В прошлый понедельник, как раз после Гран При Малайзии, в Финляндии не вышли утренние газеты. Нет, никто не бастовал, ни журналисты, ни бумажники, ни типографские рабочие – все эти люди просто отдыхали, у них был законный выходной, ибо Европа продолжала справлять Пасху. Поэтому только во вторник маленький, но очень гордый северный народ узнал, что, оказывается, гонка на автодроме Сепанг, прошедшая на другом конце планеты, стала самой результативной для его сынов. Т.е. ни разу за всю историю Формулы 1 финские парни не набирали в одном Гран При столько очков, сколько в Малайзии заработали Кими Райкконен и Хейкки Ковалайнен.
Ясно, что теоретически это не предел: стоит этим двоим в любом порядке занять два первых места – и тогда будет достигнут абсолютный максимум. Но на практике этого можно ждать еще долго – вот возьмут, да и не лягут карты... С другой стороны, в сущности, не столь это и важно – так, не более чем любопытная деталь на заметку любителям автогоночной статистики...
Гонщик | Родился | Сезоны | ГП | Лучший | Победы | Подиумы | Поулы | Очки | Титул | |
старт | финиш | |||||||||
М.Хаккинен | 28/09/68 | 11 | 165 | 1 | 1 | 20 | 51 | 26 | 420 | 2 |
К.Райкконен | 17/10/79 | 8 | 124 | 1 | 1 | 16 | 49 | 14 | 467 | 1 |
К.Росберг | 06/12/48 | 9 | 128 | 1 | 1 | 5 | 17 | 5 | 159.5 | 1 |
М.Сало | 30/11/66 | 8 | 111 | 4 | 2 | - | 2 | - | 33 | - |
Д-Д.Лехто | 31/01/66 | 6 | 70 | 4 | 3 | - | 1 | - | 10 | - |
Х.Ковалайнен | 19/10/81 | 2 | 19 | 3 | 2 | - | 2 | - | 40 | - |
Л.Киннунен | 05/08/43 | 1 | 6 | 25 | - | - | - | - | - | - |
М.Козаровицки | 17/05/48 | 1 | 2 | - | - | - | - | - | - | - |
Впрочем, статистика порой может дать пищу для размышлений. Например, возьмем Мику Хаккинена, который, так уж сложилось, еще совсем недавно был одним из самых любимых и популярных гонщиков и в нашей стране, а уж в Финляндии вообще считался национальным героем. Сегодня он, безусловно, является самым успешным финским гонщиком Ф1: два титула, двадцать побед, двадцать шесть поул-позиций...
А теперь вспомним действующего чемпиона мира, Кими «Айсмана» Райкконена: один титул у него уже есть, и победа, одержанная в Малайзии, стала 16-й в его послужном списке. Т.е. уже в 2008-м году по количеству выигранных Гран При он может превзойти старшего товарища – согласитесь, вероятность достаточно высока, тем более, именно Кими вновь считают одним из главных претендентов на корону, что вполне логично. И если это произойдет, то сей результат будет им достигнут на 8-м году карьеры. Мика же на свои 20 побед потратил 11 сезонов. Но значит ли это, что гонщик Хаккинен хуже гонщика Райкконена? Разумеется, нет.
Идем дальше. Британец Стирлинг Мосс, отъездивший в Ф1 те же 11 сезонов, как и Хаккинен, но только сорока годами раньше, за свою долгую карьеру выиграл 16 гонок, как и Райкконен, но никогда не был чемпионом мира, хотя не раз оказывался буквально в шаге от заветного титула. Однако судьба распорядилась по-своему...
Стоп, а причем тут сэр Стирлинг, удивится кто-то из читателей, если мы, вроде, о финнах говорим? Сейчас объясню. Финны у нас просто стали отправной точкой, а сейчас разговор выйдет на более глобальный уровень.
Неоднократно в разное время разные люди брались за составления списков самых лучших гонщиков Формулы 1 за всю ее историю. То, что получалось, чаще всего, выглядело более-менее убедительно, хотя и вызывало отдельные нарекания. Ну, предположим, не всем нравилось, что Айртон Сенна оказывался в таком «хит-параде» впереди Михаэля Шумахера, и аргумент был простой: бразилец выиграл три титула, а семикратный, сами понимаете, сколько... Стоило же в другой раз разместить Шумахера впереди Сенны, как тут же звучали гневные выкрики тех, кто считает, что величие Бразильского Волшебника превзойти не дано никому...
И вот недавно в лондонском издательстве Telegraph Books вышла книжка англичанина Алана Хенри «100 лучших гонщиков Формулы 1 всех времен», которая, безусловно, может вызвать некое смятение в умах среднестатистического болельщика. Не будем приводить всю сотню «по Хенри», но предлагаю ознакомиться с верхушкой этого списка:
1. Стирлинг Мосс
2. Джим Кларк
3. Айртон Сенна
4. Ален Прост
5. Альберто Аскари
6. Хуан-Мануэль Фанхио
7. Бернд Роземайер
8. Джеки Стюарт
9. Тацио Нуволари
10. Мика Хаккинен
11. Михаэль Шумахер
12. Жиль Вильнев
...
