На презентации R31 считалось, что Lotus Renault GP в отличной форме и способна бороться за победы в гонках, но февральская авария Роберта Кубицы поставила под угрозу успехи команды, а возникшие в первой половине сезона проблемы прервали успешные выступления Ника Хайдфельда и Виталия Петрова. Однако, по мнению совладельца команды Жерара Лопеса, эти трудности делают Lotus Renault GP ещё сильнее…
Вопрос: Как повлияли на подготовку к сезону авария Роберта Кубицы и спор за использование бренда между Team Lotus и Group Lotus?
Жерар Лопес: Авария Роберта, несомненно, помешала команде подготовиться к сезону и повлияла на первые гонки, но спор о названии совершенно не отразился на нашей работе – это проблема между автомобильной компанией и другой командой. С юридической точки зрения мы не можем бороться за использование названия Lotus: у нас нет юридических прав на этот бренд, так что возникла только одна проблема – раскраска машины.
Вопрос: Как идет реабилитация Роберта? В команде сожалеют, что позволили ему продолжать участвовать в ралли?
Жерар Лопес: Роберт быстро восстанавливается. Задача очень сложная, но если он сможет вернуться, то он это сделает.
Это не первая авария Роберта. Он очень силён психологически, мы знаем это, но должны понять, сколько времени займет восстановление физической формы. Думаю, с ним будет все в порядке, я надеюсь вновь увидеть его за рулём Формулы 1, хотя сомневаюсь в том, что это произойдет в этом сезоне. Уверен, он не сожалеет о ралли, но это ничего не меняет, сейчас важно сконцентрироваться на возвращении.
Вопрос: Ник Хайдфельд хорошо адаптировался в команде и совсем немного опережает Виталия – всего на два очка. Как вы оцениваете выступления гонщиков?
Жерар Лопес: Я доволен работой Ника на предсезонных тестах, он помог нам в решении возникших проблем с машиной. Меня устраивают его результаты в первой половине сезона, но Хайдфельд не смог взять на себя роль лидера команды.
Мы пригласили Ника, поскольку у него больше опыта, чем у Виталия, он отлично выполнял свою работу, поднялся на подиум в Малайзии, однако, выступал нестабильно и не показывал тех результатов, которые мы ждали от столь опытного гонщика.
Виталий прогрессирует именно так, как мы рассчитывали, за исключением нескольких неудачных выступлений, он показывал вполне стабильные результаты и практически во всех квалификациях боролся за места в десятке, а в первой гонке заработал подиум. Он выступает в Формуле 1 только полтора сезона, и мы надеемся, что россиянин продолжит прогрессировать. Ему многое предстоит сделать, многому научиться, чтобы лучше пилотировать, контролировать трафик и тому подобное. Это приходит с опытом, я считаю, что он ещё сможет прибавить.
Вопрос: Сейчас команда занимает пятое место в Кубке конструкторов – на этой строчке вы закончили прошлый сезон. Отстаёте от намеченного графика?
Жерар Лопес: Мы рассчитывали добиться большего, в этом не может быть сомнений, но из-за нескольких факторов пока не смогли этого сделать.
Во-первых, когда команда дорабатывала машину, пришлось на некоторое время закрыть аэродинамическую трубу, чтобы получить возможность испытывать более крупные модели, в масштабе 60%. Мы были вынуждены сделать это именно в тот момент, чтобы подготовиться к работе над новой машиной. По существу, у нас не было выбора, поэтому мы пожертвовали результатами в середине сезона. Однако, это единственное верное решение.
Во-вторых, мы построили машину вокруг инновационной выхлопной системы и не представляли, что изменение правил так серьёзно повлияет на результаты. Эти факторы объясняют потерю большей части эффективности машины. К счастью, их влияние можно оценить, поняв, почему команда столько потеряла.
При этом мы увеличили производительность аэродинамической трубы, эффективность CFD и производственного отдела по сравнению с прошлым годом, хотя пока это не заметно по результатам на трассе.
Третья причина, по которой мы отстали от соперников, связана с тем, что наши пилоты не смогли добиться более высоких результатов, компенсировав потерю эффективности машины. В итоге все эти факторы привели к тому, что мы больше не могли бороться за третье и четвертое место, а теперь занимаем пятую позицию. Мы должны приложить все усилия, чтобы побороться за четвертое место в чемпионате, но это непросто, поскольку Mercedes GP сделала большой шаг вперед.
Вопрос: Как повлияли новые правила на зрелищность гонок? Вам нравится система DRS и резина Pirelli?
Жерар Лопес: Важно найти баланс между тем, что интересно для болельщиков, и тем, что контролирует команда. В этом году зрители увидели немало интересных гонок, хотя, возможно, некоторые из них показались слишком непонятными - из-за разных стратегий не всегда было очевидно, кто лидирует в гонке. Возможно, однажды наступит момент, когда даже болельщикам покажется, что событий на трассе слишком много, тогда они перестанут получать удовольствие.
Подводить итоги ещё рано - только в одной гонке было сложно контролировать ситуацию из-за множества факторов. С точки зрения зрителей, эти перемены помогли нашему спорту, но гонщикам в кокпите приходится выполнять слишком большой объём работы. Нужно рассмотреть эту проблему и с осторожностью подходить к ее решению.
Формуле 1 нужна гармония между зрелищностью и спортом, за которым легко следить. Появление DRS или отказ от этой системы, переход на другую резину – эти аспекты не так важны для зрителей, которые быстро адаптируются, но они требуют от команд полного пересмотра приёмов и стратегий, что оказывает огромное влияние на работу.
Вопрос: В этом сезоне Бруно Сенна работает тест-пилотом команды. Вам бы хотелось, чтобы запрет на тесты был отменен в 2012 году?
