F1ЛОС’офия: Об относительном и абсолютном

«- Так что такое теория относительности?
- А это всё относительно! Это вообще сложная штука…»

М. Жванецкий

Если бы не было приснопамятного мельбурнского подиума Виталия Петрова, 2-е место Даниила Квята в недавнем Гран При Венгрии, наверное, воспринималось бы немного по-другому. Но, разумеется, это в любом случае сенсация, которую мы ждали долго. А всё-таки, сколько? Что принимать за точку отсчёта? Самую первую гонку Формулы 1, состоявшуюся в мае 1950 года? Ведь, как ни крути, пока это лучшее достижение российских гонщиков за всю историю чемпионата.

Нет, явный перебор, к чему этот космический масштаб, вполне можно ограничиться временем присутствия представителей России в чемпионате мира. И тогда отчётный период начнётся с дебюта того же Петрова в Бахрейне в марте 2010-го.

Третий вариант – 27 марта 2011 года, когда Renault R31 под номером 10 третьей пересекла линию финиша в Альберт-парке, после чего Виталий сказал на пресс-конференции такие слова: «Я никогда не теряю надежду, поскольку в гонке может произойти что угодно, и сегодня, похоже, такой случай». Получается, что второго подиума российского гонщика пришлось ждать четыре года и четыре месяца…

В общем, всё относительно, возможны любые хронологические критерии, но, наверное, самым простым и логичным будет такой: в Формуле 1 Даниил Квят поднялся на подиум с 28-й попытки. Это был 28-й Гран При, в котором он стартовал (если помните, в Австралии его машина отказала ещё до старта), что не много и не мало – можно сказать, что это нормально. Например, Нико Росбергу для этого понадобилось 36 гонок.

Позади половина сезона, впереди августовский перерыв – есть повод подвести какие-то итоги, и тут без теории относительности не обойтись. Разумеется, не в научно-классическом эйнштейновском понимании, а исключительно в бытовом, на уровне обыденного сознания.

Безусловно, для нас подиум Даниила стал главным событием этих пяти месяцев, которое сам герой прокомментировал так: «Кто-то говорил, что сдаваться никогда нельзя, но до сегодняшнего дня я не понимал, что эти слова значат на самом деле. Сегодня я действительно понял, что ни в какой ситуации нельзя опускать руки, и тогда всё может сложиться в вашу пользу». (Чувствуете, просматриваются общие мотивы с настроениями Петрова в аналогичной ситуации)

Сейчас наша радость за Даню абсолютна и безоговорочна, но согласитесь, мы действительно немного заждались этого дня. Не знаю, как он сам, но мы-то точно почувствовали лёгкое головокружение, когда он подписал контракт с Red Bull Racing – нам грезилось, что за рулём машины ещё недавно чемпионской команды Квят сразу покажет, на что способен… И, наверное, все помнят ощущение жёсткого облома, когда в Мельбурне коробка передач на его RB11 предательски отказала ещё на круге выезда из боксов. А в Китае подвела силовая установка Renault, которая не просто тихо сломалась – из-за неё машина весьма эффектно полыхнула.

В общем, начало сезона оказалось вовсе не таким, на какое все рассчитывали – и Квят, и его команда, и мы. Сход, 9-е место, сход, 9-е место, 10-е место…

«Я хорошо знаю, что не вся жизнь – это мёд, иногда надо просто стиснуть зубы и двигаться вперёд, не давая волю эмоциям, не позволяя им влиять на тебя», – сказал он, когда мы общались в Барселоне. И добавил: «Я признаю, что мы с машиной пока не слились в одно целое – над этим ещё надо работать и работать. Когда это наступит – тогда и наступит. В Toro Rosso это произошло к концу года».

Через пару недель Даниил финишировал 4-м в Монако. А через пару месяцев поднялся на подиум на Хунгароринге. Размышляя над тем, как складывается карьера Квята в Формуле 1, начинаешь понимать, за что его ценит грозный доктор Марко: у этого российского парня слова не расходятся с делом. Судя по всему, он что-то такое знает, какую-то «военную тайну», которая помогает ему постепенно, шаг за шагом двигаться к цели. В чём эта тайна? Вот лишь один из вариантов ответа, предложенный им самим: «Я знаю, чего стою, а всё остальное не имеет значения».

