По пути в Сочи на Гран При России Даниил Квят пару дней провёл в Москве, и у нас была возможность побеседовать на разные темы, в том числе о начале сезона. По словам гонщика Toro Rosso, таблица результатов отражает не всю правду, а трудности носят временный характер.
Вопрос: Пожалуй, начало сезона складывается не так, как хотелось, но вы говорите, что у машины есть скорость, значит, и результаты будут. В этом году гонщикам действительно в удовольствие пилотировать новые машины?
Даниил Квят: Я бы сказал, что не худшим образом всё складывается. Хотя если смотреть только на таблицу результатов, возможно, картина не такая уж хорошая, но первая гонка прошла для меня очень успешно. Очень важно, что скорость была и в квалификации, и в гонке – в последние два года такой роскоши не было.
В Китае – сход по техническим причинам, я ничего не мог сделать, тем более что квалификацию я провел сильно, что опять же подтвердило нашу скорость. В Бахрейне она тоже была, но там в квалификации я допустил первую помарку в этом сезоне, но такое бывает, особенно когда результаты очень плотные.
В гонке с самого начала всё пошло не лучшим образом, хотя мы претендовали на очки. Поэтому после трёх Гран При я бы не стал делать выводы…
Вопрос: Просто по тональности ваших интервью в Бахрейне чувствуется, что нынешнее положение дел вас не устраивает. У вас есть какие-то претензии к себе лично?
Даниил Квят: Да, но ошибки бывают у всех. Поэтому сейчас, по-моему, надо повременить с такими претензиями и сконцентрироваться на работе. Пока я доволен и своей работой, и работой инженеров. У нас ещё 17 гонок, чтобы показать себя. Поэтому я думаю, что всё ОК.
Вопрос: После Бахрейна вы говорили, что вместе с командой всё проанализируете, чтобы избежать повторения столь неудачного старта и первого круга, которые, по сути, испортили вам гонку. Там были какие-то ваши ошибки, или всё это произошло из-за внешних обстоятельств?
Даниил Квят: На первом круге, когда вокруг тебя много машин, очень легко оказаться в неправильном месте в неправильное время, поэтому не нужно слишком сильно себя винить. Я доехал до финиша, мы получили много информации, что для меня было очень важно, и та гонка осталась позади.
Вопрос: Ситуацию с обгонами в 2017 году все начали обсуждать задолго до начала сезона. Как вы оцениваете её сейчас, после трёх первых гонок?
Даниил Квят: Я думаю, всё в порядке. После Австралии был «ложный звонок», потому что в Мельбурне бывает, что в гонке мало обгонов, если в течение всего Гран При ничего не происходит, если нет многообразия стратегий, и на трассу не выезжает сейфти-кар.
К первой гонке все подошли консервативно, но в следующих, когда возможностей для обгонов было уже больше, как, например, в Бахрейне, я пришёл к выводу: да, нелегко, да, стало тяжелее, но не невозможно.
Вопрос: Значит, вы согласны с мнением тех, кто считает, что обгоны в Формуле 1 должны быть штучным товаром, их надо готовить, при этом творчески мыслить, творчески исполнять, что только увеличивает ценность каждого удачного манёвра?
Даниил Квят: Можно посмотреть на это и с такой точки зрения. Все смотрят по-разному. Кому-то нравится, когда в гонке сто обгонов, но с DRS, кто-то предпочитает, когда их десять, но каждый из них – отличный, почти с контактом, с поздним торможением, вне зоны DRS. Нельзя сделать так, чтобы все были довольны. Лично меня всё устраивает.
Вопрос: В Сочи российских болельщиков ждёт хороший подарок: там пройдёт презентация интересной книги о гонщике Данииле Квяте, написанной нашим коллегой Олегом Карповым. Пока ещё не из серии «Жизнь замечательных людей», но, наверное, она может стать первой частью и такого труда. Вот только повествование обрывается на самом интригующем месте, на событиях 2013 года, когда вы подписали контракт с Toro Rosso. Планируется продолжение?