Жерар Лопес: Да. Мы знаем Бруно со времен его выступлений в GP2, где он доказал, что хорошо выполняет свою работу и способен побеждать в гонках. В прошлом году он выступал в HRT, поэтому о его уровне было сложно судить. Из-за запрета на тесты мы не можем оценить способности гонщика, но он, несомненно, хорошо подходит на роль тест-пилота, хотя сейчас за руль удаётся садиться не так часто, как ему бы хотелось.
Вопрос: Каким вы видите будущее спорта в текущей экономической ситуации?
Жерар Лопес: Я говорил об этом раньше: Формула 1 остается вершиной автоспорта и интересна для многих сфер промышленности, особенно в развивающихся странах, которые никогда не присутствовали в чемпионате, но обладают высоким уровнем технического прогресса.
Экономика стран, где давно проводятся этапы Формулы 1, сейчас переживает сложный период, а интерес к любому спортивному или развлекательному событию обычно теряется, если экономика в кризисе – это действительно так. Но поскольку чемпионат сейчас находится в хорошем положении, думаю, за последний год зрительская аудитория снова значительно выросла. Я не могу судить о финансовом будущем CVC Capital, но осмелюсь предположить, что у этой компании все в порядке.
С точки зрения команды, сейчас непростая ситуация, и в будущем она не изменится. Мне кажется, команды должны привлекать новые страны и новые рынки. Я считаю и США новым рынком: Формула 1 никогда серьёзно не присутствовала в Штатах. На нас лежит большая ответственность: все команды должны прилагать усилия, чтобы чемпионат вышел на американский рынок – сейчас эта страна остается самым крупным потребителем профессионального спорта в мире, и спорт приносит там доходы. Даже европейский футбол вышел на американский рынок, и думаю, у Формулы 1 тоже есть такая возможность.
Вопрос: У Renault долгосрочная программа в Формуле 1, в следующем году компания собирается поставлять двигатели ещё и Williams. Видите ли вы какие-либо недостатки в этой ситуации?
Жерар Лопес: Двигатели достигли определенного уровня развития, когда были "заморожены". Вся работа по модернизации уже сделана: с точки зрения потребления топлива и надежности разница между двигателями разных компаний практически незаметна.
Думаю, использование стандартных двигателей больше не представляет проблем. Единственная проблема – это коробка передач и система KERS. Мы сохраняем тесные отношения с Renault, разрабатываем коробку передач и часть KERS, а компания поставляет систему рекуперации кинетической энергии другим командам.
Renault и Williams сохранили историческую связь, мы не препятствуем этому контракту, он выгоден Renault и, возможно, Williams. Однако, честно говоря, я не думаю, что переход с Cosworth на Renault имеет серьёзное значение в условиях "замороженного" регламента. Преимущество Renault в том, что они доказали умение разрабатывать двигатели, но это не единственная компания, которая этим занимается.
Вопрос: Структура команды, кажется, уже сформирована. Вы довольны работой Эрика Булье? Как повлиял советник команды Джеки Стюарт на её развитие?
Жерар Лопес: Эрик оправдал наши ожидания: он успешно справляется со своей работой, не допуская излишней напряженности в команде. Конечно, он полная противоположность тому, кто был раньше, и это хорошо.
Сэр Джеки Стюарт интересный человек: у него удивительное умение сочетать в себе два качества, которыми обладает небольшое число людей. Он уделяет огромное внимание каждой детали, но в то же время сохраняет хорошее представление о картине в целом. Стюарт - отличный советник и хороший посол, он много сотрудничает с Genii и оказывает поддержку команде, замечая такие вещи, которые другие не видят. Но самое важное, он делится своим опытом и отлично адаптировался в нашей команде.
Вопрос: Следующий этап пройдет в Бельгии: гонщики очень любят трассу в Спа, у неё высокие требования к машине. Какие надежды вы связываете с этой гонкой и концом сезона? Вы определили срок, когда должны одержать победу?
Жерар Лопес: Этот этап очень важен для нас: команда проанализировала события прошедших гонок и разработала новинки, которые, как мы считаем, позволят машине вновь стать конкурентоспособной. Мы связываем высокие ожидания с этой гонкой и должны добиться хорошего результата. Команда не паниковала после событий последних Гран При, мы смогли понять, что пошло не так, а в следующей гонке оценим эффективность принятых мер.
Если бы машина была так же конкурентоспособна, как в начале сезона, если бы не возникло проблем с выхлопной системой и аэродинамической трубой, если бы выступал Роберт Кубица, мы могли бы побеждать в гонках. Из-за ряда проблем мы не добились ожидаемых результатов, но по-прежнему твердо уверены в том, что способны стать одной из лидирующих команд, а для этого надо побеждать в гонках.
В Формуле 1 важно постоянно смотреть вперед, а не оглядываться назад. В начале сезона мы думали, что способны претендовать на третье место в чемпионате, но некоторые события обернулись против нас, и сейчас мы стараемся бороться за четвертое место. Это будет нелегко, в Mercedes GP сделали большой шаг вперед в работе над машиной, но мы постараемся достичь своей цели.
Вопрос: Что вы думаете о чемпионате в целом? Кто, по вашему мнению, выиграет титул?
Жерар Лопес: Возможно, в McLaren надеются выиграть титул, как мы надеемся побороться за четвертое место в чемпионате. Отказ от этой цели означает отказ от Формулы 1.
Я не стал бы списывать со счетов и Фернандо Алонсо, но если машина кого-то из пилотов, будь то Дженсон, Льюис или Фернандо, окажется более эффективной, а команда по той или иной причине сделает большой шаг вперед, то они смогут бороться за титул и одержать победу. Если ситуация не изменится, чемпионский титул и Кубок конструкторов завоюют Себастьян Феттель и Red Bull Racing.