20. Ники Лауда
...
28. Кеке Росберг
29. Кими Райкконен
30. Льюис Хэмилтон
31. Найджел Мэнселл
32. Фернандо Алонсо...
Так вот, выпили мы с мистером Хенри по бокалу какого-то славного белого вина и немножко поговорили. Разумеется, я со своей стороны мог лишь выразить глубочайшее почтение одному из ведущих авторитетов, какие только есть в нашей профессии, а дядя Алан довольно улыбался и задавал вопросы о перспективах Гран При России. После чего мы вместе посмеялись.
Безусловно, Алан Хенри принадлежит к писателям старой школы, и слово «писатель» здесь не случайно: он автор более полусотни книг на автогоночные темы, что не может не вызывать уважения. Хенри пишет об Ф1 с начала 70-х и, конечно, лично знаком со всеми гонщиками современности. Он отлично знает историю вопроса, что и позволило ему составить собственную «Табель о рангах», возглавляет которую упоминавшийся уже сэр Стирлинг Мосс, человек, который так и не смог стать чемпионом мира.
Естественно, хочется сразу спросить о критериях. Ну, допустим, Хенри просто без ума от своего действительно прославленного земляка: уж так он любит Мосса как человека и гонщика, что не может отказать себе в удовольствии поставить именно его на самую вершину списка. Однако, помилуйте, каким образом Михаэль Шумахер не попал даже в Top-10?
Разумеется, правильнее всего было бы почитать эту книжку, но, боюсь, в русском переводе она выйдет нескоро, если выйдет вообще. А по-аглицки ее не все осилят, пожалуй. У меня этой книжки тоже пока нет, но я ознакомился с некоторыми рецензиями, и могу сказать следующее: насколько я понял, автор расставлял наших героев по ранжиру, принимая во внимание вовсе не статистику, не число титулов и побед, а, прежде всего, их отношение к спорту, к автогонкам, к своей работе. И тот же Шумахер с точки зрения Хенри не заслуживает места в первой десятке потому, что слишком часто позволял себе неблагородные поступки, которые не красили истинного чемпиона, а себе в напарники всегда подбирал «удобных», заведомо более слабых гонщиков. В общем, известный подход «цель оправдывает средства» дедушке британской Ф1-журналистики глубоко противен, и главным для него остается чистая скорость, чистота помыслов и благородство спортивных устремлений. Что ж, Алан Хенри давно живет, многое видел, и, наверное, может себе позволить смотреть на вещи и так.
И все же лично меня смущает, что легендарный Ники Лауда занимает в этом списке только 20-е место: остается предположить, что они с Хенри, возможно, исторически находятся не в лучших отношениях. Ну, не исключено, что лет тридцать назад они, например, из-за чего-нибудь поругались. Или, например, безусловно, нуждается в пояснении, почему наш финский друг Кими стоит на ступеньку ниже папы Нико Росберга и лишь на одно место выше, чем «молодой, да ранний» Льюис Хэмилтон, который, в свою очередь, как ни удивительно, опережает дважды чемпиона мира Фернандо Алонсо...
И потом, если во главу угла Хенри поставил свои личные симпатии к тем или иным персонажам, почему он не назвал книжку «Сто моих самых любимых гонщиков»? Может быть, так было бы корректнее?
Кстати, тут же родилась мысль: ясно, что мы с вами со стариком Хенри не согласны. Как говорили в моем пионерском детстве, «Недоволен – критикуй! Критикуешь – предлагай! Предлагаешь – действуй!» Поэтому предлагаю всем вместе подумать, а кто наши с вами любимые гонщики Формулы 1? Вопрос непростой, и среди российских болельщиков столь всеобъемлющих исследований еще не проводилось. Но, учитывая, что к нам на F1news.ru ежедневно заходят десятки тысяч читателей, есть вероятность, что репрезентативность его будет весьма высока. Вероятно, не так много людей, кто назовет сто фамилий, но пусть это никого не пугает: в любом случае есть фанатики, готовые назвать и больше, даже если разбудить их среди ночи. В конце концов, на нашем сайте есть замечательный раздел, который ведет коллега Дмитрий Черепович: «Энциклопедия Формулы 1».
Там вы найдете всю необходимую статистическую информацию. А остальное – дело техники, и это мы возьмем на себя, а в конце сезона подведем итоги. Как вам такая идея? Кстати, попутно выясним, что думают наши читатели по поводу тех двух финских гонщиков, с которых началось сегодняшнее повествование. Лично я сразу готов признаться: в моем личном рейтинге финны займут очень высокие места. Ибо в отличие от Алана Хенри я не претендую на объективность и готов признаться открыто и честно: люблю я их, чертей!..