Заместитель управляющего директора Renault Sport F1 Роб Уайт хорошо известен в Формуле 1. Именно под его руководством создавались успешные гоночные моторы, завоевавшие немало побед и титулов на трассах Гран При. Сейчас инженер курирует работу с Red Bull Racing, Lotus Renault GP и Team Lotus, а с будущего года в число клиентов компании войдет и Williams. Об этом и многом другом Уайт рассказал в интервью ESPN.
Вопрос: В этом году с моторами Renault не было серьезных проблем – это следствие хорошо выполненной работы?
Роб Уайт: В целом, мы очень довольны теми результатами, которых добились наши команды-партнеры. Особенно приятно, что проблемы, с которыми мы могли столкнуться, извне практически не были заметны. Один из важнейших параметров в современной Формуле 1 – надёжность, потому наша цель – избежать отказов. Кроме того, чтобы демонстрировать конкурентоспособность и полностью удовлетворять запросам наших клиентов, мы должны обеспечивать крайне высокий уровень сервиса. Это непросто – требуются серьезные усилия наших сотрудников, работающих на базе, и гоночной бригады. Однако Renault F1 удалось добиться этого.
Вопрос: В следующем году в Формуле 1 вновь появится комбинация Williams-Renault…
Роб Уайт: Мы очень рады возобновлению сотрудничества с Williams, у нас был очень успешный период партнёрства в недавнем прошлом. За последние пару лет мы не раз общались и теперь сможем полностью удовлетворить их потребности, если сумеем работать лучше их нынешнего поставщика двигателей.
Вопрос: Увидим ли мы повторение былых успехов?
Роб Уайт: Мы должны оставаться реалистами. Конечно, грядущее партнерство вызывает оптимизм у обеих сторон, всем хочется добиться максимально возможных результатов. Но для этого предстоит серьезно поработать, и прежние успехи здесь ничего не гарантируют. Наша задача – сотрудничать с Williams, обеспечив их моторами, которые позволят рассчитывать на успех, а также оказывать техническую поддержку, которая позволила бы прибавить в сравнении с тем уровнем, на котором команда находится сейчас – и который, как всем известно, её не устраивает.
Вопрос: Со следующего сезона вы будете поставлять моторы четырём командам, три из которых имеют очень высокие результаты в настоящем или недавнем прошлом. Насколько сложно будет соблюсти баланс между ними?
Роб Уайт: Нам нравится решать задачи, поставленные командами. Работа с несколькими клиентами – важная часть нашего бизнеса. Все процессы налажены, все честно и прозрачно. В базе моторы одинаковы для всех команд, ограничено и количество наших сотрудников, которые работают с каждой из них на этапах Гран При.
Специфические особенности команд и их собственная информация лежат в основе успешных взаимоотношений и высокой конкурентоспособности тех, кто использует наши двигатели. Защите информации мы придаём серьезное значение, прекрасно понимая, насколько это важно. Если мы допустим ошибку в этом вопросе, внутреннее разбирательство будет очень серьезным.
Вопрос: Насколько сложно будет разрабатывать новые двигатели?
Роб Уайт: С 2014 года меняются правила, нас ждет новое семейство моторов. Фактически говорить надо даже не о двигателе, а о всем силовом агрегате. Это турбированная V-образная 1,6-литровая «шестёрка», KERS повышенной мощности, электродвигатель для движения вдоль боксов и не только. Здесь много неизвестных. Нет сомнений, что новые силовые агрегаты окажутся сложнее нынешних, так что перед нами стоит более серьезная задача.
Вопрос: Много говорится о том, как будут звучать моторы образца 2014 года…
Роб Уайт: Не так, как нынешние двигатели. Думаю, когда много лет назад мы отказались от турбомоторов в пользу безнаддувных агрегатов, разница тоже была – но со временем все привыкли. Нынешние перемены – возвращение нагнетателей и понижение планки максимальных оборотов – приведут к снижению уровня шума. Однако, очень важно понимать, что это будут особенные двигатели, по-прежнему весьма громкие, что должно стать одним из факторов успеха нового регламента.
Вопрос: Что вы скажете о присоединении Жиля Симона к проекту PURE?
Роб Уайт: Мы с Жилем давно знакомы, у нас сложились хорошие отношения за время его работы в Ferrari и FIA. Думаю, и после того, как он перебрался в PURE, мы продолжим поддерживать их. Тем не менее, первой реакцией стали удивление и определенный дискомфорт – ведь важный сотрудник FIA, имевший доступ к закрытой информации команд по ходу дискуссий о будущем регламента на моторы, получает пост в конкурирующей с нами компании.
Жиль, как и любой сотрудник FIA, получал от нас информацию о технической работе, которую мы ведем, о финансовых аспектах нашей деятельности, планах на будущее, тех ресурсах, которые мы собираемся задействовать, и тому подобных вещах. Потому мы хотели бы убедиться, что информация, к которой Жиль получил доступ лишь потому, что представлял FIA, не будет использована им на новом рабочем месте.
Вопрос: Как скажется на общей картине появление нового поставщика двигателей, начиная с 2014 года?
Роб Уайт: Пока мы ничего не знаем о том, кто будет предлагать командам моторы, построенные по новому регламенту. Нужно выполнить серьезный объём инженерных работ. Мы рассчитываем увидеть двигатели Renault в первой гонке сезона 2014 года и планируем поставлять их четырём командам. Думаю, и другие уже делились подобными планами. Если предположить, что к тому времени в Ф1 останется 12 команд, то оставшимся восьми предстоит использовать другие моторы. Разумеется, в Формуле 1 все может быстро поменяться, но фундаментальный момент в том, что пока никто не сделал формального заявления, с какими командами он будет сотрудничать в 2014-м. В ближайшие месяцы всё станет куда понятнее.