Даниил Квят: Надеюсь, продолжение будет лет через 20, не раньше! (смеётся) Всё-таки это никакая не биография, книга не обо мне, а о пути гонщика из страны, где не было культуры автоспорта, который смог попасть в Формулу 1. Многие в России всё еще не вполне понимают, как это может происходить, поэтому мы решили, что это неплохая идея – показать этот путь, рассказать о нём, о людях, которые меня окружали и помогали попасть в Ф1…
Думаю, когда и если появится автобиография – опять же, лет через 20 – у меня уже не будет ресурсов памяти, чтобы рассказать об этих людях. Поэтому я считаю, что сейчас было бы правильно уделить им внимание, им будет приятно. Формула 1 для меня – не финальная точка, но это тоже достижение.
Вопрос: Вот цитата из нашего с вами разговора двухлетней давности: «Мне в жизни ничего не давалось легко. У меня было много периодов, когда мы уже планировали закончить карьеру..., и в жизни они должны быть, ведь именно их можно назвать моментом истины, причём происходить эти ситуации должны достаточно часто, чтобы о них не забывать». Собственно, книга именно об этом. А какой период в вашей карьере сейчас?
Даниил Квят: Я считаю, что сейчас отличный период. Каждый раз, выезжая на трассу, ты знаешь, что у тебя есть шанс себя показать, а это всегда прекрасное ощущение. И сейчас оно присутствует, это очень важно. В последние годы, конечно, бывали моменты, когда не было уверенности в этом чувстве. Но сейчас оно есть, и я пытаюсь воспользоваться ситуацией, так что сейчас меня всё устраивает.
Естественно, через 20 лет вы узнаете больше! (смеётся)
Вопрос: Лучше поговорим о том, что произойдёт уже совсем скоро, о гонке в Сочи. Удалось ли после тестов и трёх этапов сезона собрать достаточно информации о работе новой резины Pirelli? Ведь Сочи Автодром – ещё одна трасса со своей спецификой, и если в Бахрейне асфальт абразивный, то в Сочи – очень гладкий и скользкий…
Даниил Квят: Да, думаю, три трассы, где прошли первые гонки, плюс Барселона, где проходили тесты, чем-то похожи по характеристикам, но затем мы приезжаем в Сочи, и всё начинается как бы с нуля. Естественно, мы имеем какое-то представление по опыту предыдущих лет, но трасса там особенная и, к сожалению, мало используется в течение года, поэтому асфальт остаётся скользким и гладким.
В этих условиях нужно заставить резину работать, это очень интересный вызов как для гонщиков, так и для инженеров. Если всё сделать правильно, то можно добиться хороших результатов, как это удалось нам с Toro Rosso в 2014 году, когда мы отлично провели квалификацию, показав 5-й результат. Мы там даже третьими могли быть, и всё потому, что смогли лучше соперников заставить резину работать. Надеемся, что сейчас тоже найдём подход к шинам, но остальные гонщики тоже надеются найти этот подход. У всех будет шанс, и мы попытаемся его использовать.
Вопрос: Вы и ваши инженеры ещё помнят те секреты, благодаря которым тогда удалось добиться успеха? Или с тех пор всё сильно изменилось?
Даниил Квят: Сейчас трудно сравнивать, потому что резина существенно меняется каждый год, но мы знаем, почему тогда были быстры. Просто это нельзя перенести на нынешний сезон.
Вопрос: С прошлого года вы сотрудничаете с известной IT- компанией Acronis, но чувствуется ли рост интереса со стороны российских деловых кругов? Идут ли переговоры о каких-то новых контрактах с потенциальными спонсорами?
