Молодёжная программа Red Bull считается одной из самых эффективных, хотя порядки там весьма строгие. За 14 лет австрийская компания дала возможность десяти гонщикам дебютировать в Формуле 1, пять из которых успешно выступают в этом сезоне. Хельмут Марко, консультант Red Bull по автоспорту, подробно рассказал о подходе к выбору гонщиков и их перспективах.
Вопрос: Господин Марко, вы предполагали, что молодёжная программа станет столь успешной?
Хельмут Марко: Нет! Когда мы её организовали, у нас не было команды в Формуле 1, так что мы оказывали молодым гонщикам скорее финансовую поддержку. Затем внезапно у нас появилось две команды Формулы 1! Подход изменился, поскольку мы поняли, что найти гонщика, способного выступать в Формуле 1, проще, чем того, кто сможет выиграть Гран При. Отбор стал строже, мы продолжали работать только с теми, кто добивался успеха в молодежных сериях.
Вопрос: Каждый год в разных гоночных сериях выступает много талантливых пилотов. Как в Red Bull решают, кого из них поддерживать? Как вы выбираете особенных гонщиков?
Хельмут Марко: Всё зависит от результатов! Гонщики должны побеждать. Но, разумеется, мы учитываем, в какой команде они выступают, а также прочие обстоятельства, двигатель и так далее. Но я не хочу рассказывать вам обо всех деталях!
Вопрос: Если посмотреть на Карлоса Сайнса и Макса Ферстаппена…
Хельмут Марко (перебивает): С Максом нельзя сравнивать. Он очень сильно отличается от остальных. Отец дал ему уникальное воспитание в картинге, и так быстро в Формулу 1 уже никто не сможет попасть.
Вопрос: Карлос проводит третий сезон в Toro Rosso, следовательно, помимо результатов и прогресса, важную роль играет терпение. Сложно ли определиться с будущим гонщиков?
Хельмут Марко: Очень сложно. Надо оказаться в правильном месте в нужное время.
Вопрос: Вам когда-либо приходилось расставаться с гонщиком с мыслью: «Возможно, это было неправильное решение»?
Хельмут Марко: С Себастьеном Буэми, но в тот момент так сложились обстоятельства. Как вы знаете, сейчас он отлично выступает в WEC, доминирует в Формуле E и великолепно работает на нашем симуляторе.
Вопрос: Расскажите подробнее, как вы выбираете гонщиков для молодёжной программы? Есть ли специальная группа людей, которая этим занимается?
Хельмут Марко: У нас хорошая система! (смеётся)
Вопрос: Возможно, она работает слишком хорошо, если у вас много талантливых гонщиков…
Хельмут Марко: Да, наша проблема – слишком большой выбор. Но это лучше, чем оказаться в такой ситуации, как Ferrari или Mercedes.
Вопрос: Вы когда-либо предполагали, что столь широкий выбор может вызвать проблемы?
Хельмут Марко: Занявшись проектом в Формуле 1, мы стремились стать конкурентоспособными и выиграть пару Гран При. Но завоевать четыре титула с участником нашей молодежной программы и работать с двумя победителями Гран При – это превзошло все ожидания и не может не радовать.
Вопрос: В 2014-м Макс Ферстаппен выиграл все три гонки на Норисринге в европейской Формуле 3 – это самое яркое достижение молодого гонщика, которое вы когда-либо видели?
Хельмут Марко: Да!
Вопрос: И тогда вы решили подписать с ним контракт?
Хельмут Марко: К тому моменту мы уже некоторое время вели переговоры. Но мы обсуждали и GP2, и GP3 – варианты были разные… После той гонки я позвонил его отцу Йосу, и мы всё проанализировали. У нас особый подход, поэтому он не спешил с ответом. Но если не рисковать, то становится неинтересно!
Вопрос: В 2016-м вы подписали контракт с еще одним молодым голландским гонщиком, с Ричардом Ферсхором. Какой вам видится его дальнейшая карьера?
Хельмут Марко: Я видел его в прошлом году в Сочи, где он совершил фантастический обгон по внешней траектории. Ричард неплохо выступал в Toyota Racing Series в Новой Зеландии. Один неудачный уик-энд стоил ему титула, но мне кажется, это был лучший дебютант. Посмотрим, как он будет выступать в Формуле Renault 2.0. Тесты прошли неплохо, он стабильно оказывался в тройке или в пятёрке лучших. Но у него сильные напарники. Посмотрим.
Вопрос: Ферсхор уже довольно зрелый гонщик. Насколько это важно? Какую роль играет то, что он умеет справляться с дополнительным прессингом?
Хельмут Марко: Прежде всего, надо быть быстрым, нужен талант быстро ездить. Кроме того, надо уметь справляться с прессингом, а также важна способность заставить команду поверить в тебя, умение завоевать её поддержку. Всё это зависит от самого гонщика. То же самое происходит в Формуле 1. Мы не так часто вмешиваемся, позволяя гонщикам развиваться, ведь они должны научиться прогрессировать самостоятельно. Кроме того, мы не вмешиваемся в то, как они дают интервью и так далее. Они могут говорить, как хотят, даже в Формуле 1.
Вопрос: Значит, для вас важны только результаты в конце года?
Хельмут Марко: Только результаты, ничего более.