Ведь одного таланта мало, талант – лишь инструмент, который, во-первых, нужно правильно заточить, а во-вторых, научиться им пользоваться. Процесс освоения этого инструмента по множеству причин у всех проходит по-своему, с разной скоростью и интенсивностью, так что не стоит ссылаться на исторические примеры: мол, Льюис Хэмилтон занял 3-е место уже в своём самом первом Гран При, а 2-е - в следующем. Дебютируй он в McLaren не в 2007-м, а в 2015 году, мы бы посмотрели, как бы он боролся за подиумы. Спросите Фернандо Алонсо, каково ему приходится сейчас. Право слово, всё относительно…

Главный показатель эффективности Даниила, хотя тоже не абсолютный – история его противостояния с австралийским тёзкой. Воздержимся от окончательных выводов, до финиша сезона ещё далеко, но можно утверждать, что изначально напарники по Red Bull Racing были в несколько разных «весовых категориях», и это вполне естественно. Даниэль – победитель трёх Гран При, гонщик, легко и изящно разделавшийся в прошлом году с самим Себастьяном Феттелем, человек с задатками едва ли не будущего чемпиона, на которого в Red Bull делают серьёзную ставку и которого любят в команде. Что мог противопоставить всему этому российский новичок? Разве что у него была «военная тайна».

Но в ситуации, когда команде пришлось неожиданно трудно, когда она не сразу приспособилась к очередным изменениям технического регламента, когда чаще моторов Renault ломались только моторы Honda, Квят постепенно начал опережать напарника. По ходу пьесы было видно, что порой он переживает, но при этом не чувствовалось, что он сильно нервничает, в отличие от Риккардо, которому в Канаде, похоже, впервые изменило самообладание, и его фирменная улыбка куда-то делась…

Да, в Венгрии Даниэль, почувствовав, что машина действительно поехала, продемонстрировал недюжинную лихость, провёл гонку весьма ярко, сметая всех на своей траектории и наломав немало карбона – и в итоге оказался третьим. Даниил же, перестаравшись на торможении в самом первом повороте после старта, вынужден был потом терпеть жуткие вибрации из-за повреждённой резины и явно не питал особого оптимизма, особенно после того, как его попросили пропустить напарника – но финишировал впереди Риккардо. Конечно, вмешались всевозможные обстоятельства, процент естественной убыли соперников был высок, однако Квят умудрялся оказываться в нужное время в нужном месте – в автогонках это крайне важное умение – и в один из ключевых моментов головоломным манёвром опередил Хэмилтона по обочине, за что, разумеется, потом был оштрафован, но 10 секунд, добавленные к результату, уже ничего не могли изменить.

И не его вина, что Риккардо кавалерийским наскоком разобрался с Нико Росбергом, после чего обе машины, получив повреждения разной степени тяжести, направились в боксы за внеплановой техпомощью – главное, что дорога ко 2-му месту была открыта.

Вроде бы, на фоне пяти побед Хэмилтона, которые одержал действующий чемпион мира в этом сезоне, достижение Квята выглядит относительно скромно. Но его значение трудно переоценить – точно так же очень высока цена второй победы Феттеля, хотя бы потому, что ему вместе с Ferrari удалось почти невозможное. Приятно, знаете ли, когда на днях в эфире Sky Sports британские эксперты, анализируя и венгерскую гонку, и первую половину сезона в целом, говорили не только о подвигах четырёхкратного чемпиона мира, но и похвалили Даниила. А вот когда пришлось выбирать главное разочарование полугодия, они неожиданно наклеили этот ярлык на Нико Росберга, который, между прочим, уже выиграл три гонки и занимает вторую строчку в личном зачёте!

Аргументы были такие: от прошлогоднего вице-чемпиона ждали, что он вступит в принципиальную схватку с Льюисом, чтобы взять реванш за прошлый год, но ничего подобного не произошло. Far from it! – как говорят в Англии. В общем, сложная это штука – теория относительности…

Летний перерыв будет коротким, хотя, казалось бы, это целых четыре недели. После него пройдут классические гонки в Спа и Монце, на скоростных трассах, на которых машинам Red Bull будет сложно тягаться с Mercedes, Ferrari и, возможно, с Williams. Может быть, в Сингапуре ситуация будет более благоприятной. Поживём – увидим, нет смысла гадать. Как отшутился, отвечая на вопрос о ближайших перспективах, Кристиан Хорнер: «Пока лучше об этом не думать!»

Но даже если Даниил Квят и так знает себе цену, подиум должен придать ему дополнительную уверенность в своих силах, и посмотрим, в какой мере он сможет конвертировать её в ту валюту, что имеет хождение в паддоке и более всего ценится – очки и секунды. И если справедлива поговорка «Деньги – к деньгам», то не меньше оснований должно быть и у одной из её гоночных версий: «Подиум – к подиуму!»


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.