Даниил Квят: Мы всегда приветствуем новых партнёров и спонсоров, и сейчас самым крупным партнёром действительно является Acronis, эта поддержка нам очень приятна. Мы знаем, что сейчас не самые лёгкие времена, но думаем, что Формула 1 – отличная платформа для продвижения продуктов. Некоторые просто недооценивают, насколько глобальный это вид спорта. К сожалению, пока в России все немного замкнуты на футболе, на хоккее – это отличные виды спорта, я ничего не имею против – но, естественно, есть и другие…
Вопрос: Вы не раз говорили, что всё, что связано с прошлогодней гонкой в Сочи, осталось в прошлом. И вдруг в превью Гран При России от команды Toro Rosso читаем вашу милую шутку о том, что «торпедировать Себастьяна – моё хобби». Наверное, неплохо, что те события теперь вызывают у вас лишь такую весёлую реакцию…
Даниил Квят: Я думаю, да, просто я таким образом заранее отвечаю на все ваши возможные вопросы! (смеётся)
Вопрос: Нико Росберг, завоевав титул, подчёркивал, что во многом ему помогла работа с психологами, которая научила его не обращать внимание на второстепенные вещи и фокусироваться только на главных задачах. В своё время работа со спортивным психологом помогла и Роману Грожану – вы не применяете подобных подходов? Не планируете?
Даниил Квят: Конечно, бывали периоды, когда много чего пробуешь. Но мне ещё рано об этом рассказывать. Сейчас я предпочитаю работать над собой самостоятельно.
Вопрос: Но вы признаёте, что кому-то это может быть полезно?
Даниил Квят: Кому-то – да, но жизнь у всех по-разному развивается, и так получилось, что я для себя решил: лучше работать самому.
Вопрос: Тема разговоров последних недель – предстоящее выступление Фернандо Алонсо в Indy 500. Мнения разделились, кто-то рад за него, а кто-то, в том числе Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing, считает это авантюрой. В прошлом году, когда обсуждалась система Halo, вы говорили, что автоспорт всегда сопряжён с риском, и так это и должно быть. Значит, лично вас не остановила бы репутация гонок на овалах, где риск несколько выше, чем в Формуле 1, если бы вам предложили что-то подобное? Вам было бы интересно попробовать свои силы в такой гонке, как «500 миль Индианаполиса»?
Даниил Квят: Это действительно одна из самых опасных и скоростных гонок в истории автоспорта, насколько мне известно. Поэтому я очень приветствую смелость и решение Фернандо, по-моему, это достойно уважения. Каждый выбирает, что ему нравится. Наверное, ему всегда нравилась гонка Indy 500, но меня лично она никогда не привлекала. Для репутации Алонсо это огромный плюс, хотя у него и так отличная репутация, и он делает это для себя, после чего его будут уважать ещё больше.
Но меня это не очень привлекает, думаю, что у меня там просто закружится голова! (смеётся) Но я уважаю гонщиков, которые там выступают. Лично мне из других категорий очень нравится ралли – тоже довольно сумасшедшие гонки.
Вопрос: Вы уже пробовали?
Даниил Квят: Да, пробовал тестироваться, и мне очень понравилось. Когда проезжаешь в сантиметрах от дерева на скорости в 180 км/ч в полном заносе, то это море адреналина. Опять же, там езда не по кругу, там каждый поворот – другая история, и это меня очень привлекает.
Вопрос: Но в ралли надо работать со штурманом…
Даниил Квят: Я говорил на эту тему с Кими Райкконеном, он сказал, что нужно очень долго привыкать к тому, что ты доверяешь не своему внутреннему голосу на 100%, но также и штурману. Нужен опыт, и после восьми лет выступлений ты, конечно, запоминаешь трассы, но первые год-два там очень тяжело.
Вопрос: Судя по всему, у вас сейчас хороший настрой, а что касается трудностей, которые мы видим в начале сезона, то это всё преодолимо…
Даниил Квят: Для меня они не так заметны, как для вас! (смеётся)
Вопрос: Может быть, такому позитивному настрою помогает то, что у вас в личной жизни порядок? По крайней мере, теперь вы этого не скрываете (подруга Даниила Квята – Келли Пике, дочь трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике)…
Даниил Квят: Честно говоря, у меня сейчас всё хорошо в личной жизни. Возможно, да, это помогло, надо это признать!