Об ожиданиях от уик-энда...
У американского этапа непростая судьба – на протяжении всей своей истории Формула 1 пыталась наладить длительные и стабильные отношения с местной публикой, и та вроде бы даже отвечала взаимностью, но роман как-то не складывался.
Одной из причин было отсутствие подходящих автодромов – американская автоспортивная культура отличается от европейской, чаще всего гонки там проходят либо на овалах, либо на временных городских трассах. И хотя стационарные трассы в США всё же были, они не удовлетворяли требованиям чемпионата мира.
Неудивительно, что даже в те годы, когда Гран При США проводился, этап постоянно переезжал с одного побережья на другое – гонки Формулы 1 принимали десять американских трасс – не считая гонок по овалу в Индианаполисе, формально входивших в календарь в 50-е годы.
Именно в Индианаполисе в начале 2000-х была предпринята первая попытка создать стационарный автодром для Формулы 1 – большая часть трассы проходила не по овалу, а по внутренним дорожкам «Старой кирпичницы». Но в силу ряда причин, прежде всего – финансовых, Гран При продержался там только до 2007 года.
В 2012-м ситуация была решена кардинальным образом – в Остине, штат Техас, впервые в истории США построили стационарную трассу специально для Формулы 1. Строительство сопровождали разнообразные сложности, архитектором автодрома, как всегда, был Герман Тильке, но трасса, получившая название Circuit of the Americas – COTA, оказалась удивительно интересной и яркой.
Конфигурация включает много нетипичных для автодромов Тильке скоростных поворотов и перепадов высот. А благодаря двум длинным прямым, которые заканчиваются медленными поворотами, здесь всегда есть шанс опередить соперника на трассе.
Назвать очевидного фаворита этой гонки достаточно сложно. Эта трасса подходит Ferrari и Mercedes примерно одинаково: машины Скудерии быстры на скоростных прямых, Серебряные стрелы возьмут своё в поворотах. А вот Red Bull Racing здесь тягаться с ними будет сложно.
Льюис Хэмилтон король этой трассы – из семи гонок в Остине он выиграл пять. Феттель здесь тоже побеждал, но давно, ещё за Red Bull Racing. В прошлом году гонку выиграл Кими Райкконен. Пилот Ferrari может оказаться триумфатором гонки и на этот раз – если команда всё сделает правильно. Для Хэмилтона, впрочем, это не имеет принципиального значения – чтобы стать чемпионом, его задача не дать опередить себя Боттасу. В предыдущие годы проблем с этим у Льюиса не возникало.
О трассе…
Circuit of the Americas. 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. Средняя скорость – 197 км/ч, максимальная скорость 320 км/ч с открытой DRS и 310 км/ч – с закрытой. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% дистанции круга.
10 зон торможения, в четырёх замедление очень интенсивное. Износ тормозов средний, ближе к высокому. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды, что можно считать средним значением. Как и на трассе в Абу-Даби, самая длинная прямая в Остине – не стартовая. Она находится между 11 и 12 поворотами, и длина её более километра. Машина движется с полностью нажатой педалью газа здесь почти 20 секунд подряд.
Движение на COTA организовано против часовой стрелки, а многие участки ассоцируются со знаменитыми трассами Формулы 1. Кроме того, в Остине больше, чем в Спа, поворотов, которые надо проходить на скоростях, превышающих 250 км/ч, и больше, чем на Хунгароринге, участков, где скорости падают ниже 100 км/ч – в итоге средняя скорость относительно невелика.
Из-за низкой влажности воздух насыщен кислородом, двигатель вырабатывает более высокую мощность, нагрузка на его компоненты повышается – инженерам придётся внимательно следить за поведением силовой установки, особенно за моментом срабатывания зажигания.
Одна из ярких отличительных черт – крутой подъём перед первым поворотом трассы. Перепад высот здесь составляет целых 40 метров. Это особенно важно для борьбы на первом круге гонки, сразу после старта.
О резине…
На два первых Гран При США компания Pirelli привозила самые жёсткие составы – Medium и Hard. Но команды жаловались на слишком низкое сцепление – на гладком асфальте шины сложно было прогреть. В 2014-м итальянские шинники привезли более мягкие составы – Soft и Medium. Решение себя оправдало – скорости выросли, борьбы стало больше, а пит-стопов в гонке было два. В 2016-м они пошли ещё дальше, выбрав третьим составом для этапа в Остине SuperSoft.
В 2017-м в Pirelli осмелели окончательно и впервые привезли самый мягкий набор составов – UtraSoft, SuperSoft и Soft. Такой же набор использовался и в прошлом сезоне. На этот раз выбор чуть более консервативный – команды получат составы C2 (Medium), C3 (Soft) и C4 (UltraSoft). Этот набор использовался в сезоне чаще всего, но в 2019 году мы увидим его в последний раз.
В целом, сцепные свойства асфальта на COTA год от года улучшаются – по мере «взросления» покрытия, так что особых проблем в нынешнем сезоне никто не ждёт. Обычно гонки в Остине проходили с двумя пит-стопами, но на этот раз многие наверняка постараются ограничиться одним.
Может сыграть свою роль автомобиль безопасности – в семи гонках в Остине он выезжал на трассу четырежды. В прошлом году машина оставалась в боксах, однако был активирован режим виртуального автомобиля безопасности.
Год назад в Остине…
Прошлогодняя гонка в Остине получилась немного необычной. Свою роль сыграли дожди в пятницу, из-за которых готовиться к сухой квалификации и гонке пилотам пришлось по ходу субботней тренировки. К тому же, Себастьян Феттель недостаточно замедлился под красными флагами, так что в субботу уже знал, что потеряет три позиции на стартовой решётке.
Поул в итоге достался Хэмилтону. Феттель уступил ему всего 0,061 секунды, но из-за штрафа начинал гонку только пятым. Вторым стартовал Райкконен – и немедленно вышел в лидеры. Хэмилтон оказался вторым, Боттас остался третьим, а Риккардо удержал четвёртое место после контакта с Феттелем. Себастьяна же развернуло, и он откатился в хвост пелотона.
Ферстаппен стартовал только 18-м после поломки подвески в квалификации и замены коробки передач, но уже к началу второго круга был девятым, а к седьмому кругу поднялся уже на пятое место. На девятом оно превратилось в четвёртое, после схода Даниэля Риккардо. Чтобы убрать его машину пришлось активировать режим виртуального автомобиля безопасности.
В Mercedes решили воспользоваться этим и зазвали Хэмилтона в боксы. Льюис вернулся на трассу третьим, но на рестарте Боттас его пропустил, и Хэмилтон бросился в погоню за Райкконеном. Хотя на бумаге решение стратегов Mercedes выглядело правильным, в итоге оно привело к потере позиции. Пит-стоп был проведён слишком рано, шин до конца гонки не хватило, а так как все остальные лидеры остановились единственный раз значительно раньше, чем во второй Хэмилтон, они получили преимущество в скорости.
В результате после своего пит-стопа Хэмилтон не только оказался далеко позади Райкконена, но и пропустил Ферстаппена! На финише всех троих разделили менее 2,5 секунды, и Льюис даже успел провести атаку, но Макс успешно защитил позицию. Четвёртым гонку закончил Феттель, успевший на трассе обогнать Боттаса. Таким образом, Льюис хотя и увеличил свой отрыв от Феттеля в чемпионате, не смог гарантировать себе титул – определение чемпиона отложилось до Мехико.