрочем, как уже говорил Макс, сейчас другая ситуация и другие машины, чем были в год дебюта Льюиса в McLaren, в точности повторить путь Хэмилтона вряд ли получится, но Льюис по-настоящему хорош во многих аспектах работы гонщика, в этом мне хотелось бы быть на него похожим.

Вопрос: Джордж?
Джордж Расселл: Аналогичный ответ. Я наблюдал за Льюисом с того момента, как начал мечтать о Формуле 1, и особенно в последние два года. То, как он работает с командой, вызывает огромное уважение. Ранее мне казалось, что он полагается исключительно на свой талант, но на самом деле он прилагает немало усилий и предельно внимательно относится даже к мельчайшим деталям. Я многому научился у Хэмилтона за годы сотрудничества с Mercedes и восхищаюсь его достижениями.

Вопрос: (Фил Дункан) Макс, после гонки в Мексике Льюис сказал, что обычно оставляет вам больше места, чем другим гонщикам, из опасений получить удар…
Макс Ферстаппен: Удар? Я ничего такого не слышал.

Вопрос: (Фил Дункан) Это лишь часть того, что он сказал, причем Себастьян с ним согласился. Что вы думаете о тех комментариях?
Макс Ферстаппен: Если посмотреть на то, что произошло в первом и втором поворотах в Мексике, я не думаю, что он оставил мне место. Мне кажется это глупым комментарием, я всегда борюсь жёстко, но честно, и считаю подобные высказывания некорректными.

Критиковать всегда легко, но я уверен, что всё было в порядке. В любом случае, приятно, когда кто-то говорит обо мне, поскольку это означает, что я засел у него в голове. Сам я просто сосредоточен на пилотировании.

Вопрос: (Крис Медланд) Вопрос для Пьера, Ландо и Лэнса. Новые правила преследуют цель уменьшить разницу в скорости между машинами, но в середине пелотона борьба уже сейчас предельно плотная. Насколько вам по душе сражение за право оказаться лучшим позади представителей трёх ведущих команд? Успех воспринимается как победа в отдельной лиге, или вас всё же огорчает отсутствие самой возможности бороться за подиум?
Пьер Гасли: Я люблю гонки, и мне нравится наша плотная борьба – она не может быть иной, когда сразу шесть или даже восемь машин на трассе умещаются в три-четыре десятые. Но вместе с тем досадно довольствоваться не самыми высокими позициями, ведь гонщику всегда хочется бороться за максимальный результат. Когда финишируешь седьмым, не получаешь ни кубка, ни призового шампанского – результат не воспринимается как настоящий успех. Надеюсь, в 2021 году ситуация изменится к лучшему. Все гонщики хотят иметь возможность сражаться за высокие позиции.

Ландо Норрис: Я согласен с Пьером. Новые правила не подразумевают, что в 2021 году мы все будем претендовать на подиумы и победы, но с ними у каждого будет больше шансов хотя бы однажды финишировать в первой тройке. Надеюсь, отрывы в пелотоне действительно уменьшатся, зрителям станет интереснее наблюдать за гонками, да и нам самим сражение будет доставлять больше удовольствия – сейчас его временами не хватает.

Многие гонщики Формулы 1 ранее здорово выступали в картинге, Формуле 4, Формуле 3, Формуле 2 и знают, насколько приятно для себя самого и команды заработать подиум и понимать, что одолел соперников за счет того, что сработал лучше. Мне и всему нашему коллективу очень не хватает этого чувства. С нетерпением жду новых правил и надеюсь, что мы сумеем добиться преимущества.

Лэнс Стролл: В этом году мне нравится сражение в середине пелотона, оно гораздо более плотное, чем когда-либо раньше. Минимальные отрывы в квалификации и гонке хороши и для зрителей, и для участников. К сожалению, нас по-прежнему опережают на круг Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing, но я надеюсь, что в 2021 году всё изменится.

Должен согласиться с Пьером: интересно бороться за звание лучшего среди остальных, но за седьмое место кубок не вручают. Мы всегда стремимся заработать очки, однако о подиуме и уж тем более о победе мечтать не приходится. Хочется верить, в 2021-м сражение будет более зрелищным, мы сможем вплотную преследовать соперника, а если за счет сокращения отставания от топ-команд у нас появится шанс на подиум или даже победу, будет особенно здорово!

Вопрос: (Джон Массенгейл) Пьер, в среду вы посетили штаб-квартиру NASA. Каково было беседовать с астронавтом, находящимся на международной космической станции?
Пьер Гасли: Это было потрясающе! Я и представить себе не мог, что когда-нибудь смогу поговорить с астронавтом, который в момент беседы будет где-то высоко за много-много километров от меня! Было безумно интересно произносить фразу, а спустя буквально пару секунд получать ответ от человека, летящего в космосе! Еще я посмотрел центр управления полетами, космические корабли, поговорил с астронавтами, которые несколько раз летали в космос – для меня это был невероятный опыт!

Вопрос: (Джон Массенгейл) Макс, вы приняли участие в фестивале в Лос-Анджелесе, притом сейчас идут переговоры о возможном проведении гонки в Майами. Насколько важно для вас представлять Формулу 1 в Штатах, и что вы думаете об идее проводить здесь несколько этапов чемпионата?
Макс Ферстаппен: Думаю, присутствие в Штатах хорошо для Формулы 1, да и владельцы чемпионата хотят проводить здесь больше гонок. Мы стараемся сделать Формулу 1 более популярной, более узнаваемой среди американцев. Мне нравится бывать в Штатах, и не важно, Остин это, Лос-Анджелес или Майами – здесь повсюду здорово. Думаю, одна или даже две дополнительные гонки ничуть не навредили бы – конечно, при условии, что они будут интересными и соберут немало зрителей.

Вопрос: Макс, какой была атмосфера во время шоу в Лос-Анджелесе? Как вас встретили зрители?
Макс Ферстаппен: Всё было очень даже неплохо. Зрителям понравилось звучание моторов – едва мы начали прогревать двигатель, публика уже пришла в восторг! Конечно, наши возможности там были весьма ограничены, я смог разве что проехать немного да покрутить «пончики», но, думаю, людям и это пришлось по душе. Конечно, было бы гораздо лучше показать им, насколько быстро мы можем мчаться в поворотах – надеюсь, с новыми правилами всем болельщикам будет еще интереснее наблюдать за гонками!

Вопрос: (Яцбек Лопес) Макс, не кажется ли вам, что Себастьян и Льюис настроены к вам агрессивнее, чем к любому другому гонщику?
Макс Ферстаппен: Не знаю, вам лучше спросить у них самих.

Вопрос: (Бен Хант) Макс, мой вопрос тоже для вас…
Макс Ферстаппен: Что ж, я не удивлен.

Вопрос: (Бен Хант) Считаете ли вы, что стюарды справедливо отнеслись к вам в той ситуации с желтыми флагами по ходу квалификации в Мексике? И не кажется ли вам, что Льюис и Себастьян намеренно критикуют только вас? По отношению к другим гонщикам такого не наблюдается...
Макс Ферстаппен: Думаю, стюарды поступили абсолютно справедливо. Мы с ними всё обсудили, я пояснил, что не видел желтых флагов, однако правила говорят, что в случае желтых флагов гонщик обязан сбросить скорость, и я не испытываю досады по поводу той ситуации. Мне просто не повезло не заметить желтые флаги, да и смысла атаковать не было, так как я уже удерживал лучший результат. Но в тот момент я не знал, насколько хорошо проехали другие гонщики, удалось ли им улучшить результат и отобрать у меня поул.

Я проехал быстрее, но сейчас понимаю, что в этом не было необходимости. В следующий раз я в любом случае сброшу скорость под желтыми флагами, даже если соперники смогут превзойти мой результат лишь потому, что успели раньше проехать место инцидента – что будет, то будет.

Сейчас мы не настолько быстры, чтобы стабильно претендовать на поул, но в тот момент в квалификации в Мексике я действительно наслаждался результатом – он показал, что после нескольких непростых гонок, в которых нам не хватало скорости, машина способна ехать по-настоящему быстро. Пусть в итоге я не стартовал с поула, тот круг всё равно добавил мотивации.

Что касается второго вопроса, если обо мне говорят, значит, я крепко засел в мыслях у этих парней. Но лично у меня нет потребности критиковать кого-либо на пресс-конференциях. Я считаю это неуважительным, поэтому предпочитаю сражаться на трассе. Мне нравится жёсткая борьба на пределе – если этого не делать, то ты всегда будешь ехать позади, а в таком случае лучше вообще оставаться дома. Мы – гонщики Формулы 1, мы лучше всех знаем, как справляться с этими машинами, и мы здесь для того, чтобы бороться. Я буду бороться за победы, поскольку живу ради них.

Перевод: Валерий Карташев